История развития налоговых реформ в отечественной и зарубежной практике

Древний мир и Средние века характеризуются неразвито­стью налоговых систем и случайным характером государствен­ных изъятий преимущественно в натуральной форме. По мере укрепления товарно-денежных отношений взносы в казну государства принимают в основном денежную форму. Принудитель­ное изъятие средств в казну становится налогом тогда, когда часть стоимости в денежном выражении переходит из индиви­дуальной собственности в общественное (государственное) пользо­вание. Процесс формирования цивилизованных налоговых отно­шений напрямую связан с государственным регулированием.

Хронологию возникновения и развития налогообложения в Европе можно проследить следующим образом.

I в. — зарождение финансовой науки. Неаполитанский финансист Д. Карафа считает, что основой бюджета должны быть принадлежащие государству домены (земля, леса, вещные права, капиталы).

II в. — появление новых видов платежей в государственный бюджет, так называемых регалий (железные дороги, почтовая регалия, горная, монетная, соляная), пошлин и налогов.

XVII в. — определение роли налогов как основного источника, доходной части бюджета многих государств. Налогообложение понимается как обобществление некоторой части индивидуальных доходов или богатства для выполнения обществен­но значимых работ и затрат.

Последняя треть XVIII в. — начало исследования проблем теории и практики налогообложения в Европе. Французский уче­ный Ф. Кене впервые обосновал связь налогообложения и народно-хозяйственного процесса.

1776 г. — издание шотландским экономистом и финансис­том А. Смитом книги «Исследование о природе и причинах бо­гатства народов». Идеи А. Смита как основоположника теории налогообложения начинают оказывать кардинальное влияние на финансовую и хозяйственную жизнь государств.

XIX в. — заметное развитие финансовой науки, особенно за счет вклада немецких ученых. Этот период связан с именами К. Pay, Ж. Сисмонди, К. Маркса, Ф. Энгельса, А. Вагнера, Э. Селигмана и др.

После Первой мировой войны в ряде стран были проведены научно обоснованные налоговые реформы и зарождалась совре­менная налоговая система.

Мировой кризис 1929—1933 гг. заставил рассматривать государственные доходы как инструмент макроэкономической стабилизации.

80-е годы XX в. — создание бюджетной концепции американ­ским экономистом А. Лаффером. В 80—90-е гг. страны с разви­той рыночной экономикой провели налоговые реформы, направленные на совершенствование систем прямых и косвен­ных налогов, стимулирование деловой активности, инвестици­онной политики.

Формирование налоговой системы в России во многом сходно с аналогичными общеевропейскими процессами, но как и в лю­бом отдельно взятом государстве она имеет свой национальный характер.

Древний мир — существование жертвоприношения как фор­мы изъятия материальных ценностей у людей, обусловленной религиозными требованиями.

Конец IX в. — изменение характера платежей. Основными видами изъятий того времени были контрибуции и дань с угне­тенных народов (полюдье, повоз). Косвенные платежи — тамо­женные и судебные пошлины.

Эпоха Ивана III (XV в.) — возобновление процесса форми­рования финансов Руси. Введены «данные», «пищальные» деньги и прочие платежи. Цель таких изъятий — формирование русского войска и укрепление государственных границ. Косвен­ные платежи носили название откупов (винные, таможенные

и др.).

XVXVII вв. — существование системы «сошного» налого­обложения, при которой подати или прямые налоги падали либо на целые общества («тягло»), либо на отдельные лица. Основа­нием податного обложения служило «сошное письмо», а за еди­ницу обложения принималась условная податная единица — «соха», измеряемая количеством рабочей силы.

Начало XVII в. — сделана первая попытка определения налогового потенциала в Московском государстве: в 1620 г. была проведена общая перепись тяглового населения в государстве с «целью привести в известность и устроить его податные силы».

Эпоха Петра I (конец XVII — начало XVIII вв.) — изобре­тение многочисленных налогов, обусловленное крупными государственными преобразованиями. Вводятся налоги с найма домов, продажи съестного, арбузов, печей, религиозных веро­ваний, гербовый сбор и прочие платежи.

Конец XVIII в. — преобладание косвенного обложения над прямым налогообложением. Начинается формирование городс­ких бюджетов, основывавшихся на собственных доходах (налоги с перевозов, с подвижных лодок и пр.).

XIX в. — введены подушная подать, оброк (плата казенных крестьян за пользование землей), гильдейская подать с купече­ства, а также надбавки по прямым налогам, служившие для строительства государственных дорог, устройства водных сооб­щений, для уплаты долгов России, "

Начало XX в. — усиливается приоритет косвенных налогов (табачная, питейная, нефтяная, спичечная и таможенная по­шлины); прямое обложение выступает в форме налогов и сбо­ров с недвижимого имущества, налогов с торговли и промыш­ленности (промысловый налог), налогов с денежных капиталов, податей и личных налогов.

Первые годы Советской власти — перенесение тяжести налогового бремени на буржуазию (подоходный и единовремен­ный налоги, налог на прирост прибылей). К 1920 г. налоги пере­стали играть существенную роль в доходах бюджета, их место заняла эмиссия денежных знаков. Сформирована система нату­ральных налогов: для крестьян — продразверстка, для жителей города — всеобщая трудовая повинность.

1921—1928 гг. (НЭП) — введение денежных налогов, как прямых (промыслового налога, налога с наследства, подоходно-поимущественного, продналога с крестьян), так и косвенных (на­лога на виноградные вина, таможенных сборов, пошлин).

30-е годы XX в. — проведение финансовой реформы с це­лью упразднения множественности налогов. Введены два основ­ных платежа — налог с оборота и отчисления от прибыли. Фак­тически Россия на десятки лет лишилась реальной налоговой системы.

Начало 90-х гг. — период возрождения и формирования нало­говой системы России. Налоги заменили существовавшую систе­му планового распределения прибыли предприятий. Государство стало влиять на развитие процессов в обществе посредством налогообложения.

Однако до настоящего времени нигде нет идеальных нало­говых систем. Во всех странах ведутся теоретические поиски научного обоснования налоговой политики и практические изыс­кания в отношении эффективной и справедливой методики налогообложения. Этим целям служит в первую очередь знание налоговых теорий.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: