Задания для самостоятельной работы

Введение

 

Самостоятельная работа студентов являетсянеобходимым и обязательным элементом организации деятельности по обучению и воспитанию студентов специальности «Правоведение».

Обучение и воспитание студентов тогда достигает должной эффективности, когда оно завершается их активной, систематической и целенаправленной самообразовательной деятельностью по углублению и развитию полученных знаний и выработке на их основе профессионально значимых умений, личностных качеств и свойств.

Необходимость активной, постоянной и целенаправленной самостоятельной работы студентов обусловлена, прежде всего, тем, что деятельность, к которой они готовятся, требует от будущих юристов практического проявления самостоятельности, инициативы и творчества.

Умение самостоятельно мыслить и действовать формируется и совершенствуется у студентов преимущественно в процессе самостоятельной работы над учебным материалом. Именно в самостоятельной работе могут более всего проявиться и реализоваться мотивация обучаемого к достижению целей обучения, его самоорганизованность, внутренняя самодисциплина и иные значимые личностные качества.

Основными требованиями к организации самостоятельной работы являются:

- предельно четкая ее увязка с информационной, развивающей и воспитывающей целью учебного курса, органичность включения в его алгоритм;

- максимальное соответствие возможностям обучаемых, дифференциация сложности по индивидуальным уровням обученности, постоянная генерация позитивных учебных мотивов, поддержание атмосферы постоянной интеллектуальной напряженности и познавательного интереса;

- обеспечение возможности осуществления взаимопомощи студентов, включение элементов наставничества и взаимообучения;

- оптимальное разнообразие выбора форм работы с учебным материалом, исключение шаблонов;

- всестороннее поощрение учебной инициативы, проявлений творчества, индивидуальности и неординарности; недопущение незавершенности в работе, примитивизма и поверхностности анализа.

Самостоятельная работа выступает дидактическим средством достижения педагогических целей, которое:

- в каждой конкретной учебной ситуации обеспечивает соответствие целей занятия, его функций и возможностей замыслу педагога, особенностям аудитории, характеру изучаемого материала;

- формирует у обучаемого педагогически управляемый алгоритм достижения им определенного уровня знаний, умений и навыков, необходимых для решения первоначально сугубо учебных, а впоследствии и практических задач;

- вырабатывает у обучаемых стойкую позитивную психологическую установку на систематическое пополнение своих знаний и выработку умения грамотно и быстро ориентироваться в потоке информации при решении познавательных задач.

Целью самостоятельной работы по учебной дисциплине «Земельное право» является усвоение студентами навыков профессиональной деятельности по разрешению конкретных ситуаций в сфере земельных отношений, практических навыков по составлению документов и применению законодательства, а также укрепление теоретических знаний.

Самостоятельная работа студентов является внеаудиторной формой организации учебного процесса и состоит в подготовке пакета документов, необходимых для решения конкретного дела.

 

Задания для самостоятельной работы

 

Для выполнения самостоятельной работы студенты получают конкретную фабулу дела или составляют её самостоятельно. Самостоятельно составленная фабула дела должна быть утверждена преподавателем.В ходе выполнения самостоятельной работы студенты составляют пакет документов, необходимых для решения дела (документы, подтверждающие все факты, о которых идет речь в деле; документы, необходимые для обращения за защитой нарушенного права; документы, подтверждающие права участников разбирательства и т. д.).

Для выполнения самостоятельной работы студенты каждой академической группы делятся на рабочие подгруппы по 2-3 человека, в зависимости от численности академической группы.

При выполнении самостоятельной работы студенты имеют право получать консультации преподавателя, согласно установленного кафедрой графика, пользоваться компьютерным сборником нормативных актов земельного законодательства «ЗЕМЛЯ -1» (кафедра хозяйственного права), а также пользоваться пакетами документов по земельному праву, находящимися в учебно-методическом кабинете кафедры.

Выполнение самостоятельной работы осуществляется поэтапно, в соответствии с календарным планом (приложение 1). Условно, всю работу студентов можно разделить на четыре этапа.

Первый этап – подбор и изучение нормативно-правовых актов, научной литературы, необходимых для разрешения дела. Все нормативно-правовые акты вносятся в список с указанием статьи, части и пункта на которые делаются ссылки при подготовке документов, разрешении дела. Данный список входит в перечень документов, которые должны содержаться в отчете по самостоятельной работе.

Второй этап – составление документов, сопровождающих решение дела, формирование пакета документов.

На данном этапе студенты должны уяснить вид земельных правоотношений, рассматриваемых в задаче. Затем надо определить общий перечень документов, необходимых для разрешения задачи, а также документов, которые подтверждают факты, описываемые в задаче, изучить документы, относительно которых имеются типовые формы, посмотреть образцы. При составлении или заполнении форм документов обязательно указать все реквизиты, свидетельствующие о действительности документа (дата, подпись, наименования и адреса сторон и т. д.). Оформление и комплектность документов должны соответствовать требованиям земельного, гражданского, хозяйственного, административного и иного законодательства Украины.

Пакет процессуальных документов, представляющий собой дело по конкретному земельному правоотношению, может состоять из следующих документов:

проект договора, основанного на типовом договоре, утвержденном в установленном законом порядке с учетом норм действующего земельного законодательства;

исковое заявление (заявление);

Государственный акт о праве на землю (собственности или пользования);

решение (распоряжение) органа местного самоуправления (органа государственной исполнительной власти);

справка отдела (управления) земельных ресурсов о денежной оценке земельного участка;

акт об установлении границ земельного участка в натуре (на местности);

протокол об административном правонарушении;

другие процессуальные документы, составляемые студентами, наличие которых предусмотрено законодательством Украины, а также документы, подтверждающие требования участников дела.

В процессе решения задачи студенты составляют алгоритм поведения участников дела и изображают его в виде схемы или таблицы. Алгоритм - это определенный порядок действий субъектов правоотношений в конкретной ситуации. В случае, если при указанных в задаче обстоятельствах невозможно достичь результата, желаемого участником правоотношения (клиентом), то в алгоритме студенты, представив себя на месте практикующего юрисконсульта, должны предложить клиенту возможные пути решения задачи и спрогнозировать результаты.

Третий этап оформление отчета о самостоятельной работе и сдача отчета преподавателю на проверку.

Отчет о самостоятельной работе необходимо представить преподавателю в срок, указанный в календарном плане, в виде конкретного дела на пронумерованных листах формата А-4 в отдельной папке. Материалы отчета должны быть в печатном виде – шрифт «Times New Roman», размер шрифта «12».

Пакет документов по разрешению конкретного дела должен содержать:

титульный лист (приложение 2);

опись материалов дела (приложение 3);

изложение фабулы дела (условие задачи);

список нормативных актов, необходимых для решения дела (приложение 4);

проекты документов, сопровождающих решение дела (приложение 5);

алгоритм поведения участников земельных правоотношений с указанием сроков (приложение 6, 7).

Четвертый этап защита самостоятельной работы, оценка работы преподавателем, сдача отчета о самостоятельной работе на кафедру хозяйственного права.

На последнем практическом занятии каждая подгруппа студентов, работающих над решением одной задачи, выступает перед остальными студентами академической группы и преподавателем. На выступление одной подгруппы дается 5-7 минут.

План выступления:

краткое изложение фабулы дела, определение вида земельных правоотношений;

краткое изложение алгоритма решения задачи со ссылками на нормативно-правовые акты, аргументация избранного пути решения задачи;

демонстрация составленных документов.

В процессе выступления и по его окончании преподаватель и студенты академической группы могут задавать выступающим вопросы по задаче. После выступления идет обсуждение решения задачи в академической группе.

По окончании выступления преподаватель оценивает самостоятельную работу каждой подгруппы с учетом сделанного доклада, подводит итоги по выполнению самостоятельной работы студентами академической группы в целом.

Отчет о самостоятельной работе должен быть сдан на кафедру хозяйственного права в установленный в календарном плане срок.

 

Контроль над выполнением самостоятельной работы осуществляется преподавателем в двух формах выполнения заданий по самостоятельной работе.

Во-первых, на практическом занятии, предшествующем рубежному контролю, студенты предоставляют составленные документы и информируют преподавателя о ходе выполнения задания для самостоятельной работы. Выполнение заданий самостоятельной работы, срок которых истек до момента проведения рубежного контроля, является обязательным условием аттестации студента.

 Во-вторых, преподаватель оценивает отчет о самостоятельной работе и защиту самостоятельной работы. Выполнение всех заданий самостоятельной работы является необходимым условием для получения зачета по учебной дисциплине. Положительной оценки заслуживает работа, в которой выполнено не менее 70% заданий.



Приложение 1

 

Календарный план


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: