Состояние и основные показатели развития малого бизнеса в Саратовской области

В мировой практике считается нормой государственное поощ­рение развития приоритетных направлений бизнеса в интересах нации. При этом задача не сводится только к тому, чтобы на льготных условиях предоставлять мелким и средним фирмам финансовые, технические и прочие ресурсы и поддерживать частную инициативу любой ценой. Главное, это создать такой правовой и экономический климат, который позволит бизнесу развиваться, совершенствоваться, повышать конкурентоспособность собственной продукции, расширять рынки сбыта.

Одним из направлений обеспечения устойчивости экономического роста, многократно подтвержденным мировой практикой, является развитие малого бизнеса – наиболее мобильного, рискованного и конкурентоспособного сегмента экономики любой страны. За все годы реформ фактически именно малый бизнес был единственным растущим сектором экономики. Масштабы продукции и услуг, производимые на предприятиях малого бизнеса способны, во-первых, насытить рынок конкурентоспособной продукцией, во-вторых, создать новые рабочие места, в-третьих, приступить к формированию основы общества - среднего класса.

Малый бизнес является неотъемлемым элементом инновационно - ориентированной экономики. В этой связи меры по поддержке малого предпринимательства стали одним из главных приоритетов Правительства России и субъектов Российской Федерации на современном этапе.

В Саратовской области практически ежегодно расширяются формы и механизмы поддержки предпринимательской деятельности. Это финансовая, имущественная, налоговая и информационно-консультационная поддержка, сформированы правовые условия для развития инвестиционной деятельности.

В каждом министерстве действуют программы и проекты развития приоритетных направлений развития отрасли.

Девятый год на территории Саратовской области действует программа государственной поддержки предприятий и организаций, реализующих инвестиционные и инновационные проекты - «бюджет развития».

Это пример реально действующего государственно - частного партнерства, реализуемого на территории области. Предприятие и государство совместно финансируют инвестиционные проекты, в реализации которых заинтересованы.

В период прохождения производственной практики, были проведены подсчёты основных показателей и анализ малого бизнеса в период 2004-2007гг.: вклад малых предприятий в ВРП области увеличился с 6,6% в 2004 году до 13 процентов в 2007 году;

по итогам 2007 года количество малых предприятий к уровню 2006 года увеличилось на 18 процентов и составило 13,8 тыс. единиц;

в основном малый бизнес сосредоточен в торговле – 44,5 процента от общей отраслевой структуры малых предприятий, 12,2 процентов заняты строительством, 11,8 – обрабатывающим производством.

 


    

 

    

 

отраслевая структура произведенной малыми предприятиями продукции: доля торговли и услуг сократилась с 23,3 процента в 2004 году до 9,6 процента в 2007 году, доля производственного сектора экономики увеличилась с 60,6 до 76,5 процента;

значительно выросла средняя зарплата работников малых предприятий области с 2,4 тыс. рублей в 2004 году до 6,5 тыс. рублей в 2007 году;

инвестиции в основной капитал малого предпринимательства области по сравнению с 2004 годом увеличились в 3,3 раза и составили в 2007 года – 1 741,9 млн. рублей.

 

Наименование показателей

2004 2005 2006 2007 2007 в % к 2004
Инвестиции в основной капитал малых предприятий, млн. рублей область 550,5 620,3 1486,6 1741,9

316,4

Инвестиции в основной капитал, % к каждому предыдущему году область - 112,7 239,7 117,2

 

почти в 2,6 раза по сравнению с 2004 годом увеличилась сумма налоговых платежей по специальным налоговым режимам от субъектов малого предпринимательства области в бюджетную систему области (с 711 849 млн. рублей в 2004 году до 1 626 730 млрд. рублей в 2007 году).

 

Наименование показателей

2004 2005 2006 2007 2007 в % к 2004
Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, тыс. руб. область 248 842 359 062 491 625 739 142 297,0
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, тыс. руб. область 463 007 682 465 820 514 887 588 191,7
Всего по специальным налоговым режимам, тыс. руб. область 711 849 1 041 527 1 312 139 1 626 730

228,5

Всего по специальным налоговым режимам, в % к предыдущему году область - 146,3 125,9 123,9

 

А также был составлен прогноз развития малого и среднего бизнеса на 2009-20011гг.

 

Показатели 2009 год 2010 год 2011 год
Число малых предприятий, ед. 14 000 14 250 14 500
в % к предыдущему году 101,7 101,8 101,8
Доля малого предпринимательства в ВРП области, в  % 18,0 20,0 22,0
Доля занятых в малом и среднем предпринимательстве в численности занятых в экономике области, в % 15,8 16,5 17,0
Инвестиции в основной капитал, млн. руб. 2 400 3 000 3 200
в % к предыдущему году 129,2 125,0 106,7
Расходы областного бюджета на мероприятия по поддержке предпринимательства, млн. руб. 73,15 76,90 80,00

 

Областное Правительство среди приоритетов развития региональной экономики выделяет повышение инвестиционной привлекательности области, переориентация экономики области на инновационный путь развития, стимулирование деловой активности предпринимателей, создание условий для роста жизненного уровня населения.

Объем расходов областного бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малому и среднему бизнесу, увеличился с 39,0 млн. руб. в 2004 году до 140,6 млн. руб. в 2007 году.

А в связи с переориентацией экономики области на инновации, количество и объемы государственной поддержки, оказанный хозяйствующим субъектам малого и среднего предпринимательства, реализующим инновационные проекты увеличился с 6,4 млн.руб. в 2004 году с. до 33,7 млн.руб. в 2007 году или в 5,2 раза.

В Саратовской области заложен базис институтов, которые будут жить долгие годы и приносить положительные дивиденды  качественного роста экономики. Это – запуск первого корпуса областного бизнес-инкубатора для вновь созданных или работающих менее года малых предприятий. В настоящее время десять субъектов малого предпринимательства, отобранные на конкурсной основе, разместились в стенах областного бизнес-инкубатора. Основные приоритеты конкурса – принадлежность претендентов к научно-технической, производственной и инновационной сфере экономики; создание гарантийного и венчурного фондов.

В рамках областной целевой программы «Развитие малого предпринимательства в Саратовской области на 2005-2007 годы» осуществлялись мероприятия по микрофинансированию в части субсидирования 2/3 процентной ставки рефинансирования ЦБ РФ сельскохозяйственным потребительским кредитным кооперативам Саратовской области по займам, полученным в коммерческих банках. Повсеместно осуществлялась информационная, консультационная и правовая поддержка малого предпринимательства с использованием печатных и телекоммуникационных средств массовой информации.

Осуществлялась организация и проведение обучающих семинаров для руководителей и кадрового состава субъектов малого предпринимательства области.

В рамках информационной работы  МЭРТ области с субъектами малого предпринимательства на канале REN TB еженедельно выходит специализированная передача, посвященная вопросам малого и среднего бизнеса.

В 2007 году разработана и принята областная целевая программа «Развитие малого предпринимательства в Саратовской области на 2008-2010 годы», которая является логическим продолжением предыдущей. Будет завершено создание инфраструктурных организаций и предполагается развитие и наполнение этой инфраструктуры содержанием.

В ходе реализации программы будет обеспечено:

1) привлечение научного и интеллектуального потенциала региона к решению вопросов развития предпринимательской деятельности;

2) увеличение доли промышленной и наукоемкой продукции в общем объеме продукции, произведенной малыми предприятиями области;

3) увеличение объема инвестиций в экономику наукоемких малых предприятия области.

В этом году МЭРТ выделены федеральные средства в размере 4,6 млрд. руб. на поддержку малого бизнеса. В рамках выделенного лимита мы можем претендовать в 2009 году на порядка 55 млн. руб. федеральных средств.

В целом, нужно сказать, что деятельность МЭРТ и в особенности отдела по развитию малого и среднего бизнеса эффективна. Очень активно работают по внедрению в эту рискованную, но крайне перспективную сферу экономики – малый и средний бизнес – инновационных основ, проводят мероприятия по его инвестиционной привлекательности и собственно области, активно работают со СМИ, предоставляя субъектам малого и среднего бизнеса актуальную информацию о ситуации в стране, на рынках и другую ощутимую государственную поддержку предпринимательству. Но в деятельности как министерства, так и отдела имеет место быть и большая бумажная волокита, бюрократия - отсюда часто невыдержанные сроки по выполнению планов. Информация, которая предоставляется субъектам предпринимательства зачастую бывает недоступна основной её массе, что закрывает выход на рынки малодоходным, но перспективным предприятиям.

МЭРТ в своей работе взаимодействует и с другими субъектами управления, в частности, с Министерством инвестиционного развития в части привлечения капиталовложений в инновационные разработки предпринимателей, инвестирования областных целевых программ за счёт всех источников финансирования; с Министерством финансов в части предоставления государственных субсидий малому и среднему бизнесу, затрат на государственные инвестиции в эту сферу, налоговые отчисления и другие. Непосредственно отдел малого и среднего бизнеса работает с субъектами управления внутри самого министерства: с управлением прогнозирования - предоставляет план, прогноз и оценку развития отдельных отраслей бизнеса так и его состояние на опредёлённый период в целом; управление потребительского рынка - информация о регулирования, развития и мониторинга торговли и общественного питания, экономического сотрудничества и другие.

Таким образом, мы видим, что деятельность нашего субъекта управления высокоэффективна, плодотворно сотрудничающее со многими другими государственными структурами, занимает весомое место в структуре областного управления; работает на результат, а не на простые «отписки». Конечно, как и в любом работающем с таким потоком дел, проблем и зависимостей учреждении, существуют и минусы, о которых было сказано выше, но в целом, работу МЭРТ нужно оценить как положительную,  ориентированную на перспективу.




Заключение.

 

пройдя производственную практику в период с 15 июня по 26 июля 2008года в отделе развития малого и среднего бизнеса Управления развития предпринимательства министерства экономического развития и торговли Саратовской области получила определённый набор практических знаний и навыков. Были изучены организационная структура и основные функции отдела, поставлены задачи и цели для последующего написания отчёта по практике.

В работе использованы основные показатели развития малого бизнеса Саратовской области, такие как численность малых предприятий, численность работников малых предприятий, средняя заработанная плата работников, количество крестьянских (фермерских) хозяйств, оборот малых предприятий, оборот розничной торговли по малым предприятиям, оборот общественного питания по малым предприятиям, инвестиции в основной капитал, доля малого бизнеса в ВРП, доля занятых в малом бизнесе и многие другие.

В ходе практики мною выполнен ряд поручений, в том числе составлены: справка о развитии малого бизнеса в Саратовской области во втором квартале 2008года, справки о численности индивидуальных предпринимателей и малых предприятий в муниципальных районах области; и рассчитаны основные показатели развития малого бизнеса Саратовской области за 2004-2007годы, а также изучена нормативно-правовая база отдела развития малого и среднего бизнеса, других структурных подразделений министерства в части аттестации, подбора и расстановки кадров, их подготовки и переподготовки (в частности, не обозначенный в отчёте Федеральный закон № 79 от 27.07.04.«О государственной и гражданской службе», в котором особое внимание на производственной практике уделила ст. 47,48, 60, 62, 63 – должностной регламент, аттестация, квалификационный экзамен, формирование кадрового состава гражданской службы), программы и проекты областного целевого значения (областные целевые программы «Развитие малого предпринимательства в Саратовской области на 2005-207 годы» и последующая «Развитие малого предпринимательства в Саратовской области на 2008-2010 годы») и другие менее значимые поручения.

Таким образом, все основные цели и задачи, поставленные в начале отчёта по прохождению производственной практики, были достигнуты и выполнены.


Приложение 1

 

Государственная поддержка, оказанная хозяйствующим субъектам малого и среднего предпринимательства Саратовской области в 2004-2007 гг.

 

Наименование показателей 2004 год 2005 год 2006 год 2007 год 2007 год к 2004 году, %
Объем государственной поддержки, млн.рублей 39,007 45,558 87,590 140,603 360,5
Объем государственной поддержки, % _ 116,8 192,3 160,5  
в том числе:          
на инвестиционные проекты, млн.рублей 32,607 36,078 55,262 53,903 165,3
инвестиционные проекты, % _ 110,6 153,2 97,5  
на инновационные проекты, млн.рублей 6,400 9,480 14,849 33,700 526,6
инновационные проекты, % _ 148,1 156,6 227,0  
на проекты, реализованные за счет собственной прибыли, млн.рублей 0,0 0,0 17,479 53,0  
проекты, реализованные за счет собственной прибыли, % _ _ _ 303,2  
           




Приложение 2.



Приложение 3

Инвестиции в основной капитал предприятий малого и среднего бизнеса, осуществленные в рамках инвестиционных проектов, получивших государственную поддержку в Саратовской области в 2004- 2007гг.

 

Источник финансирования проекта 2004 год 2005 год 2006 год 2007 год 2007 год к 2004 году, %
Привлеченные средства (кредит и (или) лизинг), млн.рублей 735,700 924,600 1 288,700 1 876,200 255,0
Рост к соответствующему периоду прошлого года, % _ 125,7 139,4 145,6  
Собственные средства, млн.рублей _ _ 52,370 133,043 _
Рост к соответствующему периоду прошлого года, % _ _ _ 254,0  

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: