Необходимость в применении смазочных материалов возникла еще в глубокой древности – с момента изобретения колеса. Чтобы оно легко вращалось, не скрипело и долго служило, на ось наносили животный жир или растительное масло.
По мере появления более сложных механизмов эксплуатационные требования к смазкам возрастали, в связи с чем в натуральную жировую основу начали добавлять мыло, графит, квасцы и прочие ингредиенты, снижающие коэффициент трения. Но получаемые смеси дорого стоили и имели низкую термостабильность. Поэтому во второй половине XIX века, с внедрением в производство быстроходных станков, мощного прессового оборудования, паровых машин и т.д., инженеры и химики упорно искали приемлемые по цене материалы, способные сохранять смазывающую способность при высоких температурах.
Настоящей революцией в развитии смазок стало использование продуктов нефтепереработки – минеральных масел. Сегодня на их основе создаются смазочные материалы, которые не только эффективно уменьшают силу трения, но и:
· надежно защищают узлы и механизмы от коррозии, очищают их от загрязнений и продуктов износа, предотвращают образование царапин и задиров;
· при механической обработке деталей отводят тепло из рабочей зоны станка, обеспечивают тщательное удаление стружки и абразивных частиц, чем продлевают срок службы инструмента и оборудования, улучшают качество продукции;
· используются в качестве рабочего тела гидравлических приводов и амортизаторов, изолирующей и теплоотводящей среды в масляных трансформаторах;
· герметизируют зазоры в цилиндропоршневых группах, чем повышают КПД поршневых компрессоров, двигателей внутреннего сгорания.
Смазочные материалы разделяют на виды по:
· агрегатному состоянию – на жидкие, пластичные (консистентные), твердые, газообразные;
· материалу основы – на минеральные, синтетические, полусинтетические, органические (животные и растительные);
· назначению – на индустриальные, гидравлические, моторные, трансмиссионные, компрессорные и т.д.
Основными видами смазочных материалов, используемых в промышленности для обслуживания станков, являются жидкие и консистентные индустриальные смазки на базе минеральных масел.
Спектр автомобильных смазочных материалов гораздо шире (Рис.1). Кроме того, их дополнительно классифицируют по сезонности использования на летние, зимние и всесезонные.

Рис.1
Организация смазочного хозяйства
Правильная организация смазочного хозяйства требует рационального подбора смазочных материалов, установления норм расхода на каждую модель оборудования, организации хранения, лабораторного контроля качества поступающих смазочных материалов, использования отработанного масла и др.
Для смазки технологического оборудования в основном применяют различные масла и консистентные смазки.
Важнейшим показателем качественной характеристики смазочных масел, определяющим их поведение в смазочных системах и на поверхностях трения, является вязкость, характеризующая сопротивление перемещению его частиц под влиянием сил, действующих на жидкость. Различают условную и кинематическую вязкость масел.
Условной вязкостью называют отношение времени истечения определенного количества испытуемого масла при температуре 20, 50 и 100° С к времени истечения такого же объема дистиллированной воды при тех же условиях при 20° С. Кинематическая вязкость характеризует удельный коэффициент внутреннего трения и измеряется в стоксах (или в сантистоксах т. е. в сотых частях стокса).
На крупных заводах для хранения масел целесообразно создавать центральные кладовые масел.
На каждую модель оборудования отдел главного механика совместно с цеховыми механиками составляет карты смазки, в которых указываются механизмы, подлежащие смазке, номенклатура смазочных материалов нормы расхода, способ и режим смазки.
Смену масла приурочивают к периодическим промывкам оборудования, к осмотрам и плановым ремонтам и поручают бригаде смазчиков, возглавляемой бригадиром или мастером.
В обязанность смазчика входят:
· проверка заливаемого масла на загрязненность, наличие воды и других масел;
· проверка сливаемого масла на наличие в нем воды и других масел;
· наблюдение за смазкой во время работы оборудования (степень загрязнения масла, образование осадка);
· выполнение смазки оборудования и его узлов в соответствии с указаниями карты смазки;
· смена отработанных масел в системах в сроки, указанные графиком;
· промывка и очистка емкостных систем, фильтров и т. п., продувка элементов смазочных систем;
· наполнение масленок и шприцов;
· получение смазочных материалов из кладовой;
· наблюдение за исправностью смазочных систем и приспособлений.
Отработанные смазочные масла (окисленные, загрязненные и содержащие примеси других масел и воды) должны быть собраны, подвергнуты регенерации и вновь использованы в производстве по прямому назначению.
Способ регенерации масел выбирается в зависимости от типа масла и технических возможностей, которыми располагает завод.






