Глава. 1. История учреждения, организации и деятельности прокуратуры Республики Беларусь

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                             3

Глава 1. История учреждения, организации и деятельности прокуратуры Республики Беларусь                                                                         6

Глава 2. Сущность и задачи участия прокурора в рассмотрении судами уголовных дел                                                                                20

Глава 3. Процессуальное положение прокурора в суде             26

Глава 4. Участие прокурора в судебном разбирательстве уголовных

дел                                                                                          32

4.1. Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судом первой инстанции                                                                32

    4.2. Участие прокурора в суде кассационной инстанции       45

    4.3. Участие прокурора в заседании суда надзорной инстанции    52

4.4. Участие прокурора в пересмотре судом дел по вновь открывшимся обстоятельствам                                            59

Заключение                                                                              62

Список использованных источников и литературы                   64

Приложение



ВВЕДЕНИЕ

 

Законность и правопорядок... Эти слова мы так часто слышим в последнее время по радио и телевидению, читаем о них на страницах газет. И действительно, как основа нормальной жизни общества и его членов, законность, т.е. безусловное и неукоснительное соблюдение правовых предписаний, является важнейшим составным элементом правового государства. Всеобщее соблюдение законов является проявлением зрелости общества, признаком его стабильности и, как следствие, благополучия и процветания. Однако в любом обществе пока еще встречаются люди, о которых можно сказать словами известной песни: «Только кто-то кое-где у нас порой честно жить не хочет...». Песня эта – о правоохранительных органах, о тех, чья служба действительно «и опасна, и трудна». Именно им принадлежит главенствующая роль в поддержании законности, предотвращении и наказании преступлений, воспитании граждан в духе уважения к закону.

Система правоохранительных органов достаточно сложная и разветвленная. Однако одно из важнейших мест в ней занимает такой орган как прокуратура. Как орган высшего надзора за точным и единообразным исполнением законов прокуратура направляет свою деятельность на всемерное укрепление законности и правопорядка, охрану прав и законных интересов граждан, на воспитание должностных лиц и граждан в духе добросовестного исполнения своих конституционных обязанностей и т.п.

Прокуратура является одним из важнейших правоохранительных органов государства. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров возлагается надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров Республики Беларусь органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами.

Прокурорский надзор, вся многогранная деятельность прокуратуры Республики Беларусь являются важной гарантией защиты прав и свобод граждан, интересов юридических лиц и государства в целом.

Установление в Конституции Республики Беларусь важного положения о признании виновным и о применении уголовного наказания только судом делает судебное разбирательство центральной, решающей стадией уголовного процесса, а участие прокурора в судебном разбирательстве – одним из важнейших направлений его деятельности. Участие прокурора в суде является не только важной гарантией постановления судом законного и обоснованного приговора, но вместе с тем одной из форм его деятельности по предупреждению преступлений и пропаганде законов. Поддержание государственного обвинения в суде по уголовным делам является одним из приоритетных направлений прокурорской деятельности по осуществлению надзора за исполнением законов в государстве.

Актуальность выбранной темы в настоящее время очень велика, так как важной гарантией точного соблюдения законности в уголовном судопроизводстве является участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел.

Целью настоящей дипломной работы является исследование и изучение участия прокурора в рассмотрении судами уголовных дел.

Поставленная цель предполагает решение следующих конкретных задач:

1) изучение истории учреждения, организации и деятельности прокуратуры Республики Беларусь;

2) исследование сущности и задач участия прокурора в рассмотрении судами уголовных дел;

3) анализ процессуального положения прокурора в суде;

4) характеристика участия в судебном разбирательстве уголовных дел разных инстанций.

Источниками в настоящем исследовании послужили Конституция Республики Беларусь, Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее по тексту УПК), Уголовный кодекс Республики Беларусь (далее по тексту УК), Законы и подзаконные нормативные акты, а также Приказы Генерального прокурора.

Для изучения данной категории проанализированы монографии и статьи различных авторов. При написании работы чувствовалась острая нехватка литературы по данной теме.

В ходе работы был использован традиционный формально-юридический метод, а также элементы сравнительно-правового метода.



ГЛАВА. 1. ИСТОРИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Изучение истории создания и развития какого-либо государственного органа помогает лучше понять историческое предназначение этого органа, его место в системе иных государственных органов, историческую необходимость выполнения функций, возложенных на этот орган, принять меры законодательного и организационного характера, направленные на повышение эффективности деятельности этого органа в современных условиях.[1]

Сказанное в полной мере относится и к органам прокуратуры, деятельность которых никогда, ни в одном государстве не оценивалась однозначно. Вырабатывались различные концепции прокурорского надзора, многие положения которых не находили применения в практике, и, наоборот, практика выдвигала определенные требования к органам прокуратуры, которые не находили закрепления в законах о прокуратуре и научного обоснования в теории прокурорского надзора.

Понятие прокуратура происходит от латинского (procuro) — забочусь, обеспечиваю, предотвращаю.[2]

Предназначение прокуратуры в Греции и странах Востока состояло, во-первых, в надзоре за исполнением предписаний государственной власти, а, во-вторых, в осуществлении обвинения в суде («ораторы»).

В европейских странах впервые прокуратура возникает во Франции в XIV веке, причем с первых ее шагов это был сугубо обвинительный, карательный орган.

К тому времени в европейских странах, в особенности в Испании, уже твердо сформировался инквизиционный процесс, пришедший на место процессу публичному, гласному, состязательному, Это явилось побудительным мотивом для трансформации основ организации и деятельности уже созданных прокуратур.

Органы прокуратуры Франции были приспособлены для выполнения воли короля, влияние которого на формирование органов прокуратуры и определение направлений ее деятельности было решающим. (Не случайно прокуроры вплоть до ликвидации монархии во Франции именовались «людьми короля».)

Этот краткий, пунктирный экскурс в прошлое с акцентом на становление прокуратуры в одной из ведущих европейских стран того времени, делается не случайно, ибо прокуратура Франции, ее предназначение, принципы организации и место в механизме государственной власти послужили, по сути, прообразом прокуратуры России и, можно сказать, что и до настоящего времени и она является своеобразным эталоном прокуратуры большинства западных стран.

Основателем органов прокуратуры и прокурорского надзора в России по праву считается Петр I, или, как его часто величают Петр Великий. Объективными условиями, побудившими его принять решение о создании такой службы, явились казнокрадство и мздоимство, злоупотребление властью чиновными людьми – явлениями, широко распространенными в то время. Особенно большим ростом преступности был отмечен период конца XVII и начала XVIII веков, что вызвало объективную необходимость и потребность в создании специальной государственной службы для борьбы с такими и иными негативными явлениями.

Указом Петра I от 2 марта 1711 г. в России учреждается фискальная служба, назначение которой состояло в том, чтобы «...над всеми делами тайно надсматривать и проведывать про неправый суд, также сбор казны и прочего». За образец этой службы Петр I взял государственные органы Германии. В 1713 г. в России вводится должность Генерал-фискала. Полномочия фискалов, процессуальные средства их деятельности были определены в Указе от 17 марта 1714 г. «О должности фискалов». В Указе получили четкое разграничение компетенции обер-фискалов, провинциал-фискалов, городских и низших (рядовых). К фискалам предъявлялись высокие профессиональные и морально-этические требования. Фискальная служба являлась сугубо тайной, поэтому она была весьма непопулярной в общественном мнении, слабо влияла на создание обстановки законности и правопорядка. К тому же фискалы всех рангов не получали материального обеспечения от казны, существовали за счет «собственных кормовых», а это вело к поборам, взяточничеству и иным злоупотреблениям. Со временем Петр I убедился в неэффективности службы фискалов. Указом от 12 января 1722 г. Петр I учреждает прокуратуру Российской Империи.[3]

В последующие годы после смерти Петра 1, особенно в период царствования Анны Иоанновны, прокуратура практически бездействовала. В своих прежних прерогативах прокуратура была восстановлена в период царствования Елизаветы Петровны. Как и во всех направлениях государственной и политической деятельности, она стремилась восстановить реформы своего отца и многого в этом достигла. Указом Императрицы от 12 декабря 1741 г. была восстановлена прокуратура в рамках Указа Петра I от 1722 г. Прокуратуре был придан ряд полномочий по осуществлению надзора за проведением в жизнь действующих и вновь принимаемых законов, что привело к повышению эффективности и действенности прокурорского надзора.

В период царствования Екатерины II в существенной мере был усилен местный прокурорский надзор. Этому в немалой степени способствовало принятое в 1775 г. «Учреждение о губерниях», в котором были сформулированы задачи и полномочия губернских прокуроров.

При Павле I, одержимом идеей «все созданное Екатериной II изменить и переделать», был существенно ослаблен прокурорский надзор, в значительной мере были сокращены штаты органов прокуратуры как в центре, так и на местах. Однако в целом прокуратура продолжала оставаться активно действовавшим государственным органом.

Деятельность органов прокуратуры была существенно трансформирована и усилена в период царствования Александра II. Еще до судебной реформы, в 1862 г., Государственный Совет Российской Империи принял «Основные положения о прокуратуре», в которых определялось государственное назначение прокурорского надзора, его содержание (предмет), задачи и полномочия прокуроров. Весьма четко было определено назначение прокуратуры: «Наблюдение за точным и единообразным исполнением законов в Российской Империи». В «Основных положениях о прокуратуре» были сформулированы принципы организации и деятельности прокуратуры, которые оставались незыблемыми на протяжении всего периода существования Российской Империи. К их числу относятся: единство и строжайшая централизация органов прокурорского надзора; осуществление прокурорами возложенных на них полномочий от имени всей системы органов прокуратуры; осуществление «верховного» надзора в Империи Генерал-прокурором (он же министр юстиции); строгая подчиненность нижестоящих прокуроров вышестоящим; несменяемость прокуроров; независимость прокуроров от «местных» влияний при принятии ими любого решения.

Обеспечению независимости прокуроров от местных влияний в существенной мере способствовал установленный порядок их назначения и освобождения от занимаемой должности. Генерал-прокурор и губернские прокуроры назначались и освобождались рескриптом Императора. Назначение на должности нижестоящих прокуроров и их освобождение составляло прерогативу Генерал-прокурора Российской Империи.

Юристы прошлого говорили, что «нет ничего более дорогого в государстве как дешевый суд». Российское государство стремилось уберечь служителей законности и правосудия от вступления на путь взяточничества и казнокрадства. В этом были достигнуты определенные успехи, хотя факты негативного характера были и тогда нередки. Необходимо иметь в виду, что прокуроры всех рангов назначались на соответствующие посты пожизненно. Прокурор, занимая определенную должность, мог быть уверенным в своем будущем.[4]

Следует принять во внимание и такой фактор, как сословное представительство при формировании корпуса прокурорского надзора. Только представители дворянского сословия, главным образом дворянства потомственного, могли претендовать на вакансии прокурорских должностей. В силу этого обстоятельства они являлись рьяными защитниками царского престола.

После убийства Александра II (1 марта 1881 г.) в период царствования Александра III принимаются меры к усилению судебной репрессии в отношении революционно настроенных масс; существенно ограничиваются полномочия суда присяжных и, наоборот, расширяется сфера коронного суда. Рескриптом Александра III учреждается комиссия во главе с Генерал-прокурором Н. В. Муравьевым, которая в течение шести лет упорно работала над проектом по усилению прокурорского надзора, о превращении прокуратуры в сугубо карательный орган.

Достаточно сказать, что военно-полевые суды, которые признавали лишь одну меру наказания – смертную казнь, только с 19 августа 1906 г. по 20 апреля 1907 г. вынесли свыше 1000 смертных приговоров. Военно-окружные суды не отставали от судов военно-полевых в применении репрессий в отношении революционно настроенных масс: только за период 1907-1909 гг. они осудили к смертной казни 3196 человек.

Таким образом, царская прокуратура была одним из тех государственных органов, который проводил в жизнь политику самодержавия по проведению массового террора против революци­онно настроенных масс.

Подводя итог этому небольшому историческому экскурсу можно сказать, что реакционным, сугубо карательным органом прокуратура России продолжала оставаться вплоть до 1917 г., пока она не была ликвидирована вместе с рухнувшим царским самодержавием.

После Октябрьской революции Совет Народных Комиссаров 24 ноября 1917 г. принял Декрет о суде №1, которым были упразднены существовавшие институты судебных следователей, прокурорского надзора.[5] В декретах Советской власти, написанных В.И. Лениным, подчеркивалась необходимость строжайшего революционного порядка, борьбы с контрреволюцией, саботажем, спекуляцией.

Революционная законность создавалась как одно из средств защиты завоеваний социалистической революции, советского государства от нападения классовых врагов пролетариата и подавления их сопротивления, а также как одно из средств борьбы за революционное переустройство общества на социалистических началах, одно из условий строительства социализма, охраны прав граждан.

В 1917 г. после победы Октябрьской революции требования по соблюдению революционной законности являлись актуальными с первых дней существования только что созданного государства. До создания прокуратуры надзор за правильным исполнением законов был возложен на Рабоче-крестьянскую инспекцию (РКИ), а также на НКЮ РСФСР (народный комиссариат юстиции) с его местными органами в системе губисполкомов. Функции по надзору за соблюдением законов выполняли также и органы ВЧК, пока они в 1922 г. не были преобразованы в органы Главного политического управления. Полномочия ВЧК по охране законности были переданы судебным органам. В течение весьма короткого времени надзор за исполнением законов осуществляли также органы Народного Комиссариата государственного контроля, пока в 1920 г. они не были ликвиди­рованы в силу их малоэффективности.

Разобщенность всех перечисленных органов, отсутствие у них необходимых властно-распорядительских полномочий не могли обеспечить точного и единообразного исполнения законов в Российской Федерации.

Но уже и в то время были видны зачатки прокурорского надзора. Они содержались в деятельности коллегий обвинителей при Революционных трибуналах и Центральной коллегии государствен­ных обвинителей при Революционном трибунале ВЦИК.

Правоведы того времени, в том числе и Н. В. Крыленко[6], весьма положительно отзывались о деятельности коллегий обвинителей.

Сложная обстановка периода новой экономической политики настоятельно выдвигала задачу учреждения самостоятельного госу­дарственного органа по надзору за соблюдением законов.

В докладе министра юстиции Н.В. Крыленко на IV съезде деятелей юстиции в 1921 г. подчеркивалась необходимость создания прокуратуры, независимой от местной власти, на которую возлагалось бы обвинение в суде, общий надзор, руководство следствием, а также предупреждение правонарушений.[7]

1 января 1922 г. был опубликован первый проект декрета о государственной прокуратуре, в котором предполагалось ее создание в составе Министерства юстиции с ограниченными полномочиями. Народный комиссариат юстиции по предложению В.И. Ленина подготовил проект Положения о прокурорском надзоре. В мае 1922 г. этот проект был вынесен на третью сессию ВЦИК IX созыва. Представленный проект Положения вызвал на сессии ожив­ленную дискуссию. Оппозиция, главным образом в лице Каменева, Рыкова, Зиновьева и Осинского, решительно выступила против создания централизованной, независимой от местных органов прокуратуры. Они предлагали создать прокуратуру с «двойным» подчинением. С одной стороны, — центральной прокурорской власти, с другой, — губисполкомам.

Поставленный на голосование проект Положения о прокурорском надзоре не получил большинства голосов. Проект был передан для доработки в созданную сессией ВЦИК Юридическую комиссию, которая высказалась за «двойное» подчинение прокуроров.

В. И. Ленин, предвидя такой исход обсуждения проекта, 20 мая 1922 г. пишет письмо «О «двойном» подчинении и законности». В этом письме были выработаны принципы не только организации и деятельности органов прокуратуры, но и назначение революционной законности в только что созданном государстве.[8]

По предложению Н. В. Крыленко проект Положения о прокурорском надзоре был вынесен на постатейное голосование. Такое голосование состоялось 26 мая 1922 г. Постановление ВЦИК о принятии Положения о прокурорском надзоре 28 мая 1922 г. было подписано Председателем ВЦИК М. И. Калининым и Секретарем ВЦИК А. С. Енукидзе. Этот день считается днем образования прокуратуры.

С образованием СССР наряду с другими общесоюзными государственными органами были учреждены Верховный Суд СССР и Прокуратура Верховного Суда СССР. Заметной вехой в дальнейшем законодательном регулировании организационного построения и деятельности органов прокуратуры явилось постановлении ЦИК и СНК СССР от 29 июня 1933 г. об учреждении прокуратуры СССР.

С принятием Конституции СССР 1936 г. и Конституции БССР 1937 г. завершилось законодательное оформление правового статуса прокуратуры.

24 мая 1955 года принимается Положение о прокурорском надзоре, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР, этим Положением в своей деятельности руководствовались все органы прокуратуры СССР до 1979 г., когда Верховный Совет СССР с целью усиления прокурорского надзора принял новый Закон «О прокуратуре СССР».[9]

26 июня 1922 г. третья сессия ЦИК Белорусской ССР с целью осуществления надзора за соблюдением законов и в интересах правильной постановки борьбы с преступностью приняла Положение о прокурорском надзоре и учредила в составе Народного Комиссариата Юстиции Государственную прокуратуру.[10]

В компетенцию прокуратуры входило осуществление от имени государства надзора за законностью действий государственных учреждений, общественных и частных организаций и граждан. Надзор осуществлялся путем опротестования противоречащих закону постановлений, возбуждения уголовного преследования против виновных, проверки законности действий органов следствия, дознания и органов ГПУ. На прокуратуру возлагался надзор за законностью и обоснованностью решений судов и за соблюдением законности в местах лишения свободы. Прокурором республики являлся Народный комиссар юстиции, который был подотчетен и ответственен перед Президиумом ЦИК БССР. В соответствии со ст. 3 Положения прокурору было предоставлено право требовать от всех действующих в республике административных учреждений и должностных лиц необходимые сведения и материалы. Эти требования являлись обязательными для исполнения.

Положение о прокурорском надзоре БССР в основном было аналогично Положению РСФСР. Отличалось оно только тем, что в республике не было губернских прокуроров, ибо не существовало губерний. Кроме того, Положение БССР не касалось надзора за деятельностью военных и военно-транспортных трибуналов, поскольку они не входили в судебную систему БССР.

В течение 1923 г. органы прокуратуры республики были окончательно сформированы и проводили в центре и на местах большую работу по укреплению законности и борьбе с преступными элементами.

7 марта 1924 г. Президиум ЦИК СССР принял постановление «Об объединении в составе БССР всех территорий Советского Союза с большинством белорусского населения», в связи с чем возникла необходимость организации прокуратур в округах. Прокурор округа был наделен такими же правами, которыми в РСФСР пользовался губернский прокурор. При отделе прокуратуры состояли прокуроры, из которых одни исполняли прокурорский обязанности прокурорские обязанности по государственному политическому управлению. При Верховном Суде БССР также были прокуроры, которые работали на постоянных сессиях Высшего суда. В округах работали окружные прокуроры.

При отделе прокуратуры состояли прокуроры (прокуроры Наркомюста), из которых одни исполняли прокурорские обязанности по государственному политическому управлению. При Верховном Суде БССР (Высшем Суде) также были прокуроры, которые работали на постоянных сессиях Высшего суда. В округах работали окружные прокуроры.

В 1933 г. была учреждена Прокуратура СССР. 20 июля 1936 г. ЦИК и СНК СССР было принято постановление, согласно которому прокуроры союзных республик были выведены из системы Н КЮ и полностью подчинены непосредственно СССР.

15 января 1938 г. первая сессия Верховного Совета СССР утвердила постановление ЦИК БССР о ликвидации округов и создании в республике пяти областей: Минской, Витебской, Могилевской, Гомельской и Полесской. В этих областях были сформированы и областные прокуратуры.

В сентябре 1939 г. с БССР воссоединились западные области Белоруссии. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 декабря 1939 г. на этой территории были образованы дополнительно Барановичская, Белостокская, Бресткая, Виленская и Пинская области, в которых к началу 1940 г. были созданы прокуратуры областей и районов.

В конце 1922 - начале 1923 гг. к Прокурору РСФСР от нижестоящих прокуроров стали поступать сигналы о том, что местные органы управления препятствуют в проведении проверок по соблюдению законов в государственных органах и общественных организациях, отказываются от явки по вызову, не выдают необходимой документации, даже препятствуют посещению прокурором той или иной организации или предприятия.[11]

По представлению Прокурора РСФСР СНК РСФСР 8 марта 1923 г. принимает специальное постановление, в котором предписывалось соответствующим должностным лицам довести до сведения всех наркоматов, что лица прокурорского надзора по своей должности должны быть пропускаемы во все помещения подведомственных им учреждений, для чего наркоматам надлежит издать соответствующие распоряжения по своим ведомствам.[12]

В Положении были сформулированы определенные требования про­фессионального и морально-этического характера, которым должны от­вечать лица, назначаемые на должность народных следователей, старших следователей и следователей по важнейшим делам.

С годами деятельность органов прокуратуры совершенствовалась, прокуратура заняла свое особое место в системе государственных орга­нов, основное предназначение которых состояло в осуществлении надзо­ра за точным и единообразным исполнением законов государственными органами, должностными лицами и гражданами.

В Положении о Верховном Суде СССР и Прокуратуре Верховного Суда СССР, утвержденном 24 июля 1929 г. постановлением ЦИК и СНК СССР, были четко определены предмет и пределы общенадзорной деятельности прокуратуры.

До 1933 г. органы прокуратуры структурно входили в состав Верховного Суда СССР. В то же время на Прокурора СССР и возглавляемые им органы возлагалась обязанность по осуществлению надзора за соблюдением законности в уголовном и гражданском судопроизводстве.

В годы Великой Отечественной войны деятельность органов прокуратуры была подчинена общей задаче - победе советского народа над немецким фашизмом.

В послевоенные годы усилия органов прокуратуры были направлены на укрепление законности в сфере экономики. Потребовалось перестроить работу органов прокуратуры, чтобы обеспечить соблюдение законности в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте. На первый план выдвигались задачи по обеспечению сохранности народного добра, соблюдению режима экономии народных ресурсов.

Важным этапом в дальнейшем развитии законодательства о прокурорском надзоре явилось утверждение Президиумом Верховного Совета СССР 24 мая 1955 г. Положения о прокурорском надзоре в СССР1. В этом важнейшем правовом акте получила свое воплощение идея об одной из главнейших обязанностей прокурора — опротестовывать всякое незаконное решение. Положение обязывало всех прокуроров опротестовывать противоречащие закону приказы и другие правовые акты, необоснованные приговоры, решения, определения и постановления судебных органов, а также вносить в государственные и общественные организации представления об устранении нарушений закона и причин, способствующих этим нарушениям.

Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями) и Закон Республики Беларусь от 29 января 1993 г. «О прокуратуре Республики Беларусь» (с изменениями и дополнениями) являются основными законодательными актами, определяющими принципы организации и деятельности органов прокуратуры по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением законов в Беларуси.

В Конституции и Законе провозглашено, что прокуратура Республики Беларусь представляет собой единую и централизованную систему органов прокуратуры, возглавляемую Генеральным прокурором, и осуществляет свои полномочия независимо от каких бы то ни было государственных органов власти и управления, общественных формирований и должностных лиц, подчиняясь только Генеральному прокурору Республики Беларусь.[13]

Закрепление принципа единства и централизации органов прокуратуры, а также принципа независимости от местных влияний позволяет Генеральному прокурору Республики Беларусь и подчиненным ему прокурорам проводить единую политику в осуществлении надзора за исполнением законов в стране.

Согласно п. 9 ст. 84 Конституции Генеральный прокурор Республики Беларусь назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики, а в соответствии с п. 11 этой же статьи освобождение Генерального прокурора производится также Президентом Республики Беларусь с уведомлением Совета Республики.

Такой порядок назначения и освобождения обеспечивает Генеральному прокурору независимость от других органов в осуществлении руководства всей системой прокуратуры Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 14 Закона о прокуратуре все нижестоящие прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Республики Беларусь, ему подчинены и подотчетны.

Статья 125 Конституции определила полномочия прокуратуры. На Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров возлагается надзор заточным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов министерствами и другими подчиненными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, должностными лицами и гражданами.

Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, в случаях, предусмотренных законом, проводит предварительное следствие, поддерживает государственное обвинение в суде.

Назначение Закона о прокуратуре, кроме того, состоит в том, чтобы определить принципы организации и деятельности прокуратуры, ее систему и структуру, кадровую политику органов прокуратуры и т.д.

Закон определяет цели, стоящие перед прокурорами, осуществляющими надзор за исполнением законов, и подчеркивает, что они состоят в обеспечении верховенства закона, единства и укрепления законности, защите прав, свобод и законных интересов граждан, законных интересов государства, субъектов хозяйствования, учреждений, организаций, общественных объединений.

Закон сохраняет традиционно сложившиеся отрасли прокурорского надзора: общий надзор, надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, деятельность прокуроров в уголовном и гражданском судопроизводстве, надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.

Обеспечивая независимость прокуратуры от местных влияний, Закон содержит норму, запрещающую какое-либо воздействие на органы прокуратуры. В ст. 6 Закона подчеркивается, что воздействие в какой бы то ни было форме должностных лиц органов государственной власти и управления, представителей политических партий, иных общественных и религиозных объединений, средств массовой информации и их представителей, а также граждан на прокурорских работников с целью понудить их к принятию незаконного решения или воспрепятствовать их законной деятельности запрещается и влечет установленную Законом ответственность.

Осуществляя постоянный надзор за точным и единообразным исполнением законов, прокуратура получает самую обширную информацию о недостатках, пробелах и противоречиях в законодательстве, препятствующих их правильному применению. Поэтому Генеральный прокурор должен быть наделен правом законодательной инициативы и в пределах своей компетенции вносить в нормотворческий орган предложения о принятии, изменении, дополнении, толковании или отмене нормативного правового акта.[14]

Закон о прокуратуре на момент его принятия был прогрессивным и соответствовал требованиям того времени. Однако в настоящее время требуется принятие нового закона, который соответствовал бы и положениям Конституции, и требованиям настоящего времени.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: