СПБУ применяют преимущественно для разведочного бурения морских нефтяных и газовых скважин в акваториях с глубинами вод 30-120 м. Эти установки состоят из плавучего понтона, служащего корпусом установки, и трех и более выдвижных опорных колонн, установленных по углам корпуса при числе колонн три-пять и на длинных сторонах корпуса при шести и более опорах.
На корпусе СПБУ размещают технологическое, энергетическое и вспомогательное оборудование, технологические запасы материалов, топлива, питьевую и технологическую воду, инструмент, трубы, жилые и служебные помещения, склады, вертолетную площадку и др.
При транспортировке на точку бурения СПБУ передвигается с поднятыми вверх и закрепленными в этом положении опорами. На точке бурения колонны с помощью подъемных устройств опускают вниз, и корпус с установленным оборудованием, инструментом, трубами, материалами поднимается подъемными устройствами вверх по опорным колоннам на высоту, исключающую удар волны в днище корпуса. Возвышение днища Н0 над уровнем спокойной воды регламентируется Правилами Регистра и определяется (в м) с учетом астрономических и штормовых приливов не менее, чем на клиренс:
H0 = 0,6h50+ 1,5,
где А5о - экстремальная высота волны 50-летнего шторма для данного района моря, м.
Существует ряд конструкций и типов СПБУ. Их различают по конструкции опорных колонн и подъемных устройств. На определение числа опорных колонн влияет ряд факторов: глубина моря, гидрометеорологические условия, способ задавливания опорных колонн в грунт и извлечение их из грунта, морское дно, общая масса поднимаемого корпуса, технологичность и трудоемкость изготовления и др.
На больших глубинах возрастают волновые нагрузки на каждую колонну.
В целях обеспечения прочности на изгиб большой длины колонн требуется увеличение ее поперечного сечения. Поэтому на глубинах более 60 м в установках применяют не более четырех опор со значительным преобладанием установок с тремя опорами и начиная с глубины 90 м используют установки только с тремя опорами.
Установки с цилиндрическими опорами применяют на глубинах до 45 м (примерно 65-70 %) и в диапазоне глубин 45-74 м -установки с цилиндрическими и ферменными опорами, а на глубинах свыше 75 м используют установки только с ферменными опорами. Конструкции ферменных опор проектируют прямоугольной, квадратной и треугольной формы. Наиболее удачная конструкция - опора треугольного сечения. Такая конструкция удачно вписывается в треугольную форму корпуса и имеет относительно меньшее число элементов, подверженных воздействию волн. Нижние концы опор заканчиваются башмаками или общей опорной плитой, связывающей опорные колонны между собой.
Устройство СПБУ
На рис. 5.1 показана конструкция СПБУ «Каспий». Она состоит из прямоугольного в плане металлического понтона 1, который в рабочем положении опирается на четыре опорные колонны 8, расположенные по углам. Расстояние между опорными колоннами (база) как вдоль СПБУ, так и поперек равно 35,4 м, длина опорных колонн 100 м. Колонны квадратного сечения выполнены в виде сквозных решетчатых ферм из сварных трубчатых элементов с рейками по углам колонны для механизма подъема. Нижние концы колонн выполнены в виде резервуаров 9. Они могут вдавливаться в грунт на дне моря на глубину до 15 м. Скорость подъема понтона при работе домкратов равна 0,5 м/мин, а скорость опускания — 0,4 м/мин.
На палубе установки по двум продольным направляющим рельсам в корме СПБУ передвигается подвышечный портал 2 размером 18x16 м, на котором находится буровая лебедка 11 и вышка 3. Перемещение портала позволяет бурить три скважины с одного положения СПБУ.
На палубе в носовой части СПБУ расположена четырехъярусная рубка 14, в которой имеются жилые помещения для обслуживающего персонала, размещенного в двухместных каютах с общим числом мест 50. Жилые помещения имеют камбуз, прачечную, столовую, комнату отдыха, кают-компанию, изолятор, душевые, туалеты и снабжены системой кондиционирования воздуха. Помимо этого, в рубке размещается пульт управления подъемом, лаборатория грунтов, каротажная станция.
На СПБУ для грузовых работ установлены два полноповоротных электрических крана 4 грузоподъемностью по 12 т. В центре на палубе размещены стеллажи общей площадью 500 м для хранения до 450 т бурильных и обсадных труб.
СПБУ снабжена якорным устройством судового типа, состоящее из двух якорей Холла 7 по 8 т каждый, цепи калибром 77 мм при длине в 300 м, хранящихся в цепных ящиках. Использование этого якорного устройства предусмотрено лишь в аварийных случаях. СПБУ на рейдовые точки ставят при помощи двух насосных палубных лебедок 10 грузоподъемностью 15 т каждая и четырех кормовых лебедок с емкостью барабана 350 м троса диаметром 44,5 мм.
Спасательное устройство состоит из шести надувных спасательных плотов вместимостью по 14 человек и двух моторных шлюпок 6 вместимостью по 30 человек каждая, подвешенных под вертолетной площадкой. Для посадки и высадки людей имеется подвесная люлька на шесть человек и оборудованная вертолетная площадка 5 размером 25x25 м. На палубе СПБУ размещены четыре портала 13 для подъемных механизмов опорных колонн, домкраты которых способны обеспечить грузоподъемность 4x2500 т при подъеме корпуса установки.
На СПБУ расположена полностью электрифицированная с приводом от электродвигателей переменного тока буровая установка 6000ПЭ. Буровая вышка с крупнопанельной решеткой имеет высоту 53 м и грузоподъемность 320 т. Спуско-подъемные операции выполняютсяпомощью механизма АСП-4 и механизма подачи долота на забой РПД-ЗП.
Рисунок 5.1. СПБУ «Каспий» с четырьмя порными колоннами
Буровой раствор подается тремя буровыми насосами У8-6 с приводом от электродвигателей 17 постоянного тока с мощностью 800 кВт, цементный раствор - четырьмя насосами 75 с приводом от электромотора ПТ с мощностью 450 кВт. Циркуляционная система бурового раствора состоит из трех рабочих емкостей 12 по 30 м3 и двух по 50 м, двух сдвоенных вибросит и трех гидроциклонов с расходом 60 л/сек для очистки раствора. Все они установлены на главной палубе. В трюме установлены три запасные емкости 16 для раствора по 60 м3.
Сыпучие материалы (барит, цемент и т.д.) хранятся в девяти закрытых бункерах 19 емкостью по 45 м3 каждый, загрузка и выгрузка материала из них производится пневмотранспортом от компрессорной станции по трубопроводам. Объем бункеров позволяет одновременно хранить 135 т цемента, 282 т барита и 144 т бентонита.
Электростанция СПБУ состоит из четырех дизельгенераторов 18 переменного тока мощностью по 1000 кВт каждый с приводом от дизельных двигателей мощностью 1500 л.с., двух вспомогательных котлов производительностью 1 т/ч пара и два опреснителя морской воды по 20 т/сутки.
В составе противопожарных средств на СПБУ имеется система водяного тушения - для всей установки, жидкого и пенотушения -машинно-котельного отделения и цистерн бурового раствора, паротушения - для топливных цистерн.
СПБУ рассчитано на работу в штормовых условиях при высоте волн 11,4 м и ветре скоростью до 44,5 м/с.