Вегетативные расстройства

Одним из наиболее частых вегетативных расстройств при ди­зартрии является гиперсаливация. Усиленное слюнотечение связа­но с ограничением движений мышц языка, нарушением произ­вольного глотания, парезом губных мышц. Оно часто утяжеляется за счет слабости ощущений в артикуляционном аппарате (ребенок не чувствует вытекания слюны) и снижения самоконтроля. Гипер­саливация может быть постоянной или усиливаться при опреде­ленных условиях. Реже встречаются такие вегетативные расстрой­ства, как покраснение или бледность кожных покровов, повышен ное потоотделение во время речи.

 

Выводы

Рассмотрев ряд определений и понятий о дизартрии следует сделать вывод:

1.Дизартрия- это нарушение произносительной стороны речи, обусловленная недостаточностью иннервации речевого аппарата вследствии поражения цнс;

2. Все симптомы дизартрии проявляются как в нерезко, так и в ярко выраженной форме. Это завит от того, какие двигательные центры г.м. нарушены. В связи с этим выделяют формы дизартрии: бульбарная, псевдобульбарная, корковая, экстрапирамидная, мозжечковая;

3. Дети с дизартрией по своей клинико-психолого-педагогической характеристике представляют крайне неоднородную группу;

4. Развитие двигательного аппарата и моторных функций является фактором, стимулирующим развитие речи;

5. Общемоторная сфера детей с дизартрией характеризуется замедленными, неловкими, скованными, недифференцированными движениями;

6. у детей с дизартрией выявляются такие патологические особенности артикуляционного аппарата как спастичность, гипотония, дистония, нарушение подвижности артикуляционных мышц, гиперкинезы, тремор, дискоординация движений, синкенезии.

Таким образом, основные симптомы моторных нарушений при дизартрии — нарушение мышечного тонуса и дискоординация движений— определяются характером и степенью выраженности проявлений артикуляционных и общих двигательных расстройств.

 

 

Глава II. Экспериментальное исследование состояния моторных функций у детей с дизартрией.

Методика обследования детей.

 

Нами было проведено обс л едования детей старшей группы МДОУ детский сад № 244 комбинированного вида г. Новокузнецка. В исследовании принимали участие 10 детей: 5 детей без речевых нарушений, 5 детей с дизартрией. Исследование проходило в период с 24 по 26 мая 2010 года. Исследование состоит из констатирующего эксперимента.

Задачи:

1. Провести обследование группы детей дошкольного возраста, диагностировать из группы детей с дизартрией;

2. Изучить уровень сформированности моторных функций у детей с дизартрией.

Методы работы: беседа, наблюдение, обследование.

Список обследуемых детей №1.

Ф.И. ребенка Возраст Речевое заключение  
1. К. Андрей 5 лет норма
2. Ж. Алина 6 лет норма
3. Ш. Роман 5,5 лет норма
4. Х. Мария 5 лет норма
5. Б. Матвей 6 лет норма

 

 

 Список обследуемых детей №2.

Ф.И ребенка Возраст Речевое заключение
1. К. Светлана 6 лет дизартрия
2. Н. Никита 5,5 лет дизартрия
3. Г. Ульяна 6 лет дизартрия
4. З. Антон 5 лет дизартрия
5. К. Ксения 6 лет дизартрия

 

Для исследования состояния общей, мелкой и артикуляционной моторики были использованы методики, предложенные Е.Ф. Архиповой.

I.Обследование состояния общей моторики

Цель: наблюдение дискоординации движений и нарушений мышечного тонуса.

Инструкции:

а) «Постой на одной ноге: левой, правой».

б) «Попрыгай на двух ногах с продвижением вперед».

в) «Походи как солдат».

г) «Встань на носочки»

2.Исследование зрительно-пространственной организации движений (проба Хэда)

Цель: наблюдение дискоординации движений.

 Инструкция: «Когда я подниму правую руку, ты тоже поднимешь правую руку, а когда я подниму левую руку, ты тоже поднимешь левую руку». «Подними правую руку!» «Возьми правой рукой левое ухо». «Подними левую руку!» «Возьми левой рукой правое ухо».

II. Обследование тонкой моторики

1. Кинестетический праксис:

Цель: наблюдение нарушений мышечного тонуса и дискоординации движений.

1) Праксис по словесной инструкции

«Сложи первый и второй пальцы в кольцо (по подражанию). Вытяни второй и третий пальцы. Вытяни второй и пятый пальцы.

2) Праксис поз по зрительному образцу.

«Делай как я»:

- соединить большой и указательный пальцы в кольцо;

- указательный и средний пальцы выдвинуть;

- соединить в кольцо большой палец и мизинец;

- указательный палец и мизинец выдвинуты вперед — «коза»

- выдвинуть вперед мизинец, остальные пальцы сжаты в кулак;

- соединить в кольцо средний и большой пальцы;

3) Праксис поз по кинестетическому образцу

«Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложила тебе пальцы? Сложи также сам» (позы из предыдущего задания).

2.Динамический праксис. Проба «Кулак — ребро — ладонь»

Цель: дискоординация движений.

«Делай как я».

Ударяет по сто­лу рукой последовательно в трех положениях вначале по образцу (не более 3 раз), затем самостоятельно:

- рука согнута в кулак;

- рука ударяет об стол ребром ладони;

- рука ударяет об стол ладонью.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: