Для устранения выявленных недостатков разработаем следующие направления программы:
1. Изменение системы материального стимулирования оперативно-складского персонала
2. Управление профессиональным и должностным ростом работников предприятия
Принципы создания системы стимулирования труда в ООО «Комфорт-Сервис» представлены в таблице 3.1
Таблица 3.1 – Принципы создания системы стимулирования труда в ООО «Комфорт-Сервис»
Принципы | Характеристика |
Комплексность | Всесторонний подход с учетом всех возможных факторов |
Системность | Выявление и устранение противоречий между факторами, их увязка между собой, внутренняя сбалансированность элементов |
Регламентация | Установление определенного порядка в виде инструкции, правил, нормативов и контроль за их выполнением |
Специализация | Закрепление за подразделениями и работниками определенных функций и работ в соответствии с принципами |
Для изменения системы материального поощрения работников необходимо провести изменение, касающееся именно оплаты труда, которая включала бы в себя следующие условия:
|
|
- ввести выплаты стимулирующего характера. Так например, для оперативно-складского персонала необходимо ввести доплату за профессиональное мастерство. При размере данной выплаты необходимо учитывать профессиональный стаж, а также наличие или отсутствие нареканий со стороны покупателей.
- Для отдельных категорий работников разработать дополнительные критерии премирования, например для главного бухгалтера – своевременное оформление документов, качественное отражение состояния материальных ценностей.
Внедрение новой системы оплаты труда для оперативно-складского персонала должно включать следующие условия:
-размер заработков каждого работника должен определяться прежде всего личным трудовым вкладом в результаты коллективного труда (сейчас на размер зарплаты конечный результат влияет сильнее, чем собственный трудовой вклад работника);
-усиление дифференциации в оплате труда.
В данном случае, принимая во внимание особенности деятельности ООО «Комфорт-Сервис», наиболее оптимальным вариантом системы оплаты труда, отвечающей вышеперечисленным условиям и способствующей более эффективному достижению цели организации будет являться сдельно-премиальная система оплаты труда.
По-нашему мнению, данную форму заработной платы целесообразно было бы внедрить для работников, непосредственно связанных с реализацией товаров, т.е для менеджеров по продажам, что должно значительно увеличить объем оптового оборота и приведет к росту производительности труда. Сущность данной формы оплаты труда заключается в следующем:
|
|
вместо существующей в настоящее время повременно-премиальной системы оплаты, менеджеры по продажам будут получать 0,3% от общего объема товарооборота. Практика показывает, что на тех предприятиях, где руководство перешло на применение данной системы оплаты труда производительность труда значительно выросла, т.к. ее применение подразумевает дифференциацию размеров заработной платы в зависимости от количества выполненных работ и, следовательно, работники будут ощущать тесную связь между конечным результатом своей деятельности и своим заработком, что является большим стимулом для повышения эффективности труда. Таким образом, сдельно-премиальная система оплаты по результату будет обеспечивать четкую мотивацию, т.к. увеличится материальная заинтересованность основного персонала, главное - продать товар.
В таблице 3.2 приведен ряд мероприятий по повышению стимулов к труду, приводящих к эффективной деятельности предприятия.
Таблица 3.2- Мероприятия по повышению стимулов к труду и образовательного уровня
Мероприятия | Содержание мероприятий |
Учреждение приза «Здоровье» | На предприятии в течение года ведется учет заболеваемости ОРЗ и заболеваниями, близкими ему по тяжести и последствиям. При подведении итогов призами награждаются работники, которые меньше всего отсутствовали на работе из-за болезней, что дает ощутимую выгоду предприятию. |
Введение платы за рационализаторское предложение | Принимаются все предложения, и сразу выплачивается вознаграждение.в размере 300 руб. |
Программа «Имидж фирмы» | Специальная программа по повышению имиджа фирмы, достигаемая путем рекламы в городе и через специальные атрибуты: спец. одежду, фирменные знаки, спонсорство и т.д. |
Введение ежегодной аттестации персонала | По специальной методике и программе оцениваются количество и качество труда за год. |
Проведение ежегодных конкурсов профессионального мастерства | Конкурсы проводятся по отдельным массовым профессиям. Призер получает крупный приз и становится известным всему коллективу. |
Повышение квалификации управленческого персонала | Проведение тренингов и специализированных курсов для повышения образовательного уровня |
Неформальное общение в коллективе | Практикуются регулярные неформальные встречи коллектива вне работы, которые сплачивают коллектив, позволяют поднять престиж формального лидера. |
Профессиональный и должностной рост - важнейший мотив в деятельности большинства работников. Отсутствие возможности роста часто приводит к снижению трудовой активности работников и ухудшению деятельности предприятия. В данное время деловая карьера является объектом управления, которое сводится к совокупности мероприятий, осуществляемых кадровыми службами и консалтинговыми фирмами, позволяющими работникам раскрыть свои способности и применить их наиболее выгодным для себя и организации способом. Необходимость таких мероприятий связана с тем, что большинство сотрудников обычно относятся к своей карьере пассивно, предпочитая, чтобы этими вопросами занимались их руководители.
Основополагающим моментом в разработке методологии управления является характеристика сущности карьеры менеджера. Опыт и квалификация сотрудников предприятия, их труд увеличивают человеческий капитал предприятия хотя бы с точки зрения доверия и притяжения к нему клиентов. В то же время и молодость сотрудников, их научная любознательность, свежесть мышления и отсутствие склонности к догматизму имеют свои преимущества. К показателям, характеризующим профессиональный уровень кадрового состава предприятия, можно отнести следующие:
|
|
· возрастной состав сотрудников;
· квалификационный состав сотрудников;
· средний стаж работы по специальности;
· численность сотрудников, непосредственно работающих с клиентами предприятия;
· среднее число лет, проработанных специалистами на предприятии;
· величина добавленной стоимости из расчета на одного специалиста и одного служащего предприятия;
· удельный вес заказов предприятия, «вдохновляющих» его на поиск новых технических, технологических и иных решений, т.е. заставляющих сотрудников предприятия учиться чему-то новому.
Содержанием развития в карьере менеджера являются профессиональный рост, изменение статусно-ролевых, психических характеристик субъекта карьеры. Данный аспект включает также субъективные суждения человека о своих достижениях в профессиональном и должностном продвижении, что лежит в основе психологического подхода к пониманию карьеры.
Формирование и совершенствование системы УДК служат фактором повышения эффективности функционирования и развития организации при условии устойчивости и конкурентоспособности в изменяющейся среде (рис. 3.1).
Рисунок 3.1 – Влияние формирования системы управления деловой карьерой менеджеров на результаты и характер деятельности организации
В качестве основных принципов УДК. можно назвать коллегиальность при принятии решений по карьере менеджеров (согласование целей и ожиданий организации и менеджера); экономичность, перспективность, планомерность, непрерывность, преемственность развития, отбор и продвижение менеджеров; прозрачность процедур оценки, механизма должностных перемещений; тотальность распространения действия системы управления карьерой (включая самые высшие должности).
Цели формируются в соответствии с предметными областями УДК:
1. формирование, развитие и рациональное использование управленческого потенциала каждого менеджера, обеспечение преемственности управленческого опыта и культуры организации на основе создания эффективной системы отбора кандидатов на продвижение;
|
|
2. обеспечение наиболее оптимального как для менеджера, так и для организации протекания стадий общего, внутриорганизационного и внутридолжностного развития карьеры;
3. предупреждение и преодоление кризиса в развитии карьеры менеджеров;
4. формирование и развитие карьерного пространства, адекватного целям и возможностям организации, интересам и способностям менеджеров;
5. усиление влияния благоприятных и ослабление воздействия неблагоприятных факторов карьеры.
Методы планирования УДК:
· метод сетевого планирования перемещений на руководящих постах;
· построение матрицы разграничения административных задач управления;
· математические методы оптимизации должностных назначений.
В основу разработки методических рекомендаций по формированию системы управления и самоуправления карьерой менеджера положена принципиальная схема, отражающая встречные, скоординированные и взаимоусиливающие действия, место и роль основных субъектов управления карьерой.
Программа развития карьеры менеджера предприятия должна обеспечивать повышение уровня заинтересованности работников, выявление лиц с высоким потенциалом продвижения. Она отражает следующие моменты:
· способы выявления сотрудников с высоким потенциалом роста и продвижения, который характеризуется не степенью подготовленности работников в настоящий момент, а их возможностями в долгосрочной перспективе с учетом возраста, образования, опыта, деловых качеств, уровня мотивации;
· стимулы к разработке индивидуальных планов карьеры;
· способы увязки карьеры с результатами оценки деятельности;
· пути создания благоприятных условий для развития (обучение, подбор должностей и разовые задания с учетом личных возможностей, кураторство);
· организация эффективной системы повышения квалификации;
возможные направления ротации; формы ответственности.
Средством реализации плана карьеры являются успешная работа в занимаемой должности; профессиональное и индивидуальное развитие; обучение; эффективное сотрудничество с руководителем; создание положения и имиджа в организации.
При составлении плана карьерного продвижения руководителя и специалиста предприятия необходимо выполнить следующие действия:
· рассмотреть последовательность возможного занятия должностей в линейных структурах и аппарате управления;
· определить пути развития способностей, подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителя и специалиста на различных этапах его деятельности;
· предусмотреть систематическую оценку и контроль результатов труда, культурно-технического и профессионального роста, накопления опыта, развития личности;
· оценить фундаментальные знания, стремление к теоретической, стратегической деятельности в условиях рыночных взаимоотношений, знания менеджмента, маркетинга, управления персоналом, аудита;
· учесть, что с течением времени при переходе из одной должностной категории в другую с переменой сфер деятельности изменяются качества работника, и требования к нему, как правило, возрастают.
Карьера работника - это процесс производственной деятельности, в ходе которой работник, продвигаясь по службе, осваивает новые технологии и технику, приемы, функциональные и должностные обязанности, менеджмент, социальные роли и т.д. При этом необходимо соблюдение условия взаимной заинтересованности в развитии карьеры как предприятия, так и самого работника. Таким образом, карьера - процесс успешной самореализации, сопровождающийся социальным признанием и являющийся результатом продвижения по служебной лестнице.
Развитие карьеры работника всегда регулируется потребностью предприятия и стремлением к этому самого работника. Карьера должна быть управляемым процессом, а значит, плановым. При этом планирование должно быть долгосрочным и увязано с планами развития предприятия. В то же время планирование карьеры не должно носить директивный характер, так как со временем могут измениться и человек его интересы, ориентации), и планы предприятия. План карьеры может быть скорректирован по срокам.
Основанием для плана развития карьеры может служить выраженность или наличие следующих показателей, характеризующих торгово-технологическую деятельность и поведение работника:
· мотивация на карьеру;
· качественный и эффективный труд в течение ряда последних лет;
· заключение аттестационной комиссии или руководителя предприятия;
· профессиональная компетенция и эрудиция;
· заключение и рекомендация другого предприятия, если работник поступил (переведен) на работу с него;
· психологическая пригодность к требуемой производственной деятельности.
Карьера работника должна строиться исходя из ряда принципов ее развития. Это позволяет выделить основные элементы, этапы и особенности карьеры как процесса и учесть их в работе с человеком. Основополагающими являются следующие принципы:
1. индивидуальность, т.е. определенная избирательность при планировании развития карьеры, так как не все руководители и специалисты могут удовлетворять предъявляемым требованиям (по способностям, возрасту, образованию и т. д.);
2. заинтересованность предприятия и работника в развитии карьеры, что предполагает перспективное развитие коммерческой деятельности, мотивацию на развитие карьеры и ряд других факторов;
3. стимулирование и материальное обеспечение, финансирование развития карьеры работника в планах предприятия;
4. обязательность профессионального роста - повышение квалификации, рост профессионального мастерства, соответствующее планирование и т.д.;
5. социально-психологический комфорт и удовлетворенность, что обеспечивается социальным признанием, тестом материального благополучия и т.п.;
6. объективность, что предполагает исключение влияния субъективных факторов со стороны руководителей, планирующих и контролирующих развитие карьеры.
Планирование карьеры рекомендуется выполнять руководителю предприятия с привлечением непосредственного руководителя работника и руководителя службы управления Руководители, осуществляющие планирование карьеры, должны обладать соответствующим кругозором, знать перспективные планы развития предприятия и отрасли, иметь данные по планированию кадров и их полостям. Это обеспечит составление грамотного плана карьеры работника, отвечающего потребностям предприятия и интересам самого работника.
План развития карьеры утверждает руководитель предприятия. С планом знакомятся соответствующие заместители руководителя предприятия; руководитель службы управления персоналом; руководитель подразделения, в котором состоит работник; соответствующие работники кадровой службы; сам работник, на которого составлен план.
Утвержденный план карьеры хранится в службе управления персоналом, а также (по решению руководителя предприятия) у руководителя подразделения.
Карьера работника как длительный процесс состоит из целого ряда взаимосвязанных элементов, которые включают подструктуры: личностную, производственную и ценностную. При этом каждая подструктура должна включать следующие элементы:
а) личностная подструктура:
· мотивация на карьеру,
· личностные качества;
· самореализация, которая выражается в продвижении по службе, росте материального благополучия;
· социальное признание как свидетельство одобрения окружающими стремления работника к развитию карьеры, используемых средств и методов достижения карьеры, престижности этих целей и т. д.;
б) ценностная подструктура:
· социальная принадлежность, нередко определяющая формы и пути развития карьеры;
· общепринятые социальные ценности (человеческое достоинство, гражданский долг, поведенческие нормы и установки и т.д.);
· престижность развития карьеры и пр.; в) производственная подструктура:
· расширение производства (согласно планам развития, модернизации и т. п.);
· внедрение новой технологии и техники;
· переход на новые экономические отношения, определяемые развитием общества и страны в целом;
· качество и эффективность труда работника, подразделения, предприятия;
· потребность предприятия в развитии карьеры работника, и др.
Все подструктуры определяют развитие карьеры работника в комплексе и взаимосвязаны. При планировании следует учитывать все элементы структуры карьеры, поскольку так или иначе предприятие и социальное окружение будут сталкиваться с негативными проявлениями, например, с безразличием работника к общепринятым социальным ценностям, что приведет к следованию принципу «карьера любой ценой». Таким образом, развитие карьеры работника будет протекать ненормально, с ущербом для предприятия (трудовой группы) и работника.
Развитие карьеры работника может происходить только тогда, когда сам работник и администрация предприятия обеспечивают развитие всех элементов карьеры в целом.
Карьера как длительный процесс может включать ряд зачастую повторяющихся периодов. К ним следует отнести следующие:
а) повышение квалификации (переподготовка, стажировка) в системе непрерывного обучения (СНО);
б) зачисление в резерв кадров для выдвижения на руководящие
должности, когда работник обязательно проходит подготовку в СНО (повышение квалификации, переподготовка, стажировка) согласно индивидуальным планам;
в) назначение на более высокую должность (по результатам подготовки в резерве либо по решению конкурсной, аттестационной комиссии, либо по решению руководства предприятия);
г) ротацию работника внутри своего подразделения или предприятия для расширения его кругозора, при которой изменяются должностные обязанности без изменения заработной платы, во всяком случае, без ее уменьшения.
Если у предприятия возникла необходимость в подготовке соответствующих руководителей из своих кадровых резервов, а кандидат имеет, как показали беседа и тестирование, мотивацию и личностные качества, отвечающие требованиям, составляется план карьеры работника.
В плане должны быть указаны следующие данные:
а) общие анкетные данные (фамилия, имя, отчество, занимаемая должность, возраст, образование, стаж работы общий и в занимаемой должности);
б) заключение последней аттестационной комиссии;
в) результат последнего собеседования и оценки уровня профессионализма;
г) сведения о предшествующей подготовке в СНО, в резерве кадров и т. п.;
д) срок, на который составлен план;
е) другие сведения, представляющие интерес.
План карьеры работника содержит 14 граф, в которых указываются следующие данные:
а) наименование должностей, которые предназначено занимать работнику (при ротации или при повышении в должности);
б) срок планируемого перемещения (год, ориентировочно квартал);
в) виды стимулирования (рост заработной платы, бесплатное обучение и т.д.,);
г) наименование видов подготовки в системе непрерывного обучения;
д) сроки подготовки в системе непрерывного обучения;
е) предполагаемое направление обучения;
ж) планируемое учебное заведение для подготовки в системе непрерывного обучения;
з) оценки, получаемые работником при подготовке в системе непрерывного обучения, в резерве кадров, при очередных аттестациях;
и) прочие данные, которые, по мнению составителей плана карьеры работника, необходимо указать.
Участники составления плана карьеры работника должны действовать строго в интересах предприятия и работника. План карьеры является основой для всех его перемещений, направления на подготовку в системе непрерывного обучения, предъявления основных требований к работнику (с одной стороны) и построения конкретной модели профессиональной деятельности работником (с другой стороны). Несмотря на то, что план карьеры не может быть директивой с обязательным выполнением, его составление - ответственное дело, и здесь недопустимы поверхностность, небрежность по отношению к работнику.
Принципиальная схема движения работников по отношению к организации представлена на рисунке 3.2
Рисунок 3.2 - Принципиальная схема движения работников по отношению к организации
Направление развития работника определяется по истечении периода, необходимого для полного раскрытия способностей (1-2 года), делаются выводы о возможности его дальнейшего продвижения, те. выбирается схема движения, перемещение по которой способствует развитию основных качеств, определенных у работника:
· специалист, проявивший организаторские способности, будет двигаться по схеме для занятия одной из базовых должностей, т.е. должности линейного или функционального руководителя;
· специалист, не проявивший организаторских способностей, но имеющий наклонности к организаторской деятельности, продвигается по схеме, предусматривающей его рост как специалиста; специалисту, не имеющему экономического образования, рекомендуется стажировка в экономической службе с целью углубления экономических знаний.
В соответствии с каждым направлением выбирают схемы дальнейшего движения руководителей и специалистов к «пику карьеры».
Планомерное перемещение с должности на должность затрудняется отсутствием вакансий. Чем выше поднимается работник, тем быстрее уменьшаются возможности его дальнейшего продвижения.
Возможности образования вакансий расширяются за счет движения по горизонтали и естественного процесса освобождения от должности (увольнение, уход на пенсию, перевод и др.).
При выборе схемы движения необходимо учитывать временные критерии — оптимальные сроки работы в каждой должности должны быть не менее периода, необходимого для полного раскрытия способностей.
После двух-трех лет работы на одном месте работник находится в «расцвете сил». Период максимальной эффективной работы в одной должности 5-7 лет. После пяти лет происходит привыкание, и творческая активность работника существенно снижается.
При сокращении времени пребывания в должности увеличивается число ступеней продвижения, т.е. очередное продвижение в конечном его виде осуществляется периодически каждые два-три года, что не позволяет развиться застойным явлениям.
Работнику предоставляется возможность продвижения в оплате труда каждые два года. Реализация такой возможности поставлена в прямую зависимость от личного трудового вклада руководителя. Результат труда руководителя прежде всего оценивается трудом коллектива, подразделения, от мнения которого также зависит трудовая карьера руководителя.
Достижение пика карьеры должно приходиться на возраст расцвета творческой деятельности - 35 - 45 лет. Перед разработкой схем движения определяется базовая должность. Движение от базовых должностей осуществляется постепенно через ряд должностей, соответствующим образом взаимосвязанных.