Инфляция и антиинфляционное регулирование экономики Великобритании

    В марте 1998 г. министр финансов Г. Браун представил на заседании Палаты общин бюджет правительства на 1998/99 финансовый год. В своем первом полномасштабном бюджете лейбористы выдвигают следующие приоритетные задачи в экономической сфере: обеспечение экономической стабильности на основе низкой инфляции и эффективной системы государственных финансов; реформа системы государственного вспомоществования и содействия трудоустройству, борьба с безработицей; поощрение предпринимательства посредством налоговых мер, способствующих росту инвестиций, развитию малых фирм и НИОКР; совершенствование госсектора услуг, выделение дополнительных средств на нужды здравоохранения и школьного образования, а также охраны окружающей среды.

    Согласно содержащимся в бюджетном послании данным, базовая годовая инфляция (изменение уровня потребительских цен без учета выплат по ипотечной задолженности) составила к марту 1998 г. 2,5%, что соответствует долгосрочным параметрам министерства финансов и Банка Англии. Правительство рассчитывает, что в этом бюджетном году продолжится незначительный рост инфляции, которая в 1998 г. достигнет 3% а в 1999 г. вновь составит 2,5%. Задачу удержания инфляции в пределах намеченных параметров с мая 1997 г. самостоятельно решает Банк Англии. С момента прихода лейбористов к власти вначале правительство, а затем Банк неоднократно увеличивали базовую учетную ставку, которая ныне составляет 7,25% — сравнительно высокий показатель, способствующий “перегреву” британской экономики. Однако Г.Браун в своем выступлении не стал отвечать на упреки британских экспортеров, теряющих прибыли из-за чрезвычайно высокого обменного курса фунта. Министр финансов обратил внимание на то, что долгосрочный процент межбанковского заимствования сократился за время существования лейбористского правительства с 7,5% до 6% — рекордно низкий уровень за последние 33 года. Одной из важных составляющих роста инфляции является опережающий базовую инфляцию рост уровня оплаты труда. Впервые эта тема была задета министром финансов в промежуточном бюджетном послании в ноябре 1997 г. Как и в прошлом году, Г.Браун обратился к работодателям и профсоюзам с призывом сдержанно относиться к пересмотру уровня заработных плат, связав с ростом этого показателя возможное увеличение учетных ставок, сокращение рабочих мест и падение темпов экономического роста. Можно отметить, что данная проблема в немалой степени усугубляется активными мерами самого правительства по борьбе с безработицей. Достигнутая лейбористами весьма высокая для Великобритании занятость привела к обострившейся нехватке квалифицированных кадров и увеличению числа незаполненных рабочих мест, что неизбежно ведет к удорожанию труда. В зависимости от того, приведут ли пересмотры зарплат к их опережающему увеличению, по расчетам правительства рост ВВП в новом финансовом году составит от 2% (пессимистический сценарий) до 2,5% (оптимистический). Оба эти показателя были сокращены по сравнению с межбюджетными выкладками Минфина на 0,25%. Причинами пересмотра экономического прогноза правительства являются влияние финансового кризиса в Юго-Восточной Азии, а также влияние на экономику завышенного курса фунта (фунт сейчас “стоит” более трех немецких марок или десяти французских франков). Предполагается, что в 1999 году прирост экономики составит 1,75% — 2,25%, а в 2000 г. — 2,25% — 2,75%. Правительству Т.Блэйра удалось добиться значительных успехов в сокращении потребности госсектора в заемном капитале. В предыдущем финансовом году расходная часть бюджета превысила доходную на 23 млрд. ф.ст., в нынешнем году этот показатель должен составить только 5 млрд., т.е. 0,6% госбюджета. Лейбористы оказались эффективнее, чем сами того ожидали, прогнозируя в прошлогоднем бюджете дефицит в 13,25 млрд. ф.ст. Предполагается, что в 1998/99 г. государство займет 2,3 млрд. ф.ст. (3,9 млрд. без учета разового налога на непредвиденную прибыль), а к 2000 г. правительство планирует иметь бездефицитный бюджет. Министерство финансов добивается прогресса, опираясь на провозглашенное Г.Брауном долгосрочное “золотое правило” брать взаем исключительно для инвестирования, причем все текущие правительственные расходы полностью покрываются за счет налоговых поступлений.

    По мнению министерства финансов, британская экономика подошла к стадии стабильности и низкого уровня долгосрочных учетных ставок, что позволяет рассчитывать на установление низкой инфляции, высокого уровня инвестирования и более высокого устойчивого роста ВВП. Правительство находит, что именно сейчас имеются условия для того, чтобы эффективно способствовать росту производительности труда, поощряя предпринимательство, образование и конкурентоспособность британского бизнеса. Продолжая начатую в прошлом году программу содействия росту долгосрочного инвестирования, Минфин окончательно упразднил авансовый налог на корпорации. В соответствии с положениями “зеленого” промежуточного бюджета налог на корпорации будет отныне взиматься по принятой в США поквартальной системе. Одна из важнейших мер, направленных на рост инвестиций в британскую экономику, — дальнейшее понижение с апреля 1999 г. налога на корпорации и на малые корпорации еще на 1%. В прошлом бюджетном году эти налоги уже были снижены на 2%. Ныне налог на корпорации составляет 30%, на малые корпорации 20% — ниже, чем у основных конкурентов Великобритании на международном рынке. Помимо этого на 50% увеличиваются налоговые льготы для инвесторов, реформируется система налогов на прирост капитала. Лейбористы ожидают, что эти меры должны способствовать приливу инвестиций в британские компании. Ряд мер направлен на развитие британской науки, а также научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в чем Великобритания существенно отстает от США и некоторых европейских конкурентов. Г. Браун объявил о создании нового фонда венчурного капитала размером 50 млн. ф.ст., открытого для всех британских университетов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: