Анализ существующей системы управления персоналом предприятия

 

Анализ существующей системы управления персоналом предприятия начнем с анализа численности персонала ООО «Комфорт-Сервис» (таблица 2.1).

Таблица 2.1 – Анализ динамики численности работников предприятия ООО «Комфорт-Сервис» за отчетный период

Показатели

2007 год

2008 год

2009 год

Темп роста, %

чел. удельный вес, % чел. удельный вес, % чел. удельный вес, % к 1-му году ко 2-му году
А 1 2 3 4 5 6 7 8
Численность работников, всего 48 100 48 100 49 100 100,0 102,1
В том числе:                
-административно-управленческого персонала 15 31,3 15 31,3 16 32,7 100,0 106,7
-оперативно-складской персонала 21 43,8 21 43,8 21 42,9 100,0 100,0
- вспомогательного персонала 12 25,0 12 25,0 12 24,5 100,0 100,0

В 2009 году по сравнению с 2008 годом фактическая численность работающих выросла на 1 человека.

Численность административно-управленческого персонала составляет 16 человек или 32,7% от общей численности. В данном случае можно говорить о том, что удельный вес административно-управленческого персонала оптимальный для данного предприятия.

Основную часть персонала составляет оперативно-складской персонал (42,9%), что целесообразно для оптового предприятия.

Вспомогательный персонал состоит из 12 человек и его удельный вес составляет 24,5%.

Одной из характеристик системы управления персонала на предприятии является состав трудовых ресурсов по уровню образования (таблица 2.2)

Таблица 2.2- Анализ работников ООО «Комфорт-Сервис» по уровню образования

Состав работников по уровню образования

Прошлый год

Отчетный год

Отклонение

(-;+) по

численность, чел. удельный вес, % численность, чел. удельный вес, % численности, чел удельному весу, %
А 1 2 3 4 5 6
Численность работников, всего 48 100 49 100 1  
в том числе            
1. С высшим образованием 36 75,0 37 75,5 1 0,5
2. Со среднеспециальным 8 16,7 8 16,3 0 -0,4
3. Со средним образованием 4 8,3 4 8,2 0 -0,1

 

Основная часть работников ООО «Комфорт-Сервис» имеет высшее или среднее специальное образование (75,5% и 165,3% в 2009 году соответственно), и доля работников с высшим образованием увеличивается (на 0,5 % по сравнению с 2008 годом) (рис. 2.2).

Рисунок 2.2– Структура трудовых ресурсов ООО «Комфорт-Сервис» по образовательному уровню.

Проведем анализ половозрастного состава работников торгового предприятия в таблице 2.3

Таблица 2.3 – Анализ половозрастного состава работников ООО «Комфорт-Сервис»

Пол

Прошлый год

Отчетный год

Отклонение

(-;+) по

численность, чел. уд.вес., % численность, чел. уд. вес, % численности, чел удельному весу, %
Численность всего, в т.ч. 48 100 49 100 1  
- мужской 16 33,3 17 34,5 1 1,2
- женский 32 66,7 32 65,5 0 -1,2

Как видно из таблицы 2.3, за анализируемый период не произошло изменений в половозрастном составе работников ООО «Комфорт-Сервис». Основную часть (65,5%) коллектива составляют женщины. По-видимому, это связано с тем, что наиболее распространенным трудом в торговле является женский труд.

Анализ проблем структурного характера проведен на основе анкетирования работников (см. приложение А). Обобщенные результаты анализа приведены в приложении

Проведённый анализ проблем структурного характера ООО «Комфорт-Сервис» позволил выявить следующие недостатки:

· у организации отсутствуют адекватные процедуры для оценки результатов решений, принятых в прошлом подобных тем, которые принимаются сейчас;

· имеет место недостаточная поддержка вышестоящими органами нововведений и планирования изменений

Данные результаты свидетельствуют о том, что учредителям необходимо поддерживать нововведения и изменения, происходящие на предприятии, а руководству выработать адекватные процедуры для оценки результатов решений.

Факторы как внутренней, так и внешней среды могут оказывать различное влияние на организации с разной организационной культурой, в свою очередь культура организации полностью пронизывает ее внутреннюю среду и оказывает влияние на эффективность ее деятельности.

Для анализа и оценки влияния культуры организации на эффективность управления существует аналитический подход решению данных задач (Ч. Хенди). Теория Ч. Хенди дает возможность изучать культуры. На основании его теории культура организации классифицируется по основным типам:

1. Культура власти

2. Культура роли

3. Культура задачи

4. Культура личности

Для определения типа организационной культуры ООО «Комфорт-Сервис» был проведен анкетный опрос работников, затем по результатам опроса была рассчитана средняя бальная оценка, исходя из которой и определяется тип культуры данного предприятия. Сводный вариант анкеты представлен в Приложении 5

При обработке данных анкеты первое утверждение соответствует культуре власти, второе – культуре роли, третье – культуре задачи, а четвертое – культуре личности.

По сводной анкете были получены следующие результаты:

- Культура власти – 46,1 балла

- Культура роли – 36 баллов

- Культура задачи – 35,2 балла

- Культура личности – 29,1 балла

Таким образом, ООО «Комфорт-Сервис» присуща культура власти.

Основными факторами, оказывающими влияние на культуру предприятия, являются история и собственность, размер, технология, цели и задачи, окружение и люди. Для удобства осуществим рассмотрение влияния названных факторов в виде таблицы:

Таблица 2.4 - Анализ влияния различных факторов на организационную культуру ООО «Комфорт-Сервис»

Факторы Влияние
История и собственность Данное предприятие на первоначальном этапе своей деятельности с целью завоевать свою, хоть и небольшую, долю рынка в конкурентной борьбе проявляло независимость, а в некоторых случаях даже агрессивность, в настоящее время конкуренция не только не стала меньше, но еще усилилась, поэтому поведение фирмы осталось в тех же рамках (культура власти). Что касается собственности, то поскольку она сосредоточена в руках одного человека, то можно говорить о проявлении признаков культуры власти.
Размер Размер организации в данном конкретном случае оказал наибольшее влияние на формирование типа культуры. Так как данное предприятие относится к разряду мелких, то культура, при которой организация зависит от центрального источника власти, то есть культура власти, является оптимальной
Технология Так как данное предприятие не занимается производством продукции, а лишь реализует ее, то следовательно его зависимость от технологии мала. То есть данный фактом не оказывал влияния на формирование организационной культуры ООО «Комфорт-Сервис»
Цели и задачи Цели, к достижению которых стремится ООО «Комфорт-Сервис» и на достижение которых направлены усилия работников, определяются исключительно руководителем, а их достижение оценивается им же по результатам деятельности, что является безусловным признаком культуры власти.
Окружение В настоящее время внешнее окружение, характеризующееся изменениями в экономическом и политическом климате, требует от анализируемой организации, культуры власти, при которой руководство может действовать быстро и решительно. В данной конкретной ситуации лишь этот тип культуры позволит ООО «Комфорт-Сервис» сохранить свои позиции, выжить.
Люди При отборе кадров руководитель ООО «Комфорт-Сервис» уделяет большое внимание наличию у них необходимых навыков и талантов, а так же их психологической совместимости. Коллектив состоит в основном из людей, сориентированных на власть, людей, уверенных в себе, которые не боятся проявлять инициативу. То есть руководитель целенаправленно отбирает тех, кто будет комфортно себя чувствовать в организации с преобладающей культурой власти.

 

Факторный анализ производительности труда

Все характеристики управления влияют на динамику производительности труда и могут оцениваться как ее факторы, в частности, экспертным методом по следующим группам - экономические факторы, организационные факторы, социальные факторы, управленческая способность с позиции организационных ценностей, управленческая способность с позиции организации управления, управленческая способность с позиции структуры организации, управленческая способность с позиции процесса управления и управленческая способность с позиции инструментов управления:

На основании проведенной экспертной оценки (по шкале от 1 до 5 баллов) факторов, которые оказывают воздействие на производительность труда, был построен их профиль (рис. 2.3).  В качестве экспертов выступили: два учредителя ООО «Комфорт-Сервис», директор, главный бухгалтер и заведующий магазином ООО «Комфорт-Сервис».

Исходные данные представлены в таблице 2.5

Таблица 2.5 – Экспертные оценки факторов, которые оказывают воздействие на производительность труда

Факторы

Эксперты

Среднее значение

 

1

2

3

4

5

1. Формирование зарплатных схем, стимулирования труда.

2

1

3

2

1

1,8

2. Реализация программы материального стимулирования труда.

2

1

2

2

1

1,6

3. Затраты на рабочую силу.

3

2

4

4

4

3,4

4. Стабилизация прибыли.

4

5

4

4

4

4,2

5. Сокращение издержек обращения.

3

4

4

4

5

4

6. Уровень организационной структуры.

5

5

5

5

5

5

7. Распределение функций управления.

4

5

5

4

3

4,2

8. Организация работы на предприятии.

4

5

3

3

5

4

9. Уровень трудовой дисциплины.

4

3

3

4

5

3,8

10. Соотношение формальных и неформальных структур.

5

5

5

5

5

5

11. Квалификация сотрудников компании.

4

4

4

4

4

4

12. Уровень загрузки персонала.

4

5

5

3

4

4,2

13. Организация процесса обучения и аттестации персонала.

3

2

3

3

4

3

14. Управление деловой карьерой персонала.

2

2

4

3

2

2,6

15. Уровень конфликтности в коллективе.

4

4

5

5

4

4,4

16. Тип организационной культуры.

5

5

5

5

5

5

17. Определенность будущего.

4

5

4

5

5

4,6

18. Мотивационная программа.

3

1

1

2

1

1,6

19. Возможность карьерного роста.

3

4

4

3

2

3,2

20. Удовлетворение персонала от работы.

4

3

4

5

3

3,8

21. Удовлетворение персонала заработной платой.

2

3

4

3

4

3,2

22. Цели и задачи.

4

5

5

4

5

4,6

23. Нормы, принятые в организации.

4

4

3

4

5

4

24. Система поощрения труда.

3

2

2

2

2

2,2

25. Высшее руководство.

4

4

5

4

4

4,2

26. Руководство среднего звена.

4

4

4

4

4

4

27. Квалификация руководящего состава.

5

5

5

4

5

4,8

28. Управление рисками.

5

5

4

3

3

4

29. Стратегическое видение.

4

5

4

5

3

4,2

30. Аналитическая деятельность.

3

4

4

5

3

3,8

31. Власть.

4

5

5

5

4

4,6

32. Распределение обязанностей и полномочий.

4

5

4

3

5

4,2

33. Уровень ответственности.

5

4

4

4

4

4,2

34. Структура неформальных отношений с подчиненными.

5

5

5

5

5

5

35. Выявление проблем.

4

3

3

4

5

3,8

36. Анализ и структурирование проблем.

5

4

4

5

3

4,2

37. Разработка и принятие управленческих решений.

5

5

4

4

2

4

38. Коммуникации.

5

4

5

4

4

4,4

39. Контроль над исполнением управленческих решений.

4

3

4

5

4

4

40. Оценка результатов.

5

4

5

5

4

4,6

41. Использование успешного опыта управленческих решений из прошлого в будущем.

5

5

5

5

5

5

42. Систематизация принятых решений.

4

5

5

4

4

4,4

43. Проведение необходимых исследований.

4

5

3

3

5

4

44. Планирование деятельности.

4

4

4

4

4

4

45. Делегирование полномочий.

5

5

5

5

5

5

46. Вовлечение персонала в процесс управления.

5

4

3

3

3

3,6

47. Контроль.

3

4

4

5

5

4,2

48. Информационное обеспечение.

4

4

3

4

4

3,8

49. Использование компьютерных технологий.

3

3

3

3

3

3

50. Формирование информационных баз данных.

3

3

3

3

3

3

 

 

Рисунок 2.3 -  Профиль факторов, оказывающих влияние на производительность труда персонала организации

Чем меньше оценка, тем глубже провал «луча» диаграммы. В данном случае к таким провалам относится:

1. Формирование зарплатных схем, стимулирования труда – отсутствие зависимости результатов труда и заработной платы.

2. Реализация программы материального стимулирования труда.

14. Управление деловой карьерой персонала – отсутствие возможности карьерного роста на предприятии

21. Удовлетворение персонала заработной платой.

24. Система поощрения труда.

Именно такие провалы необходимо устранять для того, чтобы повышать качество управления и производительность труда персонала организации.

Для оценки эффективности структуры управления персоналом необходимо рассчитать комплексный показатель (табл. 2.6). Баллы определяются экспертным путем.

Таблица 2.6 - Расчеты показателей эффективности системы управления персоналом в ООО «Комфорт-Сервис»

Система направлений оценки Основные критерии оценки эффективности Оценка в баллах
Достижение цели Степень достижения цели Сохранение предприятия Выход из кризиса и получение прибыли 0,8 0,8 0,7
Качество функционирования   Соотношение централизации и децентрализации Рост гибкости организационной формы Соподчиненность целей и уровней иерархии Эффективность текущей обработанной информации, включая ее комплексность Скорость и точность выделения информации по специальным запросам Надежность и безопасность информации Своевременность информации Наличие необходимой информации Экономичность от масштаба передачи информации 0,5 0,7 0,6   0,5   0,6 0,7 0,6 0,6 0,6
Экономичность Удельный вес издержек управления в общих издержках Затраты на подготовку специалистов Затраты на управленческое консультирование Эффективность управленческих решений Точность управленческих решений Надежность решений Быстрота подготовки решений Гибкость и последовательность принятия решений   0,7 0,5 0,5 0,8 0,8 0,7 0,7 0,8
Изменение в качестве рабочей силы Гибкость в системе продвижения по службе Полномочия работников и их ответственность Степень удовлетворения выполняемой работой 0,6 0,6 0,6
Внешние и внутренние социально-экономические условия Способность СТЭП факторного анализа Наличие обоснованных целей Степень интеграционной поддержки 0,7 0,8 0,6
ИТОГО: Сумма нормы 29 баллов 15,5

 

Большой разрыв фактической суммы баллов от суммы нормы можно ликвидировать разработав систему мероприятий по повышению эффективности системы управления персоналом. Разработка стратегии поможет ликвидировать эти слабые стороны.

Разработка стратегии управления персоналом осуществляется на основе глубокого систематического анализа факторов внешней и внутренней среды, в результате чего может быть представлена целостная концепция развития персонала и организации в целом в соответствии с ее стратегией. К внешней среде относятся макросреда и непосредственное окружение организации, имеющее направленное воздействие и контакты с системой управления персоналом.

    В результате анализа внешней и внутренней среды с помощью метода SWOT выявляются сильные и слабые стороны организации в области управления персоналом, а также возможности, которыми она располагает, и угрозы, которых следует избегать.

После составления конкретного списка слабых и сильных сторон организации в области персонала, а также угроз и возможностей следует этап установления связей между ними. Для этого составляется матрица SWOT. Характеристики сильных и слабых сторон, возможностей и угроз в области персонала будут индивидуальными для каждой организации в зависимости от конкретной ситуации, в которой она находится. Поэтому при выборе стратегии управления персоналом необходимо рассмотреть все возможные парные комбинации с помощью матрицы SWOT и выделить те из них, которые будут наиболее благоприятными и должны быть обязательно учтены при разработке стратегии.

На основании экспертных оценок была построена SWOT-матрица (рис. 2.4), из которой на основании суждений экспертов и проведенного анализа была выбрана персонал-стратегия как наиболее приемлемая для достижения целей компании.

  Возможности 1. Наличие лучшей стратегии в области персонала и кадровой политики по сравнению с конкурентами 2. Благоприятный имидж организации у покупателей 3. Высокое качество продукции Угрозы 1. Уход высококвалифицированных работников 2. Неблагоприятная политика 3. Ухудшение системы социального обеспечения в городе
Сильные стороны 1. Хороший психологический климат 2. Хорошие условия труда 3. Выдающаяся компетентность руководства 1. Стратегия-структура   2. Стратегия-культура   3. Персонал-стратегия 1. Персонал-стратегия   2. Компенсационная стратегия 3. Стратегия-культура
Слабые стороны 1. Устаревшие должностные инструкции и требования к работникам 2. Не развита система служебного продвижения 3. Отсутствие инновационного потенциала у персонала 1. Стратегия развития УДК   2. Стратегия-культура   3. Компенсационная стратегия 1. Стратегия развития УДК   2. Стратегия–культура   3. Компенсационная стратегия  

 

Рисунок 2.4 -  Матрица SWOT анализ системы управления персоналом

Идентификация стратегий управления персоналом фирмы предполагает проверку потенциально возможных стратегий и программ действий на соответствие поставленным целям с помощью системы рейтинговой оценки (табл. 2.7).

Таблица 2.7 -Матрица выбора оптимальной стратегии

Стратегии

Цели

Среднее значение

Максимизация прибыли Достижение конкурентных преимуществ Максимальное удовлетворение спроса
Стратегия-культура 4/0,5 4/0,3 3/0,8 5,6
Стратегия-структура 3/0,5 4/0,7 4/0,7 7,1
Компенсационная стратегия 2/0,6 4/0,5 4/0,7 6,0
Персонал-стратегия 4/0,6 4/0,8 5/0,8 9,6
Стратегия развития УДК 5/0,2 5/0,3 4/0,8 5,7

           Отсюда следует, что наиболее предпочтительная по мнению экспертов ООО «Комфорт-Сервис» персонал - стратегия.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: