По федеральным округам Российской Федерации

(в % от численности экономически активного населения)

 

 

 

Где,1-Центральный округ

  2- Даольневосточный округ

  3- Северо-Западный округ

  4 – Уральский округ

  5- Приволжский округ

  6- Сибирский округ

  7 – Южный округ

 

Аналогичная картина наблюдалась и по напряженности на рынке труда. Самая высокая напряженность в середине 2009 года  отмечалась в Ингушетии (321 человек на одно вакантное место), а самая низкая в Москве.

 Интересна дифференциация регионов России по составу безработных. Первоначально основную массу безработных в России составляли женщины, лица с высшим и средним специальным образованием, лица предпенсионного возраста. Но затем в тех регионах, где уровень безработицы был выше среднего, стала расти доля мужчин, доля лиц с низким уровнем образования, доля молодежи.

В России острая безработица наблюдается в регионах двух типов.

Во-первых, это регионы с высоким естественным приростом населения (Дагестан, Калмыкия, Тува, Карачаево-Черкессия, Чечня, Агинский Бурятский АО и т.п.). Здесь на рынок труда постоянно выходит большое количество молодежи, тогда как количество рабочих мест в условиях экономического кризиса не только не увеличивается, но и сокращается. В особый подтип выделяются регионы, где высокий естественный прирост сочетается с массовым притоком беженцев (Ингушетия и Северная Осетия). В регионах данного типа безработица существовала и в прошлом в виде аграрного перенаселения.

Во-вторых, депрессивные регионы, т.е. с преобладанием наиболее кризисных отраслей. На данный момент таковыми являются легкая промышленность и военно-промышленный комплекс, отличающиеся наибольшим сокращением объемов производства по сравнению с концом 80-х годов. К этому типу относятся Ивановская, Владимирская, Костромская, Ярославская, Кировская и др. области, Удмуртия, Мордовия, Марий-Эл.

Важен также вопрос сельской безработицы в России. В прогнозах начала 90-х годов ожидался резкий всплеск безработицы в городах в итоге развала промышленности, сформировавшейся за советский период (гигантские предприятия, которые работали в основном на оборону, оказались неспособны адаптироваться к рыночным отношениям). Сельская же местность считалась крайне трудодефицитной, способной отвлечь большое количество безработных из городских поселений. Современная ситуация показывает, что и эти прогнозы не оправдались. Начиная с 1994 г. уровень безработицы среди сельского населения превышает аналогичный показатель для городского населения. Очень высока также напряженность на сельском рынке труда, т.к. свободных рабочих мест здесь практически нет. В основном сельская безработица наблюдается в регионах с высоким естественным приростом и в северных несельскохозяйственных регионах.

В связи с вышеперечисленными показателями макроэкономический спад неизбежен.

Таким образом, в обсуждаемых сегодня программах выхода экономики России из кризиса безработица понимается как результат и следствие экономической политики, и борьбе с безработицей не отводится стратегической роли в системе мер государственного регулирования. Между тем, безработица в России уже вышла на уровень, в значительной степени предопределяющий его грядущую динамику. Уровень безработицы говорит о том, что кризис занятости будет продолжаться, по меньшей мере, в течение нескольких последующих лет. Возникнут различные социально-экономические диспропорции, в том числе: резкие региональные различия в динамике занятости, сегментация и маргинализация рынка труда России. Резкий рост безработицы запустит в действие механизм дополнительного снижения деловой активности: кроме сокращения потребительского и инвестиционного спроса рост безработицы будет определяться динамикой незанятости предыдущих периодов. По оценкам специалистов Министерства экономики РФ такая так называемая «гистерезисная составляющая» составит 15-20% общего измерения безработных. Безработица будет самовоспроизводиться и обусловит продолжительный спад, вызванный долговременной, застойной незанятостью: это будет дезориентировать рациональное распределение трудовых ресурсов.

В настоящее время ¾  безработных не получают никакой общественной поддержки. Помощь ищущим работу не может ограничиваться только услугами службы занятости и должна быть нацелена на повышение емкости и гибкости рынка труда, а также на развитие легального предпринимательства. Данные проблемы частично могут быть решены путем развития некоммерческой занятости, то есть создания временных рабочих мест на общественно полезных работах. Распространение данной практики особенно  целесообразно по отношению к очаговой и долгосрочной безработице.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: