Критерии оценок результатов учебной деятельности
Схема оценки знаний студентов
Выставление рейтинговых отметок за семестр осуществляется как среднее арифметическое отметок на основе результатов тематического контроля с учетом преобладающего балла после проведения текущей и промежуточной (рейтинговой) аттестации студентов
Контрольно-оценочным критерием выставления экзаменационной отметки служат следующие пять уровней усвоения учебного материала:
I уровень (низкий) – распознавание и различение понятий (оценивается от 1 до 2 баллов);
II уровень (удовлетворительный) – воспроизведение учебного материала по предмету на уровне памяти (оценивается от 3 до 4 баллов);
III уровень (средний) – воспроизведение и анализ предмета изучения на уровне понимания; описание и анализ действий с объектами изучения (оценивается от 5 до 6 баллов);
IV уровень (достаточный) – объяснение сущности объектов изучения; применение знаний на основе обобщенного алгоритма для решения новых учебных задач (оценивается от 7 до 8 баллов);
|
|
V уровень (высокий) – демонстрация возможностей по применению знаний в незнакомых, нестандартных ситуациях для решения качественно новых задач; самостоятельные действия и решения по описанию, объяснению и преобразованию объектов изучения (оцениваются от 9 до 10 баллов).
Итоговая отметка по дисциплине выставляется как среднее арифметическое рейтинговой и экзаменационной отметок, а также с учетом динамики индивидуальных учебных достижений студента.
Оценка результатов учебной деятельности студентов осуществляется по 10-балльной системе. Текущий контроль знаний предполагает использование рейтинговой оценки знаний в течение семестра.
Для проведения текущей и промежуточной (рейтинговой) аттестации студентов устанавливаются следующие виды контроля: контролируемые самостоятельные задания, а также индивидуальные тематические задания по подготовке текстовых, текстово-графических и визуально-графических презентаций.
Контролируемые самостоятельные задания проводятся с целью проверки и оценки усвоения студентами учебного материала в процессе изучения темы и носят стимулирующий и корректирующий характер.
Контроль выполнения индивидуальных тематических заданий по подготовке рефератов проводится с целью проверки достижений студентов не по отдельным элементам, а в логической системе, соответствующей структуре конкретной темы.
Основные виды контроля осуществляются в устной, письменной, практической формах и в их сочетании.
Примерный перечень контрольных вопросов
1. Причины, условия и этапы формирования научных подходов к осмыслению журналистики.
|
|
2. Сущность понятия массовой информации.
3. Принцип системности в типологии СМИ.
4. СМИ как развитый социальный институт и его сопоставление с другими институтами общества.
5. Характеристика метода как способа познания явлений, фактов, событий реальности и метода как способа изложения на этой основе общественно значимой информации.
6. Общенаучные методы: эксперимент, наблюдение, анализ, моделирование, прогнозирование, сравнение, аналогия, обобщение, индукция и дедукция.
7. Профессиональные методики и технологии в журналистике. Творческая интуиция. Принципы самоорганизации. Психологическая мотивация. Рациональная структура и условия творческого процесса.
8. Перспективы развития белорусской журналистики как эффективной общественно-творческой деятельности в современных условиях.
9. Типология журналистики в современной системе СМИ.
10. Жанровая и содержательная классификация технологий творческого процесса.
11. Виды творческой специализации журналиста.
12. Совмещение границ компетентности и универсальности как индикатор профессионализма в журналистике.
13. Методика структурирования, мотивации, целеполагания и путей достижения ожидаемого результата.
14. Основные технологии современных СМИ. Научно-технический прогресс и техническое обеспечение деятельности журналиста.
15. Техники измерения эффективности журналистской деятельности.
16. Актуальные вопросы современной журналистики в Республике Беларусь.
17. Современная белорусская медиасфера как часть мирового информационного пространства.
18. Взаимодействие с передовыми принципами функционирования СМИ за рубежом.
19. Информационная политика белорусского государства и механизм правового регулирования.
20. Идеологические задачи белорусской журналистики.
Примерная тематика рефератов
1. Основные методы работы с источниками информации.
2. Этапы творческого процесса в журналистике.
3. Формы самопрезентации журналиста в процессе сбора информации.
4. Характеристика современной системы производства массовой информации.
5. Творческая специализация журналиста.
6. Роль журналиста в функционировании системы связей с общественностью.
7. Трансформация жанровой структуры современных медиа.
8. Взаимодействие журналистики со смежными видами творческой деятельности.
9. Журналистика в теории коммуникации.
10. Методы журналистики и их применение в производстве информационной продукции.
11. Типология журналистского творчества.
12. Творческая личность журналиста и формы ее самовыражения.
13. Авторское «я» в журналистском творчестве.
14. Теория социальной ответственности в современной практической журналистике.
15. Гражданская позиция журналиста.
16. Публицистика и журналистика: формы взаимодействия.
17. Технологии творчества в условиях конвергенции технических средств производства информационной продукции.
18. Субъект, объект и предмет журналистской деятельности.
19. Содержательно-тематическая классификация информационной продукции.
20. Техника и инструментарий измерения эффективности деятельности журналиста.
Список рекомендуемой литературы
Основная
1. Ворошилов В.В. Журналистика: Учебник. СПб.: Издательство Михайлова В.А., 1999.
2. Головлева Е.П. Массовые коммуникации и медиапланирование: Учебное пособие. М.: Академический проект, 2009.
3. Мельник Г.С., Ким М.Н. Методы журналистики: Учеб.пособие для студентов факультетов журналистики. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2006;
4. Современная журналистика: методология, творчество, перспективы: сб. науч. ст./редколл.: Н.Т.Фрольцова (гл. ред.) [и др.]. Минск: БГУ, 2008;
5. Орлова Т.Д. Теория и методика журналистского творчества (технологии подготовки журналистского произведения): учеб. пособие. Ч.1. Минск: современные знания, 2005;
|
|
6. Фрольцова Н.Т. Типология творческой деятельности в аудиовизуальной коммуникации. Минск: БГУ, 2003.
7. Язык средств массовой информации: Учебное пособие для вузов/ Под ред. М.Н.Володиной. М.: Академический проект; Альма Матер, 2008.
Дополнительная
1. Кармалова Е.Ю. Аудиовизуальная реклама в контексте культуры: миф, литература, кинематограф. СПб.: Изд-во С.-Петерб. У-та, 2008.
2. Лазаревич А.А. Глобальное коммуникационное общество. Минск: Белорусская наука, 2008.
3. Панарин И.Н. Информационная война, PR и мировая политика. Учеб. пособие для вузов. М.: Горячая линия, 2006.