double arrow

Вопрос. Правовые семейно-брачные отношения.

 

В основе правовых семейно-брачных отношений лежит семейный кодекс РФ., принятый Государственно Думой 8 декабря 1995 года.

РАЗДЕЛ 1

1 глава Семейное законодательство. Отношения регули руемые семейным законодательством, семейное законодательство и международное право.

2 глава Осуществление и защита семейных прав. Права семейные и обязанности, защита семейных прав, Исковые данности в семейных отношениях

2 РАЗДЕЛ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ БРАКА

Условия заключения брака, порядок заключения брака, брачный возраст, обстоятельства препятствующие заключению брака. Медицинское обследование людей вступающих в брак.

Прекращение брака. Основание прекращения брака,Ограничения на предъявление о расторжении брака. Порядок расторжения брака.

Недействительность брака

3 РАЗДЕЛ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУПРУГОВ.

Равенство супругов в семье

Право супругами выбора фамилии

.Законный режим имущества супругов. Собственность каждого из супругов. Раздел имущества. Договорный режим имущества супругов. Содержание брачного договора. Ответственность супругов по обязательствам.

4 РАЗДЕЛ Права и Обязанности родителей и детей.

РАЗДЕЛ 5 Алиментные обязательства членов семьи

 

Раздел 6 Формы воспитания детей, оставшихся без попечительства родителей.

Раздел? Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан

 

 


                                                                                          Л.Н.Кутергина

 

         Проблемы психологии семьи и семейного воспитания

                                    в подготовке педагога.

Проблема семьи и семейного воспитания во все времена была актуальна. На всех этапах исторического развития общества приоритет семейного воспитания изменялся, однако, не вызывает сомнения то, что успех формирования личности ребенка определяется оптимальным отношением общественного и семейного воспитания. Являясь социальным институтом, семья по своей природе наиболее инертна и менее склонна к радикальным изменениям, поэтому изменение внешних условий приводит к услужению внутренних проблем семьи.

Реальное состояние семьи характеризуется рядом проблем:

Ø неподготовленность родителей к решению проблем семейного воспитания;

Ø утрата старых традиций;

Ø слабая социальная защищенность и экономические трудности;

Ø увеличение количества неполных семей;

Ø малодетность;

Ø нарушение внутрисемейных отношений; в нарушении взаимодействия школы и семьи, что обусловлено

Ø снижение роли мужчины, как стабилизирующего фактора семейных отношений.

  Проблемы современной семьи находят отражение в нарушении взаимодействия школы и семьи, что обусловлено:

- утратой общей идеи воспитания;

- стратификацией семей по имущественному признаку;

- ухудшению отношения государства и общества к учителю;

- уменьшение времени общения с детьми, в связи с большими временными затратами в добывании средств к существованию.

Единство общественного и семейного воспитания выступает как важнейшая основа становления личности, успешно овладевающей материальными и духовными ценностями, готовой внести заметный вклад в развитие общественной культуры.

Главной фигурой, регулирующей взаимодействие школы и семьи, является педагог владеющий определенными знаниями и умениями. Исходя из этого. Профессиональная подготовка педагога к работе с семьей предполагает:

ü осознание сущности современной семьи как ценностного социального института;

ü всесторонний анализ проблем семейного воспитания;

ü знакомство с современными технологиями работы с семьей;

ü обеспечение внутриличностной готовности будущего педагога в работе с семьей;

ü осознание задач взаимодействия школы и семьи на современном этапе развития общества.

Для решения поставленных задач в структуру подготовки бакалавра включен курс «Психология семьи и семейное воспитание». Изучение данного курса предполагает усвоение теоретических знаний определяющих сущность современной семьи, особенности семейных отношений. В рамках изучения современной семьи рассматриваются проблемы воспитания ребенка в семьях различного типа: семьи с нарушением внутрисемейной коммуникации, разведенные семьи, неполные семьи, приемные семьи. Особую значимость приобретают проблемы семей, воспитывающих больного ребенка, этнические и конфессиональные проблемы современной семьи. Возможность решения данных проблем определяется не только и не столько причинами их возникновения, сколько определением психологического механизма, отражающего сущность проявления той или иной проблемы, позволяющего осознавать позицию родителей, находить путь к построению эффективного взаимодействия.

Знание психологической сущности семьи не может обеспечить четкую позицию педагога, так как любая проблема воспитания ребенка по-разному может быть представлена в семьях одного и того же типа, что обусловлено объективными и субъективными условиями, поэтому важной задачей подготовки педагога является формирование умений и навыков, обеспечивающих организацию взаимодействия с семьей. Сложность данной проблемы обусловлена рядом объективных и субъективных факторов:

ü нарушена взаимосвязь школы и семьи в условиях современного образовательного процесса;

ü отсутствует четко выстроенная система по формированию знаний и умений, определяющих успешность взаимодействия школы и семьи;

ü отсутствует база для формирования практического опыта взаимодействия педагога с семьей в условиях профессиональной подготовки;

ü возраст и опыт студентов создают психологический барьер, ограничивающий его возможности взаимодействия с семьей.

Преодоление проблемы возможно за счет построения специально организованной деятельности студентов в рамках учебного процесса. Так для успешного формирования диагностических умений целесообразно включать студентов в проведение микроисследований в рамках изучаемой дисциплины. Выделение данного вида работ позволяет студенту не только познакомиться с проблемой в рамках изучения теоретического курса, но и получить первичный опыт организации взаимодействия с семьей.

Вторым направлением, обеспечивающим формирование опыта взаимодействия будущего педагога с семьей, может выступать организация квазипрофессиональной деятельности, реализация которой возможна в процессе подготовки и проведения сюжетно-ролевых игр.

Сюжетно-ролевая игра выступает наиболее эффективным способом формирования профессионального опыта будущего педагога, так как создает возможность приблизить учебный процесс в вузе к реальной педагогической деятельности, обеспечить полную самостоятельность в выборе способа деятельности, воссоздать реальные социальные отношения в новой материальной форме, осознать и оценить правильность выбранного способа деятельности.

Сюжет ролевых игр определяют нестандартные ситуации взаимодействия педагога с родителями. Что обеспечит более глубокое осознание позиции педагога и родителей в рамках решения той или иной проблемной ситуации.

На каждом этапе игры осуществляется формирование профессионально значимых умений. Так на первом этапе игры особое внимание уделяется осознанию целей взаимодействия педагога и родителей. Выдвижение цели осуществляется на основе знания студентом выделенной в игровой ситуации проблемы.

Второй этап игровой деятельности предполагает формирование умений по определению стратегии и тактики ведения диалога с родителями в рамках рассматриваемой проблемы, моделирование способа поведения. В процессе моделирования студенты определяют не только собственную позицию в системе взаимодействия, но и прецируют варианты возможного поведения родителей. Осознают причины возникновения рассматриваемой проблемы, прогнозируют варианты решения поставленной проблемы.

На третьем этапе осуществляется реализация игрового действия, которое включает в себя предметную (видимую) и теоретическую (мыслительную) и душевную деятельность. Результативность игрового действия зависит от уровня психологической готовности студента к решению поставленной проблемы и от уровня развития его профессионально-педагогических способностей.

Важным этапом в формировании умений и навыков взаимодействия с семьей является обсуждение результатов игры. На данном этапе целесообразно использовать видеозапись студентами действий. Анализ и оценка игровых действий осуществляется по предложенным критериям:

-психолого-педагогическая готовность студентов к осуществлению взаимодействия с родителями в рамках разрешения выделенной проблемы;

- умение анализировать педагогическую ситуацию;

- умение правильно определять стратегию и тактику ведения конструктивного диалога с родителями в соответствии с поставленной целью.

- умение прогнозировать развитие ситуации и поведение родителей;

- наличие нравственно-этических установок и реализации их в конкретных действиях по организации взаимодействия с родителями;

Организация сюжетно-ролевых игр обеспечивает не только формирование умений и навыков эффективного взаимодействия с родителями, но позволяет будущему педагогу оценить свои возможности в рамках решения поставленной проблемы, стимулирует проявление рефлексивности, что создает возможность соотнесения самооценки своих профессиональных возможностей с оценкой представленной из-вне.

  Формирование профессиональных умений будущего педагога в учебном процессе позволяет реализовать важную задачу профессиональной подготовки – снятие психологического барьера ограничивающего возможности взаимодействия молодого педагога с семьей.

Специально организованная работа по формированию готовности будущего педагога к взаимодействию с семьей, позволяет говорить о переориентации начинающего педагога с обезличенного представления о работе с семьей к осознанию социальной значимости решения поставленной проблемы как лично и социально значимой.

Создается возможность использования знаний по психологии семи и семейных отношений в ирреальном профессиональном опыте.

Возникает стремление к осознанию программы собственной деятельности, обеспечивающей саморазвитие и самосовершенствование в рамках организации данного направления профессиональной деятельности.

 

 

                                                      

                                                  

    

 

 


    

Любовь, сплотив людей в народ,




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: