К концу первого года жизни выстраивается новая социальная ситуация развития, а именно – ситуация совместной
деятельности со взрослым, содержание которой – усвоение общественно выработанных способов
употребления предметов, которые ребенку открылись с помощью взрослого, а затем стали его
достоянием. Социальная ситуация развития в раннем детстве выражена в схеме: «ребенок – предмет
– взрослый» (вместо прежней «ребенок – взрослый»). Таким образом формируется новый тип
ведущей деятельности - предметная деятельность. Непосредственно-эмоциональные связи и
отношения ребенка и взрослого преобразуются в предметно опосредованные.
Психологические механизмы освоения ребенком предметных действий в раннем детстве
исследовал Д.Б.Эльконин. Он установил, что и функция (назначение), и способ использования
предмета задаются ребенку взрослым. В совместной деятельности взрослый передает ребенку
общественно выработанные способы употребления предметов; в ней взрослые организуют действия ребенка, а затем осуществляют функции поощрения и контроля за ходом формирования этих действий. В этом процессе слиты воедино усвоение общественной функции предмета и способов оперирования с ними.
|
|
Освоение предмета, овладение предметным действием происходит в ходе подражания
действиям взрослого с этим предметом. Именно в этом периоде впервые возникает задача обучения ребенка способу действия с предметом со стороны взрослого и научения этому способу со стороны ребенка. Одновременно с подражанием действию ребенок осуществляет рефлексию способа его употребления. Средством рефлексии выступает общение взрослого и ребенка с помощью речи. В связи со значительным развитием понимания речи слова взрослого теперь не просто привлекают внимание ребенка к показываемому предмету, не только направляют и организуют его действия, но и определяют их содержание. Эту функцию речь взрослых выполняет потому, что, во-первых, в ней для ребенка формулируется задача («принеси», «дай», «держи», «нарисуй»), а во-вторых, указывается способ выполнения действия («возьми этой ручкой», «держи карандаш вот так», «положи сюда и вот так закрой» и т.п.). Речь вплетается взрослым в действие и выступает в качестве носителя опыта действий – в ней этот опыт закреплен и через нее передается. Сопряженная работа этих механизмов обеспечивает усвоение предметных действий в раннем детстве.
В раннем детстве впервые появляются зачатки игровой деятельности, где имеет место
принятие на себя роли (обычно роли взрослого). Впервые это проявляется в 2,0-2,3 года в назывании себя сначала собственным именем (например, Вова подносит ко рту лошадки мисочку и говорит: «Вова кормит лошадку» и т.п.), а затем именем другого человека. Это подготавливает появление роли в игре, которое формируется в дошкольном возрасте. Лишь к 3 годам появятся первые начатки роли, что выразится в назывании куклы именем действующего лица.
|
|
С развитием игровой ситуации и роли усложняется структура игровых действий. В самом
начале они одноактные: игра заключается в кормлении, причесывании, мытье, укладывании спать куклы. Обычно эти действия по многу раз повторяются без вариаций с одним и тем же предметом. К концу раннего детства начинают появляться игры, представляющие собой жизненную цепочку действий. Логика игровых действий начинает отражать логику жизни человека.