Правовое регулирование оценки бизнеса

 

Рыночная оценка имущества осуществляется в соответствии с Феде­ральным законом Российской Федерации «Об оценочной деятельно­сти в Российской Федерации» от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ.

Законодательство, регулирующее оценочную деятельность в РФ, состоит из названного закона, иных федеральных законов и норматив­ных правовых актов РФ и ее субъектов, а также из международных договоров РФ. Субъекты РФ регулируют оценочную деятельность в соответствии с Федеральным законом.

В Законе «Об оценочной деятельности в РФ» дано определение оце­ночной деятельности. Под ней понимается деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости. Рыночная стоимость определена как наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конку­ренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине сделки не отражаются ка­кие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Основанием для проведения оценки является договор между оцен­щиком и заказчиком. Если в договоре об оценке объекта не определен конкретный вид стоимости, установлению подлежит именно рыноч­ная стоимость данного объекта. Договор заключается в письменной форме и не требует нотариального удостоверения. Законом установ­лен ряд требований к оценщику, среди которых:

• наличие у оценщика лицензии на осуществление оценочной деятельности

• своевременное составление в письменной форме и передача заказчику отчета об оценке объекта;

• неразглашение конфиденциальной информации, полученной от заказчика;

• независимость оценщика, т. е. отсутствие у оценщика в отноше­нии объекта оценки вещных прав или обязательств вне договора. Также оценщик не должен являться учредителем, собственником, акционером или должностным лицом юридического лица либо заказчиком или физическим лицом, имеющим имущественный интерес в объекте оценки;

• наличие договора о страховании гражданской ответственности оценщика и др.

Данным законом для РФ, субъектов РФ, муниципальных образова­ний, физических и юридических лиц установлено безусловное право на проведение оценки любых принадлежащих им объектов независи­мо от установленного порядка статистического учета, бухгалтерского учета и отчетности. Проведение оценки объектов является обязатель­ным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично РФ, субъектам РФ либо муниципальным об­разованиям.

Не обязательно, но возможно проведение оценки и в других целях, например с целью отражения в отчетности купли-продажи, мены, ино­го отчуждения; проведения конкурсов, аукционов, торгов; аренды, до­верительного управления, лизинга; залога; раздела, наследования, да­рения; страхования; исчисления налогов, пошлин, сборов; выкупа, конфискации, изъятия; ликвидации; разрешения имущественных спо­ров; передачи прав собственности; переуступки долговых обязательств; внесения имущества в уставный капитал; определения доли имуще­ственных прав; передачи в доверительное управление; инвестицион­ного проектирования; коммерческой концессии; возмещения ущерба; хранения; составления брачного контракта и др.

В законе практически детально описана технология оценочной дея­тельности, определены методы оценки, введен институт независимых профессиональных оценщиков. Участники рыночных отношений по­лучили право оспаривать правильность оценки в судебном порядке.

Закон № 144-ФЗ от 8 июля 1999 г. «О реструктуризации кредит­ных организаций», регулирующий порядок и условия осуществления мероприятий по реструктуризации кредитных организаций с целью преодоления их финансовой неустойчивости и восстановления плате­жеспособности либо для осуществления процедуры ликвидации, уста­навливает процедуру привлечения независимого оценщика (ст. 18) для оценки стоимости активов кредитной организации, выставляемых на продажу специализированным Агентством по реструктуризации.

Закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ регулирует порядок и условия осуществления мер по преду­преждению несостоятельности (банкротства), проведения внешнего управления и конкурсного производства и иные отношения, возника­ющие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов. В соответствии со ст. 102 данного закона в ходе

конкурсного производства конкурсный управляющий осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника. Для осуществления указанной деятельности конкурсный управляющий вправе привлекать оценщиков и иных специалистов с оплатой их услуг за счет имуще­ства должника, если иное не установлено собранием кредиторов или комитетом кредиторов. В случае, если имуществом должника, подле­жащим продаже в ходе конкурсного производства, является недвижи­мость, указанное имущество оценивается до продажи с привлечением независимого оценщика (ч. 2. ст. 102).

Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» определяет порядок привлечения независимого оценщика для оценки вклада в уставный капитал общества в случае, если его номинальная стоимость (увеличение номинальной стоимо­сти), оплачиваемая неденежным вкладом, составляет более двухсот МРОТ (ч. 2. ст. 15). Номинальная стоимость (увеличение номиналь­ной стоимости) доли участника общества в уставном капитале, опла­чиваемой таким неденежным вкладом, не может превышать сумму оценки указанного вклада, определенную независимым оценщиком. В случае внесения в уставный капитал общества неденежных вкладов участники общества и независимый оценщик в течение трех лет с мо­мента государственной регистрации общества или соответствующих изменений в уставе общества солидарно несут при недостаточности имущества общества субсидиарную ответственность по его обязатель­ствам в размере завышения стоимости неденежных вкладов.

Аналогичная норма содержится в законе «Об акционерных обще­ствах», определяющем порядок созда­ния и правовое положение акционерных обществ. Денежная оценка имущества, вносимого в оплату акций при учрежде­нии общества, производится по соглашению между учредителями. Если номинальная стоимость приобретаемых таким способом акций и иных ценных бумаг общества составляет более двухсот МРОТ, то необходима денежная оценка независимым оценщиком (аудитором) имущества, вносимого в оплату акций и иных ценных бумаг общества.

Для определения рыночной стоимости имущества акционерного общества может быть привлечен независимый оценщик (аудитор) (ч. 3 ст. 77 закона). Привлечение независимого оценщика (аудитора) для определения рыночной стоимости имущества является обязательным в случае выкупа обществом у акционеров принадлежащих им акций.

Кроме законодательства, регулирующего оценочную деятельность, особое внимание у оценщиков вызывает законодательство, регулиру­ющее право собственности и другие вещные права, отдельные виды обязательств и имущественные отношения относительно объектов оценки.

Основой такого законодательства служит Гражданский кодекс Рос­сийской Федерации, другие законодательные и нормативные акты, в том числе по приватизации, банкротству, аренде, залогу, ипотеке, до­верительному управлению и пр.

Сервитут — важный элемент оценки недвижимости. Эта оценка мо­жет быть связана с платой за пользование земельным участком, кото­рую, согласно п. 5 ст. 274 ГК РФ, «собственник участка, обремененного сервитутом, вправе... требовать от лиц, в интересах которых установ­лен сервитут».

Крайний случай ограничений — это отчуждение недвижимого иму­щества в связи с изъятием участка, на котором оно находится

Оценка стоимости этого имущества и убытков возможна лишь в результате расчетов независимых профессионалов-оценщиков. В пер­вом случае (отчуждение государством) такая оценка нужна для опре­деления выкупной цены. Согласно ст. 281 ГК РФ, «при определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка... в том числе упущенная выгода». Во втором случае (продажа с публич­ных торгов) денежная оценка стоимости объекта недвижимости необ­ходима для установления первоначальной цены продажи с публичных торгов.

Продажа предприятий в целом предполагает передачу покупателю не только зданий и оборудования, но и прав и обязанностей продавца. Заключение договора продажи предприятия требует от продавца со­вершения особых действий, не характерных для иных договоров купли-продажи. Необходимым условием для заключения договора является, в частности, составление и рассмотрение сторонами акта инвентари­зации и бухгалтерского баланса, получение заключения независимого аудитора, определение перечня всех обязательств, включаемых в со­став предприятия.

Продажа предприятия во всех случаях сопровождается, с одной сто­роны, уступкой прав требований продавца покупателю, а с другой — переводом на него долгов, что, в свою очередь, требует согласия кре­диторов: Поэтому предусмотрены положения, определяющие особый порядок уведомления кредиторов и получения их согласия на продажу предприятия, а также последствия нарушения этого порядка. В част­ности, после передачи предприятия покупателю продавец и покупа­тель несут солидарную ответственность по включенным в состав пере­данного предприятия долгам, которые были переведены на покупателя без согласия кредитора (п. 4 ст. 562 ГК РФ).

 

Задача 1

Рассчитайте суммарную будущую стоимость денежного потока, накапливаемого под 8%. Денежный поток возникает в конце года.

Первый год - 100 тыс. руб.

Второй год - 800 тыс. руб.

Третий год - 0.

Четвертый год - 300 тыс. руб.

Решение:

Сложные проценты.

PV = ∑P* (1+r)n

Первый год

PV = 100*(1+(8/100)) = 100 тыс. руб.

Второй год

PV = 100*(1+(8/100)) 1 + 800*(1+(8/100)) 0 =908 тыс. руб.

Третий год

PV = 100*(1+(8/100)) 2 + 800*(1+(8/100)) 1 + 0*(1+(8/100)) 0 =980,64 тыс. руб.

Четвертый год

PV = 100*(1+(8/100)) 3 + 800*(1+(8/100)) 2 + 0*(1+(8/100)) 1 + 300*(1+(8/100)) 0 =1359,09 тыс. руб.

Задача 2

Рассчитайте суммарную текущую стоимость денежного потока, возникающего в конце года, если ставка дисконта равна 12%. Денежный поток:

первый год - 200 тыс. руб.;

второй год - 0;

третий год - 500 тыс. руб.;

четвертый год - 900 тыс. руб.

Решение:

FV = ∑(P/(1+r)n)

 

FV = 200*(1+(12/100)) 1 + 0*(1+(12/100)) 2 + 500*(1+(12/100)) 3 + 900*(1+(8/100)) 4 =2150,90 тыс. руб.

2150,90 тыс. руб. - суммарная текущая стоимость денежного потока.

Список литературы




double arrow
Сейчас читают про: