Государственная поддержка инновационной деятельности

 

Государство осуществляет поддержку и стимулирование инновационной деятельности путем:

совершенствования законодательной и нормативной базы регулирования инновационной деятельности;

участия в финансировании за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов инновационных программ и проектов, а также создания объектов инновационной инфраструктуры, в том числе для развития малого и среднего инновационного предпринимательства;

организации закупок для государственных нужд наукоемкой продукции и передовой техники с целью обеспечения гарантированного их распространения;

создание в установленном законодательством Российской Федерации и законодательствами субъектов Российской Федерации порядке льготных условий осуществления инновационной деятельности и стимулирования российских и зарубежных инвесторов, вкладывающих средства в реализацию инновационных программ и проектов.

Одна из главных функций государства – это обеспечение равновесного взаимодействия инновационной системы с окружающей социально-экономической средой. Основными направлениями государственного контроля на границах инновационной сферы являются следующие:

 - поддержание рациональных соотношений между традиционными и инновационными реалиями, в частности между использованием нововведений во вновь возникающих и базовых отраслях;

- по возможности равномерный охват инновационными процессами различных групп и страт населения;

- согласование уровня инновационной активности с антропогенными параметрами человеческих возможностей и экологической ситуации.

Консолидация усилий государства и общества является ключевой проблемой для организации российского развития. Решением данной проблемы может стать создание стратегической системы инновационной поддержки управления и развития РФ, включающей в себя как государственные, так и негосударственные структуры. Со стороны государства в роли элемента этой системы может выступить специально созданное ведомство стратегического развития с полномочиями более высокими, чем у министерств, с возможностями отдельного дополнительного бюджетного финансирования, как целых комплексов, так и отработанных стратегических проектов. Со стороны общества -специально организованные структуры и фонды, ориентированные на проблемы инновационного развития. Эта стратегическая система инновационной поддержки управления и развития РФ, по своей природе и назначению должна не дублировать, а дополнять и обогащать деятельность исполнительной власти. Одновременно эта система должна быть средоточением консолидации усилий государства и общества, мобилизации интеллектуального и духовного потенциала страны, подготовки стратегического кадрового резерва. Руководство стратегической системой инновационной поддержки управления и развития РФ должно быть возложено непосредственно на Президента РФ. Только при этом условии возможен успех, а Президент получит в свое распоряжение качественно новый стратегический ресурс.

 

Заключение

 

Характер экономического роста, конкурентоспособность страны на мировом рынке, се национальная безопасность определяются сегодня не объемами физических ресурсов, а зависят от того, насколько общество может создавать и эффективно использовать интеллектуальный фактор, разворачивать инновационную деятельность и инновационные процессы на всех уровнях управления. Мировой опыт показывает, что знания и информация превращаются в доминирующий ресурс экономического развития.

Для современной России решение ключевых социально- экономических проблем также невозможно без продуктивного использования научно-технического потенциала, его реструктуризации и формирования на этой основе национальной инновационной системы. Практика реформирования отечественной экономики показала, что рынок не в состоянии решить все проблемы преодоления деградации технологической базы производства и формирования новых технологических укладов хозяйства, столь необходимых для обеспечения устойчивого экономического роста в нашей стране и ее регионах.

Все это диктует необходимость усиления роли государства в экономическом обеспечении инновационных процессов и в регулировании инновационной сферы вообще. В данной связи возрастает значение скорейшего формирования эффективной экономической политики государства и в частности такой ее разновидности как инновационная политика. Начало XXI века ознаменовалось для России действиями власти – государство стало инициатором и организатором проектной деятельности по развитию страны.

Кроме того, одной из объективных тенденций развития инновационной деятельности является ее регионализация, что акцентирует формирование пространственной инновационной политики страны.

Устойчивое развитие Российской Федерации, ее субъектов в условиях становления постиндустриального общества невозможно без усиления их научно-технического и инновационного потенциала, что также свидетельствует о важности разработки инновационной политики с позиций пространственной экономической теории.

В последние годы в нашей стране принято достаточно большое количество официальных документов, так или иначе связанных с формированием и реализацией инновационной политики, однако, их реализация на практике пока не принесла ожидаемых результатов.

В данной связи исследование теоретических основ инновационной политики, ее состояния и ключевых направлений осуществления в современной России являются актуальными для преодоления научно-технологического отставания нашей страны от ведущих государств мира и обеспечения ее конкурентоспособности и национальной безопасности.

Двадцатилетний период рыночной трансформации в России проявил принципиальную, генетическую неинновационностъ олигархического капитала, его паразитическую, спекулятивную, антисуверенную природу. Поэтому, используя кризисную декапитализацию, следует не восстанавливать мощь этого капитала, а реприватизировать путем выкупа обесценившиеся активы «олигархического» капитала и вернуть «командные высоты экономики» в нефтедобыче, нефтепереработке, цветной металлургии, морской и речной транспортной инфраструктуре, основных секторах машиностроения, особенно станкостроения, энергомашиностроения, электронной промышленности в государственный сектор, более активно и результативно создавать и развивать государственные национальные и транснациональные корпорации, способные стать центрами инновационного прорыва и конкурировать с западными и восточными иностранными гигантами.

В то же время в России уже народился сектор частных инновационных предприятий, например инжиниринговые компании в электроэнергетике, авиастроении, производстве композиционных материалов, который нуждается в условиях кризиса в господдержке и должен ее получить.

Политика новой финансовой стабилизации и инновационного поворота нуждается в пересмотре предельно либерализованного режима вывоза из страны государственного и частного, акционерного, в том числе банковского, капитала. Этот режим целесообразно модифицировать в отношении придания ему задач инновационного обеспечения экономического развития российской экономики и ограничить собственно бегство капитала в различных, в том числе скрытых, его формах.

В условиях кризиса государство не может проводить прежнюю политику снятия всякого контроля за внешнедолговыми операциями коммерческих банков и корпораций и должно вернуть себе функцию контроля за целесообразностью, реальностью (а не фиктивностью) и инновационностью внешних долгов коммерческих структур.

Целесообразно создать министерство оборонно-промышленного комплекса, а также крупное самостоятельное специализированное федеральное ведомство (госкомитет) по управлению наукой и инновациями, в том числе и его структур на территориях федеральных округов и субъектов РФ, освободив от этого обременения Министерство образования, у которого и так много проблем со школами и вузами. Функции этого ведомства должны быть ориентированы на формирование в России развитого рынка инноваций и новых средств производства, а также формирование инфраструктуры для продвижения новейших технологий и продуктов в гражданские отрасли и социальную сферу.

 

Список литературы

 

 

1. Васин В.А., Иванов В.В., Миндели Л.Э.,Пипия Л.К. Государственная политика в области формирования национальной инновационной системы: Проблемы решения. – М.: ИПРАН РАН, 2008,-158с.

2. Комаров М.А., Романов А.Н., Максимцов М.М., Одегов Ю.Г., Фигурнова Н.П., Эскиндаров М.А. Ресурсный потенциал экономического роста.- М.: Изд. дом. «Путь России»; ЗАО «Издательский дом «Экономическая литература»», 2002.- 568 с.

3. Комков Н.И., Иващенко Н.П. Институциональные проблемы освоения инноваций // Экономический портал, статьи -инновации, www. institutiones.com

4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (далее - Концепция) до 2020 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf

5. Лепский В.Е. Методологические аспекты инновационного развития России. Проектно //Аналитическая записка по итогам работы КИР за 2009 год. www.reflexion.ru

6. Любимцев Л. На пути к инновационной эволюции финансовой системы России // Экономический портал, статьи -инновации, www. institutiones.com

7. Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года. Руководящий документ, Правительство РФ, от 05.08.2005 г.

8. Российский статистический ежегодник. 2009: Стат. сб /Росстат.-М., 2009.-795 с.

9. Соловьев В.П. Инновационная деятельность как системный процесс в конкурентной экономике (Синергетические эффекты инноваций).-Киев: Феникс,2006.-560 с.

10. Управление инновационными проектами: Учеб. пособие / Под ред. Проф.В.Л. Попова.-М.: ИНФРА-М,2009.-336 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: