Цели и методики исследования

Цель исследования: выявить особенности речевого развития детей-близнецов по сравнению со сверстниками.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что речевое развитие детей-близнецов дошкольного возраста отличается низким уровнем развития по сравнению со сверстниками.

Выборку исследования составили воспитанники УО «Ясли-сад № 1 г. Браслава» в количестве 16 человек в возрасте 4,5-5 лет, в том числе пара монозиготных близнецов: Жиглов Паша и Жиглов Валера.

С целью выявления уровня речевого развития испытуемых в констатирующем эксперименте нами была проведена диагностика речевого развития по Ф. Даскаловой [3].

1-й тест. Свободные словесные ассоциации по определенному слову

Задача: «Будем играть в игру со словами. Я скажу тебе одно слово, а ты скажешь мне другое - какое хочешь».

1 - стул;

2 - мяч;

3 - Иван;

4 - зайчик;

5 - пою;

6 - красный.

Оценка: по крайней мере 3 верных ответа (т.е. адекватные сло­ву-раздражителю ассоциации).

2-й тест. Ассоциативное дополнение слова в предложении - под­бор и активное употребление имен существительных

1 - Ребенок толкает....

2 - Девочка качает....

3 - Зайчик хрупает....

4 - Мама стирает....

5 - Девочка поливает.... Оценка: 5 верных ответов.

3-й тест. Подбор и активное употребление глаголов

1 - Что делает зайчик?

2 - Что делает ребенок?

3 - Что делает петух?

4 - Что делает мама?

5 - Что делает папа? Оценка: 5 верных ответов.

4-й тест. Подбор и активное употребление имен прилагатель­ных

1 - Какое яблоко (по величине, цвету и пр.)?

2 - Какая собака?

3 - Какой слон?

4 - Какие цветы?

5 - Какая зима? Оценка: 5 верных ответов.

5-й тест. Практическое приложение грамматических (морфо­логических) правил изменения слова

1 - Как говорится о маленьком стуле? А если их много?

2 - Как говорится о маленькой собаке? А если их много?

3 - Как говорится о маленьком яблоке? А если их много? Оценка: 2 верных ответа.

6-й тест. Составление предложения по одному слову

1 - мальчик;

2 - кукла;

3 - мишка. Оценка: 2 верных ответа.

7-й тест. Составление предложения по трем определенным сло­вам

1 - кукла, девочка, платье;

2 - тетя, плита, кошка;

3 - дядя, грузовик, дрова; Оценка: 2 верных ответа.

8-й тест. Ассоциативное дополнение придаточной части в сло­жном подчиненном предложении (раскрытие логического вербаль­ного мышления)

1 - Он вышел, когда....

2 - Он не пошел на прогулку, потому что....

3 - Он не вышел во двор, когда....

4 - Он не взял игрушку, которая.... Оценка: 3 верных ответа.

9-й тест. Открытие и исправление грамматических ошибок по­средством пере конструирования предложения (обнаружение чутья к грамматической правильности)

Задача: «Скажу тебе несколько предложений, но будь осторо­жен, так как в них есть ошибки. Можешь их исправить?

1 - Он ушла на реку.

2 - Там увидел маленькую рыбку.

3 - Потом бросил один камни.

4 - Из реки выпрыгнула зеленый лягушка». Оценка: 3 верных ответа (исправление можно сделать по лю­бым из двух возможных способов пере конструирования).

10-й тест. Словесное объяснение определенного действия и его последовательности

Задача: 1. Объясни: как из этих кубиков можно сделать домик? 2. Объясни: как играть в прятки или в игру, которую ты знаешь и любишь?

Оценка: Полное и понятное словесное объяснение одной из за­дач.

           Обработка и интерпретация результатов

Оценка речевого развития определяется по формуле

                    КоРР=ВРР х 100/КВ, где 

КоРР - коэффициент речевого развития,

ВРР - возраст речевого развития,

КВ - календарный (хронологический) возраст ребенка.

Возраст речевого развития (ВРР) определяется числом успешно решенных ребенком вербальных задач, умноженным на 4. Календарный возраст (КВ) определяется разницей между датой исследования и датой рождения.

Определены следующие границы распределения КоРР:

· КоРР от 1 до 10 - значительно низкое речевое развитие;

· КоРР от 11 до 41 - низкое речевое развитие;

· КоРР от 42 до 60 - нормальное речевое развитие;

· КоРР от 61 до 100 - высокое речевое развитие.

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: