double arrow

По количеству детей в семье


· Бездетная ( интерфильная) семья

· Малодетная семья

· Среднедетная семья

· Многодетная семья

ü  По состоянию психологического комфорта

· Нормальная

· Аномальная

 

Понятие нормальная семья достаточно условное. НОРМАЛЬНАЯ СЕМЬЯ , которая обеспечивает требуемый минимум благосостояния , социальной защиты и продвижения ее членам , создает потребные условия для социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости С точки зрения нормальности мы рассмотрим РЕАЛЬНУЮ СЕМЬЮ

Исследования реальных семей , представленных в современном обществе достаточно точно представлено в работах Арутюнян М.

Она выделает 3 типа реальной семьи:

ü Традиционная семья-

 

v Воспитание уважения к старшим

v Педагогическое воздействие осуществляется «сверху- вниз»

v Основное требование – подчинение

 

Дети из этих семей легко усваивают традиционные нормы жизни , но испытывают трудности в создании собственных семей.

ü Детоцентрическая семья-

· Главная задача обеспечить счастье ребенка

· Семья существует для ребенка

· Воздействие «снизу – вверх»

· Результат – высокая самооценка, эгоцентризм, вероятность конфликтов с социальным окружением

 

Велик риск социальной дезодаптированности ребенка , особенно при поступлении в школу.

Ø Демократическая семья-

· Взаимное доверие

· Автономность членов

· Воспитательное воздействие «горизонтальное»

· «диалог на равных»

· Учет взаимных интересов ( чем старше ребенок , тем больше учитываются его интересы)

 

Результат – усвоение демократических ценностей , гармонизация представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности, активность и самостоятельность, эмоциональная устойчивость

 

          Если первый и второй тип семьи представлены достаточно широко в разных общественно-культурных средах , то 3 тип существует только в гуманистической психологии.

 

АНОМАЛЬНАЯ семья - составляет предмет особых забот и является источником проблем, а следовательно эти проблемы надо изучать и находить пути их решения.

Проблемная семья понятие неоднозначное

7. Можно говорить о неумении продуктивно решать проблемы ( молодая семья, семья с маленьким ребенком)




8. Дисфункциональные нарушения( семья с низким состоянием психического комформа)

9. Проблемы связанные с воспитание детей

 

Рассмотрим проблему семьи рассматриваемую как ДИСГАРМОНИЧНЫЙ СОЮЗ

Спиваковская - рассматривая типы дисгармоничных семейных союзов сформулировала 7 законов , которым подчиняются супружеские отношения в семье

1 закон – СОЕДИНЕНИЯ – самообъединение в браке несет семейный конфликт Супруги в той или иной ситуации имеют разные позиции.

2 закон – СЛИЯНИЕ И ГРАНИЦА – при создании семейной общности происходит слияние , при этом сохранение отдельности ( характерно для проявления эгоцентричности)

Семейная структура может развалиться , если один из супругов не получает удовлетворения

3 закон - ВЗАИМОДОПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ- союз супругов с полярными чертами более устойчив и стабилен ( склонность к подчинению одного, стремление к лидерству другого)

4 закон - СООТНЕСЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И ПЛАНОВ - в гармоничном супружеском союзе личные цели супругов согласованы.

Если семья дисгармонична - один из супругов может отказаться от собственного плана – но это вызывает отрицательные эмоции.

5 закон – УЗНАВАНИЕ – гармония достигается за счет желания познать друг друга.

6 закон – ПОНИМАНИЕ И ПРИНЯТИЕ - Гармоничная семья общается «без масок». Каждый в семье находит понимание и уверенность

Закон 7 - ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ И ЧУВСТВО ОТВЕТСТВЕННОСТИ – эмоциональная зрелость - способность любить другого, готовность к эмоциональной отдаче.



Дисгармония эмоциональных отношений нарушается , если ждем идентичности , отдачи чувств.

Нарушение семейной гармонии порождает дисгармоничные союзы.

Типы дисгармоничных семей:

ü 1 тип - Внешнеспокойная семья -  Не принято предъявлять друг другу искренние чувства.

Главное в семейных отношениях ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Происходит длительная блокировка эмоций - разрушение отношений , напряженность , которая со стороны далеко не всегда распознается.

Между супругами часто возникает чувство терпимостиЮ порядочности.

ü 2 тип – Вулканическая семья—характерной особенностью является ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НЕПОСРЕДСТВЕННОСТЬ И СПОНТАННОСТЬ которые превалируют над чувством ответственности..

Отношения в семье изменчивы и открыты . Часто возникают конфликты , очень бурные, «сходятся» « расходятся», частые ссоры , эмоциональные перегрузки.

Страдают в этих семьях дети, именно они испытывают сильные эмоциональные перегрузки.

ü 3 тип – «Семья – санаторий» - Наиболее характерный тип семейной дисгармонии. Все члены семьи объединяются для осуществления деятельности.

Один ребенок ( или взрослый) и все вокруг него. Все объединяются для осуществления заботы.

Результат - дискредитация внутрисемейных ценностей

                 - закрытость семьи

Характерные особенности

ü Невротические срывы

ü У подростков – выход из семьи

1. 4 тип – « Семья – крепость» - Выступают против всех , кто в нее не включен

Супруги представляют единое МЫ

Мир = носителю агрессии

       В семье:

7. Доминирование отца или матери

8.  Негативная проекция на общество

9. Ребенка любят , если он отвечает требованиям

10. У ребенка возникает внутренний конфликт при столкновении позиции семьи с окружающим миром.

v  5 тип – «Семья – театр» -демонстрируются эмоции напоказ.

v 6 тип семья «Третий лишний» - Родительство воспринимается как помеха к личной жизни.

1. Стиль детско-родительских отношений по типу неприязни

2. Ребенок испытывает чувство неполноценности и сильную эмоциональную зависимость от родителей

ü 7 тип - Семья с кумиром -  воспитание ребенка главный жизненный фактор.

Всех объединяет забота о ребенке

1.  Нереализованные супружеские отношения переносятся на ребенка

2. У ребенка проявляется пассивность и несамостоятельность

3. Вне семьи отношения у ребенка часто не складываются , требуют повышенного внимания = приписывают окружению жестокость и несправедливость.

ü 8 тип – «Семья – маскарад» -  возникает рассогласование жизненных ценностей между членами семьи – к ребенку предъявляются разные требования

Как видно из представленной характеристики типов дисгармоничных семей акцент дисгармонии проявляется часто на детско-родительских отношениях.

 Исходя из этого принятие той или иной роли родителями по отношению к детям определяет стили воспитания.

В психологии представлены различные подходы к определению типа «неправильного воспитания»

Так В.И.Гарбузов выделяет три типа неправильного воспитания:

ü А – непринятое эмоциональное отвержение

ü Б - гиперсонализация – недостаток опеки и контроля.

ü В - эгоцентрическое воспитание.

Более полную схему анализа семьи предлагает известный психиатр Е.А.Личко , его описание деструктивности семьи включает следующие характеристики и варианты:

v Структурный состав семьи: полная семьи, неполная семья искаженная или деформированная семья ( наличие отчима Ю вместо отца, или мачехи вместо матери)

v Функциональные особенности: гармоничная семья; дисгармоничная семья. Выделяются следующие типы дисгармоничных семей:

1. Нет партнерства между родителями( один доминирует , другой только подчиняется)

2. Деструктурированная семья( нет взаимопонимания между членами семьи, существует излишняя автономия, , нет эмоциональной привязанности и солидарности между членами семьи в решении жизненных проблем)

3. Распадающаяся семья( конфликтная, с высоким риском развода)

4.  Ригидная псевдосоциальная семья ( доминирование одного члена над другим , жесткая регламентациясемейной жизни, нет двусторонней эмоциональной теплоты, ведет к автономизации духовного мира членов семьи от вторжения властного лидера)

Особенно много проблем возникает , когда дети достигают подросткового возраста. Наиболее интересна классификация стилей воспитания подростка представлена Е.А.Личко и Э.Г.Эйдемиллером.

ü  ГИПОПРОТЕКЦИЯ – характеризуется недостатком опеки и контроля, Ребенок остается без надзора. К подростку проявляют мало внимания, нет интереса к его делам, часты физическая заброшенность и неухоженность. При скрытой гипопротекции контроль и забота носят формальный характер. Родители не включают ребенка в жизнь семьи. Невключенность ребенка в жизнь семьи приводит к асоциальному поведению из-за неудовлетворенности потребности любви и привязанности.

ü Доминирующая гиперпротекция - Проявляется в повышенном , обостренном внимании и заботе к ребенку, чрезмерной опеке и мелочном контроле поведения, слежке , запретах и ограничениях. Ребенка не приучают к самостоятельности и ответственности.Это приводит либо к реакции эмансипации , либо к безыинициативности, неумению постоять за себя.

ü  Потворствующая гиперпротекция- Так называют воспитание «кумира семьи»Родители пытаются оградить ребенка от малейших трудностей, потакают его желаниям, чрезмерно обожают и покровительствуют восхищаются его минимальными успехами, и требуют такого же восхищения от других. Результат такого воспитания проявляется в завышенном уровне притязаний, стремлении к лидерству при недостаточном упорстве и опоре на свои силы.

ü   Эмоциональное отвержение. - Ребенком тяготятся Его потребности игнорируются , Иногда с ним жестоко обращаются. Родители ( или их заместители- мачеха , отчим) считают ребенка обузой и проявляют общее недовольство по отношению к нему. Часто встречается скрытое эмоциональное отвержение: родители стремятся завуалировать реальное отношение к ребенку повышенной заботой и вниманием к нему. Этот стиль воспитания оказывает наибольший вред на развитие ребенка.

ü Жестокие взаимоотношения – могут проявляться открыто, когда на ребенке срывают зло,применяя насилие, или быть скрытыми , когда между родителями и ребенком стоит «стена» эмоциональной холодности и враждебности.

ü Повышенная моральная ответсвенность - от ребенка требуют честности, порядочности, чувства долга не соответственно его возрасту. Игнорируя интересы и возможности подростка возлагают на него ответственность за благополучие близких. Ему насильно приписывают роль главы семьи, Родители надеются на особое будущее своего ребенка, а ребенок боится их разочаровать. Часто ему поручают заботу о младших детях , уход за престарелыми.

Личко , опираясь на опыт работы с подростками отмечает , что проявление дисгармоничных отношений в семье приводит к акцентуациям характера , а иногда к психопатиям.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: