Политическое лидерство – это универсальный и неотъемлемый механизм функционирования общества. Оно необходимо для внутренней интеграции повышения целостности общества. Политическое лидерство помогает структурированию социальных групп, осуществлению коммуникаций между властью и обществом.
Принципы выделения политических лидеров:
· По уровню контроля за властью;
· По масштабу деятельности: общенациональный, региональный, местный;
· По стилю поведения: авторитарный, демократический;
· По характеру руководства: формальный, не формальный;
· Отношение к социальным реформам: консерватор, реформист, фундаменталист;
· Отношение к целям в политике: идеолог, прогматик, идеалист;
· Отношение к противникам: фонатик, непремиримый.
Макс Вебер выделяет 3 основных типа политических лидеров:
· Традиционный(по наследству);
· Рационально-легальный;
· Харизматический.
Лидер-карьерист, лидер-политик, лидер-техник, лидер-механик, лидер-поэт, лидер-торговец, лидер- знаменосец, лидер- служитель, лидер-пожарник, лидер- марионетка.
|
|
20. Политология как наука. Функции политологии.
Политология- наука эклептичная (собирательная из других наук).
Функции политологии:
· Познавательно-оценочная;
· Инструментально- праксиологическая (как использовать полученные знания на практике);
· Воспитательная.
21. Принцип большинства в условиях демократии
Одним из основополагающих принципов демократии является принцип большинства. При авторитарной форме правления вся полнота власти сосредоточена в руках узкого слоя политической элиты, которая часто в своих действиях игнорирует волю и интересы большинства народа. При демократии в процессе свободного волеизъявления народа в пользу тех или иных предложений выявляется большинство, позицию которого власти игнорировать не могут. Принцип большинства суть народного суверенитета, в соответствии с которой народ провозглашается источником верховной государственной власти в демократическом обществе. Правило большинства должно сочетаться с гарантиями прав личности, которые служат защите прав меньшинств -этнических, религиозных, политических и не могут быть отменены большинством голосов.
Прямая и представительная демократия
Прямая демократия- исходит из того, что сам народ должен принимать важнейшие политические решения, а представительные органы власти следует свести к минимуму и сделать полностью подконтрольными гражданам. При тенденции развития в стране прямой демократии, как это имеет место, например, в Швейцарии, постоянно расширяется круг вопросов, решаемых непосредственно гражданами. Это и принятие важнейших законодательных актов, и выбор политических решений стратегического характера, и принятие решений местного значения. Прямая демократия позволяет развивать политическую активность граждан, обеспечивать прочную легитимность власти, осуществлять эффективный контроль за деятельностью институтов государства и должностных лиц.
|
|
Представительная демократия- исходит из того, что воля народа может выражаться не только непосредственно им самим во время голосований, но и его представителями в органах власти. При таком подходе демократия понимается как компетентное и ответственное перед народом представительное управление. Участие граждан в принятии политических решений при этом в целом не отвергается, но оно ограничивается весьма узким кругом вопросов. При рассматриваемой форме демократии отношения между народом и его представителями строятся на основе доверия и контроля в форме периодически проводимых выборов, Конституционного ограничения компетенций органов власти и должностных лиц при их полной независимости в пределах закона.
Реляционные концепции власти (бихевиоризм, интеракционизм).
· Бихевиоризм- власть рассматривается неотъемлемая часть человека;
· Интеракционизм- власть- это стабилизатор общественных взаимоотношений, поскольку проявляется во взаимодействиях в рамках общества;
· Коммуникативная- власть рассматривается как механизм общения между людьми.
Ресурсы политической власти
Все ресурсы направлены на то, чтобы держать объект в подчинении.
Экономические- их лидирующая роль определяется факторами:
§ без экономических ресурсов власть существовать не может;
§ функционирование политической власти, реализация экономических программ требует денежных средств;
§ экономические средства необходимы для поддержания политической власти;
§ политическая власть использует экономические ресурсы для решения государственных и международных проблем. Власть может стимулировать научную перестройку хозяйства, инновации;
§ стимулировать инвестиции в национальную экономику;
· не допускать монополизации хозяйственной отрасли;
§ власть может предотвращать перенакопление в стране, стимулируя вывоз его за границу.
· Силовые ресурсы- для поддержания порядка в стране;
· Социальные ресурсы- общество, то что призвано обеспечивать поддержку власти;
· Информационные ресурсы- играют большую роль в процессе функционирования власти.