ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВПО «ВГУ»)
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой
педагогики и педагогической психологии
________________ Бережная И.Ф.
подпись
15.06.2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
М1.Б.3 Педагогика
Код и наименование дисциплины в соответствии с Учебным планом
- Шифр и наименование направления подготовки / специальности:
020100 Химия
________________________________________________________________________
- Профиль подготовки / специализация/магистерская программа:
Аналитическая химия
- Квалификация (степень) выпускника: магистр
4. Форма обучения: очная
5. Кафедра, отвечающая за реализацию дисциплины:
педагогики и педагогической психологии факультета философии и психологии
6. Составители программы:
Кривотулова Елена Владимировна, канд. пед. наук, доцент
(ФИО, ученая степень, ученое звание)
. Рекомендована:
|
|
научно-методическим советом факультета философии и психологии,
протокол от 02.07. 2018, № 1400-06
(наименование рекомендующей структуры, дата, номер протокола)
8. Учебный год: 2018 /2019 Семестр(ы): 2
9. Цели и задачи учебной дисциплины:
Цель изучения учебной дисциплины - является формирование у магистрантов психолого-педагогических компетенций, обеспечивающих эффективное решение
профессиональных и социально-личностных проблем педагогической
деятельности в вузах.
Задачи изучения дисциплины «Педагогика»
определяются требованиями к овладению студентами обобщенными знаниями и
умениями, лежащими в основе педагогических компетенций,
характеризующих педагогическую компетентность выпускника
магистратуры.
10. Место учебной дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Педагогика» относится к базовой части общенаучного цикла М1.Б магистратуры.
Приступая к изучению данной дисциплины, студенты должны иметь
знания и умения, полученные в ходе изучения программ бакалавриата («Педагогика», «Психология»).
У студентов должны быть сформированы компетенции:
способность ориентироваться в условиях производственной деятельности и адаптироваться в новых условиях (ОК-1); умение принимать нестандартные решения (ОК-2); владение иностранным (прежде всего английским) языком в области профессиональной деятельности и межличностного общения (ОК-3); понимание философских концепций естествознания, роли естественных наук (химии в том числе) в выработке научного мировоззрения (ОК-4).
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
|
|
Знания:
методологические основы научного познания;
разбираться в структурных компонентах личности и деятельности, познавательных процессах;
знать основы психологии групп и коллективов;
Умения:
понимать принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания;
самостоятельно работать с различными источниками информации;
Владения:
моральными нормами и основами нравственного поведения;
навыками реферирования и аннотирования научной литературы, навыками исследовательской работы.
11. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:
владение современными компьютерными технологиями, применяемыми при обработке результатов научных экспериментов и сборе, обработке, хранении и передачи информации при проведении самостоятельных научных исследований (ОК-5);
понимание принципов работы и умением работать на современной научной аппаратуре при проведении научных исследований (ОК-6).
Формирование указанных компетенций обеспечивается освоением
следующих обобщенных педагогических знаний и умений.
знать:
· особенности современного этапа развития высшей школы;
· общие и профессиональные компетенции, профессионально значимые природные
задатки, возможности, способности, качества, умения, преподавателя вуза;
· возрастные и иные особенности студенческого возраста (юности и молодости);
· особенности дидактики высшей школы, принципы обучения и их проявление в
системе высшего профессионального образования;
· особенности воспитательной работы, принципы, формы и методы воспитания в
вузе;
· принципы формы и методы психолого-педагогической диагностики;
· источники информации о достижениях в области педагогики в высших учебных заведениях;
· психолого-педагогические основы современного образования в профильной и
высшей школе;
· проблемы развития современного образования в условиях высшей школы;
уметь:
· анализировать основные подходы отечественной и зарубежной педагогической
науки и образовательной практики в условиях высшей школы;
· анализировать особенности педагогического проектирования и моделирования,
направленных на решение проблем образования в высшей школе;
· характеризовать основные подходы к образованию и организации образовательной
практике в высшей школе;
· подготовить и провести лекцию, семинар, конференцию и т. д.;
· применять на практике в процессе обучения и воспитания новейшие педагогические технологии, методы, приемы в целях эффективности педагогического процесса;
владеть:
· основными методами решения проблем развития современного образования в
условиях высшей школы;
· способами работы с различными источниками педагогических знаний;
· основными видами образовательной деятельности в высшей школе;
· способами и методами решения задач инновационного развития образовательного
учреждения;
· основными способами прогнозирования, проектирования и моделирования
образовательного процесса в высшей школе.
Структура и содержание учебной дисциплины
12.1 Объем дисциплины в зачетных единицах/часах в соответствии с учебным планом — ЗЕТ2 / 72часа
Виды учебной работы
Вид учебной работы | Трудоемкость (часы) | ||||
Всего | В том числе в интерактивной форме | По семестрам | |||
2 сем. | № сем. | ….. | |||
Аудиторные занятия | 19 | - | 19 | ||
в том числе: лекции | - | - | 19 | ||
практические | 19 | - | |||
лабораторные | - | - | - | ||
Самостоятельная работа | 53 | - | 53 | ||
Итого: | 72 | - | 72 | ||
Форма промежуточной аттестации | зачет | зачет |
|
|
Содержание разделов дисциплины
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела дисциплины |
1. | Общие основы педагогики высшей школы . | Предмет педагогики и психологии высшей школы Структура и сущность педагогических систем Культурно-образовательная среда высшей школы: определение, структура, влияние на образовательный процесс Система высшего образования в современных условиях |
2 | Краткая история и современное состояние высшего образования в России | Зарождение и основные тенденции развития высшего образования в России (XVII - начало XX в.) Первые высшие учебные заведения в России Педагогическая практика и педагогические идеи в системе образования в России в XVIII - XIX вв. Система высшего образования в советский период Особенности развития высшего образования в России и СССР Становление и развитие высшего образования в Воронеже (первые высшие учебные заведения) История становления и развития ВГУ Восстановление системы высшего образования, его качественная и количественная динамика после Великой Отечественной войны Современные тенденции развития высшего образования за рубежом и перспективы российской высшей школы Высшая школа за рубежом Перспективы развития высшей школы в Российской Федерации. |
3. | Образовательный процесс в высшей школе | Целостный педагогический процесс в вузе - сложная многокомпонентная педагогическая система. Структура, основные характеристики и закономерности педагогического процесса. Характеристика основных этапов целостного педагогического процесса. Специфика образовательного процесса классического университета Деятельность педагога и деятельность студента в целостном педагогическом процессе. Реформирование (совершенствование, обновление) педагогического процесса. Компетентностный подход к построению образовательного процесса вуза. |
4. | Студент как субъект образовательного процесса. | Особенности учебной деятельности в высшей школе. Определение и структура учебной деятельности Психофизиологические и психические уровни учебной деятельности. Формирование творческой личности в учебной деятельности. Саморазвитие современного специалиста |
5. | Дидактика высшей школы | Педагогические основы процесса обучения в высшей школе. Основные методы, формы и средства обучения в вузе. Самостоятельная и научно-исследовательская работа Студентов. Технологизация и информатизация образовательного процесса в вузе. Инновации в высшем образовании и педагогической. деятельности преподавателя вуза. |
6. | Теоретико-практические основы воспитания в высшей школе | Сущность процесса воспитания в вузе Воспитательная система в вузе. Куратор, тьютор, ментор в высшей школе и его роль в профессиональном воспитании студентов. Досуговая и волонтерская деятельность современного студента. |
7. | Педагогический менеджмент в системе высшего образования | Психолого-педагогические основы вузовского менеджмента Педагогический мониторинг Индивидуальный стиль деятельности и общения субъектов образовательного процесса и его учет в управленческой деятельности. Пути сотрудничества всех участников образовательного процесса. Вовлечение студентов в работу органов управления вуза и управление качеством профессиональной подготовки. Педагогическая компетентность выпускника магистратуры. |
8. | Педагогическая компетентность преподавателя вуза | Профессионально обусловленные требования к преподавателю высшей школы как воспитателю, преподавателю, методисту. Цели и функции педагогической деятельности преподавателя вуза, ее структура и содержание. Модель компетенций преподавателя вуза. Проектировочная компетентность преподавателя вуза в современных условиях образования. Виды, уровни и критерии оценки педагогической деятельности. Психологические условия эффективности педагогической деятельности преподавателя высшей школы: профессиональные знания, умения, навыки, способности; имидж; личностные качества, характеристика самосознания (направленность личности, особенности ценностно-смысловой сферы). Профессиональная рефлексия педагогической деятельности как ключевой элемент ее эффективности. Мотивация к самосовершенствованию. Мастерство, новаторство и творчество в педагогической деятельности. Лекторское мастерство и коммуникативная компетентность как психологическая сущность профессионального мастерства. Творческий потенциал преподавателя и его развитие в процессе самообразования. Педагогическая культура преподавателя, этика и эстетика педагогического труда. |
|
|