Экзистенциально-личностный тип мировоззрения

 

Стихийное мировоззрение

 

Мировоззрение каждого человека начинает формироваться вместе с осознанием им окружающего мира. Первоначально оно формируется стихийно. Характерными чертами такого стихийного мировоззрения являются несистематичность знаний, разрозненность взглядов, оно некритично и мало рефлексивно. То есть человек еще не осознает, что у него есть определенное (одно из многих) мировоззрение, что могут быть какие-то другие взгляды на мир.

 

Догматическое мировоззрение

 

Общество рано пришло к осознанию того, что мировоззрение - вещь важная и нужная. Поведение людей находится в прямой зависимости от их мировоззрения, от того, на какие ценности они ориентированы. Поэтому с древнейших времен мировоззрение целенаправленно формируется с помощью семьи, церкви, школы, других социальных институтов. Оно активно формируется также под влиянием пропаганды и агитации, СМИ-товского мира грез - словом, всегда, когда навязываются строго определенные взгляды и программы действий.

  Результатом такого воздействия на личность является складывание у нее догматического мировоззрения. Слово "догма" означает здесь учение, как правило, глубоко продуманное и всесторонне разработанное специалистами. Такое учение дает ответы на самые разные вопросы. Оно систематизировано. В этом его безусловные достоинства по сравнению со стихийным мировоззрением.

  Но догматический тип мировоззрения не является самокритичным. Человеку оно преподносится как некоторая безусловная ценность. Отступление от нее часто вызывает санкции со стороны общества: политические репрессии, социальные гонения, отлучение от церкви и тому подобное. Носитель догматического мировоззрения и сам становится нетерпимым к инакомыслию, оказывается неспособным воспринять взгляды, выходящие за пределы принятой догмы.

 

Рефлексивное мировоззрение

Тип мировоззрения, который формируется собственными усилиями человека, называется рефлексивным. Рефлексия (лат. reflecto) чаще всего расшифровывается как отражение, отображение. В данном случае под рефлексией подразумевается способность человека отдавать себе отчет в своих мыслях и поступках, умение их оценивать. Иными словами, рефлексия - это способность человека как субъекта познания делать своим предметом не только явления и события внешнего мира, но и самого себя, свой внутренний мир. Это размышление не только о чем-то ("что-предмете"), но и о том ("что-процесс"), как происходит, как разворачивается данное размышление.

  Рефлексивное мировоззрение нельзя почерпнуть в готовом виде из книг, фильмов или средств массовой информации. Оно вырабатывается только самим человеком. Конечно, любой человек свободен не абсолютно, при формировании мировоззрения он опирается на накопленный человечеством культурный и мировоззренческий опыт. Но приобщаясь к идеям выдающихся мыслителей (философов, поэтов, ученых и религиозных деятелей), человек делает самостоятельные шаги и в своем духовном развитии. В формировании рефлексивного (культурно и исторически детерминированного, но свободного по сути, по духу своему) мировоззрения, незаменимую роль играет философия в ее личностно-жизненном преломлении.

  Именно в философии находим мы концентрированное выражение рефлексивной способности человеческого мышления. Философия представляет собой специфическую форму рефлексии мировоззренческих проблем и способов их решения. Философ не просто задается вопросом о сущности мира, но и размышляет над тем, что такое "сущность" вообще, что мы можем знать о сущности как таковой и приложима ли эта категория к пониманию мира? То есть философия анализирует сами средства постановки и решения мировоззренческих проблем.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: