· Бездетная ( интерфильная) семья
· Малодетная семья
· Среднедетная семья
· Многодетная семья
ü По состоянию психологического комфорта
· Нормальная
· Аномальная
Понятие нормальная семья достаточно условное. НОРМАЛЬНАЯ СЕМЬЯ , которая обеспечивает требуемый минимум благосостояния , социальной защиты и продвижения ее членам , создает потребные условия для социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости С точки зрения нормальности мы рассмотрим РЕАЛЬНУЮ СЕМЬЮ
Исследования реальных семей , представленных в современном обществе достаточно точно представлено в работах Арутюнян М.
Она выделает 3 типа реальной семьи:
ü Традиционная семья-
v Воспитание уважения к старшим
v Педагогическое воздействие осуществляется «сверху- вниз»
v Основное требование – подчинение
Дети из этих семей легко усваивают традиционные нормы жизни , но испытывают трудности в создании собственных семей.
ü Детоцентрическая семья-
· Главная задача обеспечить счастье ребенка
· Семья существует для ребенка
· Воздействие «снизу – вверх»
· Результат – высокая самооценка, эгоцентризм, вероятность конфликтов с социальным окружением
Велик риск социальной дезодаптированности ребенка , особенно при поступлении в школу.
Ø Демократическая семья-
· Взаимное доверие
· Автономность членов
· Воспитательное воздействие «горизонтальное»
· «диалог на равных»
· Учет взаимных интересов ( чем старше ребенок , тем больше учитываются его интересы)
Результат – усвоение демократических ценностей , гармонизация представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности, активность и самостоятельность, эмоциональная устойчивость
Если первый и второй тип семьи представлены достаточно широко в разных общественно-культурных средах , то 3 тип существует только в гуманистической психологии.
АНОМАЛЬНАЯ семья - составляет предмет особых забот и является источником проблем, а следовательно эти проблемы надо изучать и находить пути их решения.
Проблемная семья понятие неоднозначное
7. Можно говорить о неумении продуктивно решать проблемы ( молодая семья, семья с маленьким ребенком)
8. Дисфункциональные нарушения( семья с низким состоянием психического комформа)
9. Проблемы связанные с воспитание детей
Рассмотрим проблему семьи рассматриваемую как ДИСГАРМОНИЧНЫЙ СОЮЗ
Спиваковская - рассматривая типы дисгармоничных семейных союзов сформулировала 7 законов , которым подчиняются супружеские отношения в семье
1 закон – СОЕДИНЕНИЯ – самообъединение в браке несет семейный конфликт Супруги в той или иной ситуации имеют разные позиции.
2 закон – СЛИЯНИЕ И ГРАНИЦА – при создании семейной общности происходит слияние , при этом сохранение отдельности ( характерно для проявления эгоцентричности)
Семейная структура может развалиться , если один из супругов не получает удовлетворения
3 закон - ВЗАИМОДОПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ- союз супругов с полярными чертами более устойчив и стабилен ( склонность к подчинению одного, стремление к лидерству другого)
4 закон - СООТНЕСЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И ПЛАНОВ - в гармоничном супружеском союзе личные цели супругов согласованы.
Если семья дисгармонична - один из супругов может отказаться от собственного плана – но это вызывает отрицательные эмоции.
5 закон – УЗНАВАНИЕ – гармония достигается за счет желания познать друг друга.
6 закон – ПОНИМАНИЕ И ПРИНЯТИЕ - Гармоничная семья общается «без масок». Каждый в семье находит понимание и уверенность
Закон 7 - ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ И ЧУВСТВО ОТВЕТСТВЕННОСТИ – эмоциональная зрелость - способность любить другого, готовность к эмоциональной отдаче.
Дисгармония эмоциональных отношений нарушается , если ждем идентичности , отдачи чувств.
Нарушение семейной гармонии порождает дисгармоничные союзы.
Типы дисгармоничных семей:
ü 1 тип - Внешнеспокойная семья - Не принято предъявлять друг другу искренние чувства.
Главное в семейных отношениях ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Происходит длительная блокировка эмоций - разрушение отношений , напряженность , которая со стороны далеко не всегда распознается.
Между супругами часто возникает чувство терпимостиЮ порядочности.
ü 2 тип – Вулканическая семья—характерной особенностью является ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НЕПОСРЕДСТВЕННОСТЬ И СПОНТАННОСТЬ которые превалируют над чувством ответственности..
Отношения в семье изменчивы и открыты . Часто возникают конфликты , очень бурные, «сходятся» « расходятся», частые ссоры , эмоциональные перегрузки.
Страдают в этих семьях дети, именно они испытывают сильные эмоциональные перегрузки.
ü 3 тип – «Семья – санаторий» - Наиболее характерный тип семейной дисгармонии. Все члены семьи объединяются для осуществления деятельности.
Один ребенок ( или взрослый) и все вокруг него. Все объединяются для осуществления заботы.
Результат - дискредитация внутрисемейных ценностей
- закрытость семьи
Характерные особенности
ü Невротические срывы
ü У подростков – выход из семьи
1. 4 тип – « Семья – крепость» - Выступают против всех , кто в нее не включен
Супруги представляют единое МЫ
Мир = носителю агрессии
В семье:
7. Доминирование отца или матери
8. Негативная проекция на общество
9. Ребенка любят , если он отвечает требованиям
10. У ребенка возникает внутренний конфликт при столкновении позиции семьи с окружающим миром.
v 5 тип – «Семья – театр» -демонстрируются эмоции напоказ.
v 6 тип семья «Третий лишний» - Родительство воспринимается как помеха к личной жизни.
1. Стиль детско-родительских отношений по типу неприязни
2. Ребенок испытывает чувство неполноценности и сильную эмоциональную зависимость от родителей
ü 7 тип - Семья с кумиром - воспитание ребенка главный жизненный фактор.
Всех объединяет забота о ребенке
1. Нереализованные супружеские отношения переносятся на ребенка
2. У ребенка проявляется пассивность и несамостоятельность
3. Вне семьи отношения у ребенка часто не складываются , требуют повышенного внимания = приписывают окружению жестокость и несправедливость.
ü 8 тип – «Семья – маскарад» - возникает рассогласование жизненных ценностей между членами семьи – к ребенку предъявляются разные требования
Как видно из представленной характеристики типов дисгармоничных семей акцент дисгармонии проявляется часто на детско-родительских отношениях.
Исходя из этого принятие той или иной роли родителями по отношению к детям определяет стили воспитания.
В психологии представлены различные подходы к определению типа «неправильного воспитания»
Так В.И.Гарбузов выделяет три типа неправильного воспитания:
ü А – непринятое эмоциональное отвержение
ü Б - гиперсонализация – недостаток опеки и контроля.
ü В - эгоцентрическое воспитание.
Более полную схему анализа семьи предлагает известный психиатр Е.А.Личко , его описание деструктивности семьи включает следующие характеристики и варианты:
v Структурный состав семьи: полная семьи, неполная семья искаженная или деформированная семья ( наличие отчима Ю вместо отца, или мачехи вместо матери)
v Функциональные особенности: гармоничная семья; дисгармоничная семья. Выделяются следующие типы дисгармоничных семей:
1. Нет партнерства между родителями( один доминирует , другой только подчиняется)
2. Деструктурированная семья( нет взаимопонимания между членами семьи, существует излишняя автономия, , нет эмоциональной привязанности и солидарности между членами семьи в решении жизненных проблем)
3. Распадающаяся семья( конфликтная, с высоким риском развода)
4. Ригидная псевдосоциальная семья ( доминирование одного члена над другим , жесткая регламентациясемейной жизни, нет двусторонней эмоциональной теплоты, ведет к автономизации духовного мира членов семьи от вторжения властного лидера)
Особенно много проблем возникает , когда дети достигают подросткового возраста. Наиболее интересна классификация стилей воспитания подростка представлена Е.А.Личко и Э.Г.Эйдемиллером.
ü ГИПОПРОТЕКЦИЯ – характеризуется недостатком опеки и контроля, Ребенок остается без надзора. К подростку проявляют мало внимания, нет интереса к его делам, часты физическая заброшенность и неухоженность. При скрытой гипопротекции контроль и забота носят формальный характер. Родители не включают ребенка в жизнь семьи. Невключенность ребенка в жизнь семьи приводит к асоциальному поведению из-за неудовлетворенности потребности любви и привязанности.
ü Доминирующая гиперпротекция - Проявляется в повышенном , обостренном внимании и заботе к ребенку, чрезмерной опеке и мелочном контроле поведения, слежке , запретах и ограничениях. Ребенка не приучают к самостоятельности и ответственности.Это приводит либо к реакции эмансипации , либо к безыинициативности, неумению постоять за себя.
ü Потворствующая гиперпротекция- Так называют воспитание «кумира семьи»Родители пытаются оградить ребенка от малейших трудностей, потакают его желаниям, чрезмерно обожают и покровительствуют восхищаются его минимальными успехами, и требуют такого же восхищения от других. Результат такого воспитания проявляется в завышенном уровне притязаний, стремлении к лидерству при недостаточном упорстве и опоре на свои силы.
ü Эмоциональное отвержение. - Ребенком тяготятся Его потребности игнорируются , Иногда с ним жестоко обращаются. Родители ( или их заместители- мачеха , отчим) считают ребенка обузой и проявляют общее недовольство по отношению к нему. Часто встречается скрытое эмоциональное отвержение: родители стремятся завуалировать реальное отношение к ребенку повышенной заботой и вниманием к нему. Этот стиль воспитания оказывает наибольший вред на развитие ребенка.
ü Жестокие взаимоотношения – могут проявляться открыто, когда на ребенке срывают зло,применяя насилие, или быть скрытыми , когда между родителями и ребенком стоит «стена» эмоциональной холодности и враждебности.
ü Повышенная моральная ответсвенность - от ребенка требуют честности, порядочности, чувства долга не соответственно его возрасту. Игнорируя интересы и возможности подростка возлагают на него ответственность за благополучие близких. Ему насильно приписывают роль главы семьи, Родители надеются на особое будущее своего ребенка, а ребенок боится их разочаровать. Часто ему поручают заботу о младших детях , уход за престарелыми.
Личко , опираясь на опыт работы с подростками отмечает , что проявление дисгармоничных отношений в семье приводит к акцентуациям характера , а иногда к психопатиям.