Система КонсультантПлюс

В самом начале 1990-х годов правовые базы данных воспринимались как обновляемые «электронные библиотеки» федеральных правовых актов, да, собственно, и являлись такими. Тогда их пользователями были, прежде всего, профессионалы в области права, имеющие специальное юридическое образование. Но постепенно в работу с информацией по законодательству был вовлечен более широкий круг специалистов, совсем не обязательно имеющих глубокие познания как в сфере права, так и в сфере компьютерных технологий. Им одних текстов правовых актов было уже недостаточно ― требовался еще и ключ к пониманию, к эффективному применению норм права. Разработчики, которые первыми среагировали на эту тенденцию, стали ориентироваться и на таких пользователей, начали создавать специальные консультационные информационные ресурсы, развивать аналитические возможности систем с учетом потребностей этой постоянно растущей аудитории. В то же время более высокие требования к информации стали предъявлять и профессиональные юристы. Поэтому со временем в справочные правовые системы была включена консультационная информация, ориентированная на интересы всех основных групп пользователей. Профессионалам в области юриспруденции предназначены комментарии к основополагающим правовым актам ― федеральным конституционным законам и кодексам. Руководителям, менеджерам, которые решают общие вопросы развития бизнеса ― разъяснения по проблемам в целом. Специалистам, решающим частные, но весьма важные и значимые вопросы (например, бухгалтерам) ― консультации по применению законодательства в конкретных практических ситуациях[6].

Те из создателей справочных правовых систем, которые раньше других предложили продукты, основанные на новой идеологии, получили большую фору и сейчас являются лидерами рынка. Так, компания «Консультант Плюс», системы которой, по данным ВЦИОМ и РОМИР, используют 84% российских предприятий, работающих с правовыми базами данных, а 68% ― выбрали в качестве единственных, еще в 1994 году выпустила систему, включающую не только нормативные документы, но и консультации, разъяснения по применению законодательства. Эта система сразу приобрела колоссальную популярность. А ее разработка, по сути, заложила основы для дальнейшего качественного развития справочных правовых систем как аналитических информационных продуктов.

Компания «КонсультантПлюс» занесена в реестр победителей Восьмого Всероссийского конкурса «1000 лучших предприятий и организаций России-2007». Победителями признаются конкурсанты, занявшие первые сто мест.

Системы КонсультантПлюс ― представители класса справочных правовых систем. Однако, в отличие от своих западных собратьев, КонсультантПлюс ― явление чисто российское. В том смысле, что эти системы по характеру информации, и по способу ее передачи наиболее адаптированы к специфическим отечественным условиям.

Точкой отсчета для проекта КонсультантПлюс считается январь 1992 года. Тогда впервые началось массовое производство и распространение справочных систем КонсультантПлюс. С тех пор создано более 10 справочных систем, отлажены надежные связи с источниками нормативной информации, в 200 городах страны появились Региональные Информационные Центры КонсультантПлюс. КонсультантПлюс является лидером на рынке правовых баз данных. С системами этой марки работают более 70 000 юристов, бухгалтеров, руководителей предприятий и организаций на всей территории от Калининграда до Курильских островов.

Разработчиком справочно-правовых систем КонсультантПлюс является НПО «ВМИ». Фирма «Элком-Информ» является официальным дистрибьютором разработчика. Справочные системы КонсультантПлюс это не просто «хранилище» электронных текстов[7].

Cистемы КонсультантПлюс позволяют очень быстро получать новые нормативные акты, оперативно узнавать об изменениях в законодательстве. Причем, часто нормативные акты попадают в систему даже быстрее, чем на страницы периодических изданий. Особенностью баз данных семейства КонсультантПлюс является наличие в них как опубликованных (со ссылками на официальный источник публикации), так и не публикуемых реально действующих юридических актов.

Компьютерная система представляет собой очень удобное средство работы с массивом правовой информации. Как показывает практика, при освоении любого программного обеспечения основные затруднения вызывает обучение работе с ним. Ведь часто именно сложность изучения ПО и служит тем самым «отпугивающим» фактором, который заставляет отказаться от его приобретения. В самом деле, как правило, у юриста, бухгалтера или секретаря совершенно нет времени на длительное обучение работе с различными программными «чудесами».

Системы КонсультантПлюс разработаны с учетом того, что использовать их будут те, кто, в абсолютном большинстве не является знатоками компьютерных технологий. Поэтому любой человек, даже совсем недавно познакомившийся с компьютером, может начать работать с системой практически через 20 минут. Заложенные в системы возможности поиска и анализа, призванные облегчить работу, предельно просты и привычны.

Так, карточка для поиска документов напоминает обычные рубрики «бумажной» картотеки. При поиске необходимого материала можно воспользоваться всеми привычными профессиональными терминами и понятиями. Тематически весь материал систематизирован на основе Общеправового классификатора отраслей законодательства, утвержденного президентским указом[8].

Пользователь может найти любой необходимый ему документ (или подборку документов) по таким реквизитам:

– Тематика;

– Вид документа;

– Принявший орган;

– Дата принятия (дата или временной период «с.. по..»);

– Регистрационный номер в Минюсте (для прошедших регистрацию);

– Дата регистрации в Минюсте (для прошедших регистрацию);

– Название документа;

– Текст документа (по любому слову и словосочетанию любого объема из текста);

– Ключевые слова (не обязательно встречаются в тексте, но отражают смысл Документа);

– Статус документа («действует», «официально отменен», «недействующая редакция» и т.п.)

Можно также искать нужные документы и по всем словам или произвольным словосочетаниям из текста документа.

После заполнения одного или нескольких полей система выдаст на экран полный список документов, отвечающих запросу.

С текстом документов можно производить все необходимые операции: выводить на печать, в отдельный файл, расставлять в тексте «закладки», создавать собственные подборки («папки») документов. Нажатием одной клавиши можно получить исчерпывающую справку о документе и моментально (по ссылкам) переходить в текст взаимосвязанных с ним других нормативных документов. Таким образом, пользователь имеет возможность ознакомиться с полной ретроспективой различных редакций документа. А режим «двухоконного» просмотра позволяет одновременно просматривать и сравнивать различные акты.

Во время реформ и быстрых перемен законодательства все налогоплательщики, все участники рыночных отношений кровно заинтересованы в получении полной и достоверной правовой информации. Первая и важнейшая задача ― чтобы ни один сколько-нибудь значительный документ не остался незамеченным и дошел до пользователя. Это гарантировано прямыми договорами об информационном обмене с органами власти и управления РФ и тщательным анализом большинства периодических изданий[9].

«Консультант Плюс» уже давно ведет широкую программу информационно-правового сотрудничества с органами власти и управления России. В рамках программы заключены договора об информационном обмене более чем с 40 центральными государственными органами, министерствами и ведомствами. В их числе:

– Администрация Президента РФ;

– Аппарат Правительства;

– Правовое управление аппарата Государственной Думы;

– Аппарат Совета Федерации;

– Центральный Банк РФ;

– Высший Арбитражный Суд;

– Верховный Суд;

– Министерство финансов;

– Государственный таможенный комитет и другие.

Сотрудники этих министерств и ведомств при работе с правовой информацией работы используют справочные системы КонсультантПлюс. Всего, в рамках выполнения соглашений, в различных органах власти и управления РФ установлено более 10.000 систем КонсультантПлюс.

Согласно договорам об информационном обмене органы власти и управления РФ передают принятые документы для включения в системы КонсультантПлюс и для распространения по Сети. Так, каждый день, во все системы поступает до 200 новых документов.

Все документы перед включением в систему проходят необходимую юридическую подготовку. Эта подготовка состоит из определения их юридической взаимосвязи, создания ссылок, составления справочных сведений, различных редакций, внесения изменений в действующие акты. То есть с документами производятся все самые трудоемкие операции, избавляющие пользователя от траты времени и неинтересной, но необходимой работы[10].

Несмотря на то, что документы вводятся только с копии оригинала или текста официальной публикации, перед введением в информационный банк они еще проходят проверку на аутентичность ― как программными средствами, так и несколькими независимыми корректорами.

Все системы марки КонсультантПлюс работают в любой привычной для пользователя операционной среде такой, как DOS и Windows (в том числе, Windows'95 и Windows NT), а также в таких профессиональных операционных системах, как IBM OS/2 WARP и UNIX (в режиме эмуляции DOS или WINDOWS).

Заключение

Вот уже более 10 лет тысячи пользователей по всей России работают с правовой информацией ― нормативными актами российского, регионального и международного законодательства, материалами судебной практики, комментариями, консультациями и другими документами ― в составе информационно-справочных правовых систем. За эти годы правовые системы успели стать востребованным ресурсом для юристов, бухгалтеров, руководителей и специалистов, финансистов, менеджеров, представителей органов власти, студентов, преподавателей и других граждан, чья деятельность так или иначе связана с решением правовых вопросов.

Концепция правовой информатизации РФ, принятая более 10 лет назад, предусматривала грандиозную задачу: «информатизация правовой сферы осуществляется путем создания эталонной географически децентрализованной правовой базы, используемой в общенациональном информационном пространстве». К сожалению, объявить о такой задаче оказалось гораздо проще, чем реализовать ее. В реальности коммерческие справочно-правовые системы для создания электронных баз данных сами активно обращаются к государственным органам за информацией, предлагают технологии, позволяющие автоматизировать информационный обмен в части документооборота и создания правовых актов, а также сами занимаются формированием спроса на правовую информацию среди пользователей, в какой-то степени, правовым образованием.

Для пользователей такие системы являются еще одной возможностью найти или получить необходимый правовой или нормативно-технический документ в том случае, если из соответствующего государственного органа по тем или иным причинам невозможно его получить. При этом отношения коммерческих организаций с органами государственной власти зачастую строятся на принципе, если так можно сказать, «информационного бартера» — органы государственной власти предоставляют правовые акты зачастую только при условии бесплатного или льготного обслуживания со стороны соответствующей коммерческой правовой системы. Примечательно, что они при этом получают правовую информацию коммерческих правовых систем справочного характера, на основе которой формально не может быть предпринято ни одно официальное действие. Разумеется, любой пользователь электронной справочной правовой системы имеет информацию об официальном опубликовании любого акта, но все пользователи фактически доверяют информации в электронной форме, не имеющей официального статуса. Кроме того, возникает вопрос о том, как лучше обеспечивать полноту, достоверность и актуальность правовой информации.

Развитие справочных правовых систем наглядно показывает, насколько современные технологии могут менять привычную картину жизни. Правовые базы данных ускорили многие процессы, происходящие в обществе и экономике. Скорость получения новых правовых актов, возможность эффективно пользоваться нормативной информацией оказывают самое серьезное влияние на уровень профессиональной подготовки, на качество и сроки принятия решений. Справочные правовые системы дали возможность огромному количеству специалистов эффективно работать с правом и грамотно применять законодательство в практике своей работы.



Список использованной литературы

1. Акопов Г. Л. Правовая информатика: учебное пособие. ― М.: Дашков и Ко, 2008 ― 320 с.

2. Беляева Т. М., Чубукова С. Г., Кудинов А. Т., Пальянова Н. В., Элькин В. Д. Правовая информатика. Справочные правовые системы. ― М.: Элит, 2008 ― 172 с.

3. Новиков Д. В., Камынин В. Л. Введение в правовую информатику. Справочные правовые системы КонсультантПлюс. ― М.: НПО «Вычислительная математика и информатика», 1999 ― 117 с.

4. Чубукова С. Г., Элькин В. Д. Основы правовой информатики: Юридические и математические вопросы информатики: Учебное пособие для вузов (под ред. Рассолова М. М.) Изд. 2-е, испр., доп. ― М.: Инфра-М, Контракт, 2008 ― 288 с.


[1] Беляева Т. М., Чубукова С. Г., Кудинов А. Т., Пальянова Н. В., Элькин В. Д. Правовая информатика. Справочные правовые системы. ― М.: Элит, 2008 ― с. 88

[2] Беляева Т. М., Чубукова С. Г., Кудинов А. Т., Пальянова Н. В., Элькин В. Д. Правовая информатика. Справочные правовые системы. ― М.: Элит, 2008 ― с. 89

[3] Чубукова С. Г., Элькин В. Д. Основы правовой информатики: Юридические и математические вопросы информатики: Учебное пособие для вузов (под ред. Рассолова М. М.) Изд. 2-е, испр., доп. ― М.: Инфра-М, Контракт, 2008 ― с. 144

[4] Чубукова С. Г., Элькин В. Д. Основы правовой информатики: Юридические и математические вопросы информатики: Учебное пособие для вузов (под ред. Рассолова М. М.) Изд. 2-е, испр., доп. ― М.: Инфра-М, Контракт, 2008 ― с. 148

[5] Чубукова С. Г., Элькин В. Д. Основы правовой информатики: Юридические и математические вопросы информатики: Учебное пособие для вузов (под ред. Рассолова М. М.) Изд. 2-е, испр., доп. ― М.: Инфра-М, Контракт, 2008 ― с. 148

[6] Новиков Д. В., Камынин В. Л. Введение в правовую информатику. Справочные правовые системы КонсультантПлюс. ― М.: НПО «Вычислительная математика и информатика», 1999 ― с. 56

[7] Новиков Д. В., Камынин В. Л. Введение в правовую информатику. Справочные правовые системы КонсультантПлюс. ― М.: НПО «Вычислительная математика и информатика», 1999 ― с. 59

[8] Новиков Д. В., Камынин В. Л. Введение в правовую информатику. Справочные правовые системы КонсультантПлюс. ― М.: НПО «Вычислительная математика и информатика», 1999 ― с. 62

[9] Беляева Т. М., Чубукова С. Г., Кудинов А. Т., Пальянова Н. В., Элькин В. Д. Правовая информатика. Справочные правовые системы. ― М.: Элит, 2008 ― с. 89

[10] Беляева Т. М., Чубукова С. Г., Кудинов А. Т., Пальянова Н. В., Элькин В. Д. Правовая информатика. Справочные правовые системы. ― М.: Элит, 2008 ― с. 112



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: