Содержание разделов дисциплины

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «ВГУ»)

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

 

педагогики и педагогической психологии

________________ Бережная И.Ф.

подпись

15.06.2018 г.   

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

М1.Б.3 Педагогика     

Код и наименование дисциплины в соответствии с Учебным планом

  1. Шифр и наименование направления подготовки / специальности:

020100 Химия

________________________________________________________________________

  1. Профиль подготовки / специализация/магистерская программа:

Аналитическая химия

  1. Квалификация (степень) выпускника: магистр

4. Форма обучения: очная

5. Кафедра, отвечающая за реализацию дисциплины:

педагогики и педагогической психологии факультета философии и психологии

6. Составители программы:

Кривотулова Елена Владимировна, канд. пед. наук, доцент

 (ФИО, ученая степень, ученое звание)    

. Рекомендована:

научно-методическим советом факультета философии и психологии,

 протокол от 02.07. 2018, № 1400-06

(наименование рекомендующей структуры, дата, номер протокола)

 

8. Учебный год: 2018 /2019                           Семестр(ы): 2

 

9. Цели и задачи учебной дисциплины:

Цель изучения учебной дисциплины - является формирование у магистрантов психолого-педагогических компетенций, обеспечивающих эффективное решение

профессиональных и социально-личностных проблем педагогической

деятельности в вузах.

Задачи изучения дисциплины «Педагогика»

определяются требованиями к овладению студентами обобщенными знаниями и

умениями, лежащими в основе педагогических компетенций,

характеризующих педагогическую компетентность выпускника

магистратуры.

10. Место учебной дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Педагогика» относится к базовой части общенаучного цикла М1.Б магистратуры.

Приступая к изучению данной дисциплины, студенты должны иметь

знания и умения, полученные в ходе изучения программ бакалавриата («Педагогика», «Психология»).

У студентов должны быть сформированы компетенции:

способность ориентироваться в условиях производственной деятельности и адаптироваться в новых условиях (ОК-1);  умение принимать нестандартные решения (ОК-2); владение иностранным (прежде всего английским) языком в области профессиональной деятельности и межличностного общения (ОК-3); понимание философских концепций естествознания, роли естественных наук (химии в том числе) в выработке научного мировоззрения (ОК-4).

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

Знания:

методологические основы научного познания;

разбираться в структурных компонентах личности и деятельности, познавательных процессах;

знать основы психологии групп и коллективов;

Умения:

понимать принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания;

самостоятельно работать с различными источниками информации;

Владения:

моральными нормами и основами нравственного поведения;

навыками реферирования и аннотирования научной литературы, навыками исследовательской работы.

11. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

владение современными компьютерными технологиями, применяемыми при обработке результатов научных экспериментов и сборе, обработке, хранении и передачи информации при проведении самостоятельных научных исследований (ОК-5);

понимание принципов работы и умением работать на современной научной аппаратуре при проведении научных исследований (ОК-6).

Формирование указанных компетенций обеспечивается освоением

следующих обобщенных педагогических знаний и умений.

знать:

· особенности современного этапа развития высшей школы;

· общие и профессиональные компетенции, профессионально значимые природные

задатки, возможности, способности, качества, умения, преподавателя вуза;

· возрастные и иные особенности студенческого возраста (юности и молодости);

· особенности дидактики высшей школы, принципы обучения и их проявление в

системе высшего профессионального образования;

· особенности воспитательной работы, принципы, формы и методы воспитания в

вузе;

· принципы формы и методы психолого-педагогической диагностики;

· источники информации о достижениях в области педагогики в высших учебных заведениях;

· психолого-педагогические основы современного образования в профильной и

высшей школе;

· проблемы развития современного образования в условиях высшей школы;

уметь:

· анализировать основные подходы отечественной и зарубежной педагогической

науки и образовательной практики в условиях высшей школы;

· анализировать особенности педагогического проектирования и моделирования,

направленных на решение проблем образования в высшей школе;

· характеризовать основные подходы к образованию и организации образовательной

практике в высшей школе;

· подготовить и провести лекцию, семинар, конференцию и т. д.;

· применять на практике в процессе обучения и воспитания новейшие педагогические технологии, методы, приемы в целях эффективности педагогического процесса;

владеть:

· основными методами решения проблем развития современного образования в

условиях высшей школы;

· способами работы с различными источниками педагогических знаний;

· основными видами образовательной деятельности в высшей школе;

· способами и методами решения задач инновационного развития образовательного

учреждения;

· основными способами прогнозирования, проектирования и моделирования

образовательного процесса в высшей школе.

Структура и содержание учебной дисциплины

12.1 Объем дисциплины в зачетных единицах/часах в соответствии с учебным планом — ЗЕТ2 / 72часа

Виды учебной работы

Вид учебной работы

Трудоемкость (часы)

Всего

В том числе в интерактивной форме

По семестрам

2 сем. № сем. …..
Аудиторные занятия 19 - 19    
в том числе:                      лекции - - 19    
практические 19 -      
лабораторные - - -    
Самостоятельная работа 53 - 53    
Итого: 72 - 72    
Форма промежуточной аттестации зачет   зачет    

 

Содержание разделов дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела дисциплины
1. Общие основы педагогики высшей школы .   Предмет педагогики и психологии высшей школы Структура и сущность педагогических систем Культурно-образовательная среда высшей школы: определение, структура, влияние на образовательный процесс Система высшего образования в современных условиях
2 Краткая история и современное состояние высшего образования в России Зарождение и основные тенденции развития высшего образования в России (XVII - начало XX в.) Первые высшие учебные заведения в России Педагогическая практика и педагогические идеи в системе образования в России в XVIII - XIX вв. Система высшего образования в советский период Особенности развития высшего образования в России и СССР Становление и развитие высшего образования в Воронеже (первые высшие учебные заведения) История становления и развития ВГУ  Восстановление системы высшего образования, его качественная и количественная динамика после Великой Отечественной войны Современные тенденции развития высшего образования за рубежом и перспективы российской высшей школы Высшая школа за рубежом Перспективы развития высшей школы в Российской Федерации.
3. Образовательный процесс в высшей школе Целостный педагогический процесс в вузе - сложная многокомпонентная педагогическая система. Структура, основные характеристики и закономерности педагогического процесса. Характеристика основных этапов целостного педагогического процесса. Специфика образовательного процесса классического университета Деятельность педагога и деятельность студента в целостном педагогическом процессе. Реформирование (совершенствование, обновление) педагогического процесса. Компетентностный подход к построению образовательного процесса вуза.
4. Студент как субъект образовательного процесса. Особенности учебной деятельности в высшей школе. Определение и структура учебной деятельности Психофизиологические и психические уровни учебной деятельности. Формирование творческой личности в учебной деятельности. Саморазвитие современного специалиста
5. Дидактика высшей школы   Педагогические основы процесса обучения в высшей школе. Основные методы, формы и средства обучения в вузе. Самостоятельная и научно-исследовательская работа Студентов. Технологизация и информатизация образовательного процесса в вузе. Инновации в высшем образовании и педагогической. деятельности преподавателя вуза.
6. Теоретико-практические основы воспитания в высшей школе   Сущность процесса воспитания в вузе Воспитательная система в вузе. Куратор, тьютор, ментор в высшей школе и его роль в профессиональном воспитании студентов. Досуговая и волонтерская деятельность современного студента.
7. Педагогический менеджмент в системе высшего образования   Психолого-педагогические основы вузовского менеджмента Педагогический мониторинг Индивидуальный стиль деятельности и общения субъектов образовательного процесса и его учет в управленческой деятельности. Пути сотрудничества всех участников образовательного процесса. Вовлечение студентов в работу органов управления вуза и управление качеством профессиональной подготовки. Педагогическая компетентность выпускника магистратуры.
8. Педагогическая компетентность преподавателя вуза Профессионально обусловленные требования к преподавателю высшей школы как воспитателю, преподавателю, методисту. Цели и функции педагогической деятельности преподавателя вуза, ее структура и содержание. Модель компетенций преподавателя вуза. Проектировочная компетентность преподавателя вуза в современных условиях образования. Виды, уровни и критерии оценки педагогической деятельности. Психологические условия эффективности педагогической деятельности преподавателя высшей школы: профессиональные знания, умения, навыки, способности; имидж; личностные качества, характеристика самосознания (направленность личности, особенности ценностно-смысловой сферы). Профессиональная рефлексия педагогической деятельности как ключевой элемент ее эффективности. Мотивация к самосовершенствованию. Мастерство, новаторство и творчество в педагогической деятельности. Лекторское мастерство и коммуникативная компетентность как психологическая сущность профессионального мастерства. Творческий потенциал преподавателя и его развитие в процессе самообразования. Педагогическая культура преподавателя, этика и эстетика педагогического труда.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: