Политическое лидерство. Типология политического лидерства

Политическое лидерство – это универсальный и неотъемлемый механизм функционирования общества. Оно необходимо для внутренней интеграции повышения целостности общества. Политическое лидерство помогает структурированию социальных групп, осуществлению коммуникаций между властью и обществом.

Принципы выделения политических лидеров:

· По уровню контроля за властью;

· По масштабу деятельности: общенациональный, региональный, местный;

· По стилю поведения: авторитарный, демократический;

· По характеру руководства: формальный, не формальный;

· Отношение к социальным реформам: консерватор, реформист, фундаменталист;

· Отношение к целям в политике: идеолог, прогматик, идеалист;

· Отношение к противникам: фонатик, непремиримый.

Макс Вебер выделяет 3 основных типа политических лидеров:

· Традиционный(по наследству);

· Рационально-легальный;

· Харизматический.

Лидер-карьерист, лидер-политик, лидер-техник, лидер-механик, лидер-поэт, лидер-торговец, лидер- знаменосец, лидер- служитель, лидер-пожарник, лидер- марионетка.

20. Политология как наука. Функции политологии.

Политология- наука эклептичная (собирательная из других наук).

Функции политологии:

· Познавательно-оценочная;

· Инструментально- праксиологическая (как использовать полученные знания на практике);

· Воспитательная.

   21. Принцип большинства в условиях демократии

Одним из основополагающих принципов демократии является принцип большинства. При авторитарной форме правления вся полнота власти сосредоточена в руках узкого слоя политической элиты, которая часто в своих действиях игнорирует волю и интересы большинства народа. При демократии в процессе свободного волеизъявления народа в пользу тех или иных предложений выявляется большинство, позицию которого власти игнорировать не могут. Принцип большинства суть народного суверенитета, в соответствии с которой народ провозглашается источником верховной государственной власти в демократическом обществе. Правило большинства должно сочетаться с гарантиями прав личности, которые служат защите прав меньшинств -этнических, религиозных, политических и не могут быть отменены большинством голосов.

Прямая и представительная демократия

Прямая демократия- исходит из того, что сам народ  должен принимать важнейшие политические решения, а представительные органы власти следует свести к минимуму и сделать полностью подконтрольными гражданам. При тенденции развития в стране прямой демократии, как это имеет место, например, в Швейцарии, постоянно расширяется круг вопросов, решаемых непосредственно гражданами. Это и принятие важнейших законодательных актов, и выбор политических решений стратегического характера, и принятие решений местного значения. Прямая демократия позволяет развивать политическую активность граждан, обеспечивать прочную легитимность власти, осуществлять эффективный контроль за деятельностью институтов государства и должностных лиц.

Представительная демократия- исходит из того, что воля народа может выражаться не только непосредственно им самим во время голосований, но и его представителями в органах власти. При таком подходе демократия понимается как компетентное и ответственное перед народом представительное управление. Участие граждан в принятии политических решений при этом в целом не отвергается, но оно ограничивается весьма узким кругом вопросов. При рассматриваемой форме демократии отношения между народом и его представителями строятся на основе доверия и контроля в форме периодически проводимых выборов, Конституционного ограничения компетенций органов власти и должностных лиц при их полной независимости в пределах закона.

Реляционные концепции власти (бихевиоризм, интеракционизм).

· Бихевиоризм- власть рассматривается неотъемлемая часть человека;

· Интеракционизм- власть- это стабилизатор общественных взаимоотношений, поскольку проявляется во взаимодействиях в рамках общества;

· Коммуникативная- власть рассматривается как механизм общения между людьми.

Ресурсы политической власти

Все ресурсы направлены на то, чтобы держать объект в подчинении.

Экономические- их лидирующая роль определяется факторами:

§ без экономических ресурсов власть существовать не может;

§ функционирование политической власти, реализация экономических программ требует денежных средств;

§ экономические средства необходимы для поддержания политической власти;

§ политическая власть использует экономические ресурсы для решения государственных и международных проблем. Власть может стимулировать научную перестройку хозяйства, инновации;

§ стимулировать инвестиции в национальную экономику;

· не допускать монополизации хозяйственной отрасли;

§ власть может предотвращать перенакопление в стране, стимулируя вывоз его за границу.

· Силовые ресурсы- для поддержания порядка в стране;

· Социальные ресурсы- общество, то что призвано обеспечивать поддержку власти;

· Информационные ресурсы- играют большую роль в процессе функционирования власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: