Формы участия иностранного капитала в экономике России

На ранних стадиях трансформации постсоветское государство фактически упустило возможность привести в промышленность значительные иностранные прямые инвестиции. Действующие в России иностранные корпорации предпочитают пока краткосрочные финансовые вложения и преимущественно в добывающие и металлургические отрасли. Не более 1,5% иностранных инвестиций вкладываются в научные и технологические проекты. Помимо этого в настоящий период в нашу страну поступают:

- средний и мелкий иностранный капитал, привлекаемый высокой рентабельностью и быстрой окупаемостью отдельных проектов в торговле, строительстве и сфере услуг. Прибыльность перекрывает в глазах таких инвесторов риски, пока ещё присущие инвестиционному климату России;

- инвестиции от представителей российской диаспоры в зарубежных странах, а также оффшорных компаний, вкладывающих в Россию незаконно вывезенный и легализованный за рубежом капитал. Для таких инвесторов риски существенно снижены за счёт знания местной специфики и обширных деловых и статусных контактов.

Подобные инвестиции не служат насущной потребности технического обновления экономики за некоторым исключением - например, массовой «мобильной» телефонизации населения; но и здесь в основном присутствует так называемый серый капитал. Причина не только в «злокозненности» мирового капитализма. Просто вне отраслей ВПК в России почти отсутствуют бизнес-структуры, способные на коммерческой основе принять иностранные высокие технологии. А для национальных военно-промышленных компаний коммерция на технологическом поприще не главная задача.

Стратегические ограничения иностранного капитала в оборонной промышленности России, вплоть до запретительных мер, вполне логичны из соображений национальной безопасности: государственный сектор отечественной тяжёлой промышленности требует защиты от недружественного поглощения. Напротив, ожидаемым следствием изоляции будет сохранение общей технической отсталости. По мнению видных военных, и традиционная неготовность российской (советской) армии Х1Х-ХХ веков практически к каждой войне - прямое следствие подобной закрытости.

Стоило бы вспомнить, что в стране накоплен значительный невостребованный потенциал инженерно образованных специалистов, который неэффективно используется в рамках государственных компаний, но может влиться в формирующиеся структуры малого и среднего инновационного бизнеса. Желательно направить прямые иностранные инвестиции на техническую помощь в подготовке кадров и на привлечение новых технологий (в форме технопарков, экономических зон и проч.). Иностранные кредиты могут быть заменены средствами стабилизационного фонда.[3]

Иностранные инвесторы в I квартале 2010 года в основном вкладывали средства в обрабатывающие производства, добычу полезных ископаемых, транспорт и связь. Динамику инвестиций в данном периоде можно посмотреть в таблице 1.[10]

По данным таблицы, можно заметить, что в аутсайдерах традиционно видны две целевые для развития России отрасли: образование и здравоохранение, их иностранные граждане практически игнорируют. Так, согласно опросу, который провел известный социолог Марк Урнов, 72% россиян полагают, что иностранный капитал нельзя пускать в нефтедобычу, энергетику и т.д. Эти отрасли, считают они, должны быть под контролем государства.

Подобную тенденцию также демонстрирует опрос руководителей и топ-менеджеров российских предприятий, проведенный совместно Ассоциацией Менеджеров и ИД «Коммерсант». Большинство респондентов (60%) довольно спокойно отметили, что политика государства, как была, так и остается протекционистской. Причем, значительное количество опрошенных (86,6%) выразили уверенность в том, что для иностранных инвесторов должен быть абсолютно закрыт сектор ВПК, а также электроэнергетика (53,1%), 33.3% респондентов полагают, что зарубежным вкладчикам нельзя доверять топливный комплекс, 26.9% за то, чтобы собственными силами поднимать нефтедобывающую и перерабатывающую промышленности, 25.3% не готовы видеть иностранцев в авиастроении, а 20% - в таких отраслях, как связь и телекоммуникации.

С другой стороны, по мнению россиян, многие отрасли должны быть открыты для привлечения зарубежного капитала, поскольку нуждаются в инновационном подходе. Это, прежде всего, автомобилестроение (93,1%), производство потребительских товаров (86,9%), авиастроение (74,5%), и машиностроение (73,1 %).[9]

Основными странами инвесторами в данном периоде выступают – Люксембург, Нидерланды, Кипр, Германия, Великобритания, Франция, США, Ирландия, Виргинские острова, Япония. Накопленные иностранные инвестиции по данным странам представлены в таблице 2. [6]

Как показывает мировой опыт, привлечение зарубежных инвестиций положительно влияет на экономику принимающих стран. Рациональное использование зарубежных капиталовложений способствует развитию производства, передаче передовых технологий, созданию новых рабочих мест, росту производительности труда, повышению конкурентоспособности продукции на мировом рынке, развитию отсталых регионов и др.[11]

Кроме того, привлечение иностранного капитала и создание совместных предприятий расширяют налогооблагаемую базу и могут стать важным дополнительным источником формирования доходной части государственного бюджета.

Однако анализ деятельности иностранного капитала в России, к сожалению, свидетельствует о том, что пока зарубежные капиталовложения не стали катализатором экономического роста даже в тех отраслях, регионах и областях России, где его концентрация особенно велика.

Следует также подчеркнуть, что, по подсчетам специалистов, уровень производительности труда на промышленных предприятиях с участием иностранного капитала примерно в 3 раза выше, чем на аналогичных российских предприятиях. Однако из-за малого числа совместных предприятий, занятых выпуском промышленной продукции, их влияние на общий уровень производительности труда в обрабатывающей промышленности России остается незначительным.



Заключение

Инвестиционная политика, как составная часть социально-экономической политики экономической системы определенного уровня управления, представляет собой комплекс мер и мероприятий по организации, финансированию и управлению инвестиционной деятельностью, направленных на достижение целей, решение стратегических задач, реализацию различных интересов при оптимальном для инвестора соотношении доходности и риска. Экономическое содержание инвестиционной политики зависит от уровня субъекта инвестиционного рынка, определяется целями инвестора и особенностями сложившейся экономической ситуации, обуславливающей задачи и механизмы реализации.

Привлечение национальных и иностранных инвестиций является крайне важным для современной российской экономики. Наличие достаточных инвестиционных ресурсов, в первую очередь, позволит произвести модернизацию существующих производственных фондов, а также создать новые высокотехнологичные предприятия, что положительно отразится на экономическом росте страны.

Для улучшения инвестиционного климата, и современного политического и экономического состояния России представляется возможным проведение следующих мероприятий:

· обеспечение политической стабильности и последовательности реформ в стране,

· проведение мероприятий по дальнейшему сокращению инфляции,

· налоговое стимулирование инвестиционной деятельности,

· развитие фондового рынка и стимулирование сохранения российского капитала в стране.

В заключение хочется отметить, что инвестиции представляют собой сложный механизм, способный в значительной степени увеличить экономический потенциал государства. Поэтому успех, достигнутый в данной сфере, во многом предопределит успешную реализацию социально-экономических реформ и экономическое развитие страны в целом.


Таблица 1 Доля иностранных инвестиций(млн.долл)

Обрабатывающие производства   

5 336

Добыча полезных ископаемых 

 

2 614

Транспорт и связь

 

1 513

Оптовая и розничная торговля

 

1 407

Финансовая деятельность

 

925

Операции с недвижимостью

 

922

Строительство

 

228

Сельское хозяйство 

 

106

Производство и распределении электроэнергии, газа и        воды

 

75

Предоставление социальных услуг 

 

9

Гостиницы и рестораны

 

7

Рыболовство, рыбоводство

 

3

Здравоохранение

 

1

Образование

 

0,1

 

Таблица 2 Накопленные иностранные инвестиции по основным странам-инвесторам на 1 января 2010г, млн.долл

  Всего Прямые Портфельные Прочие
Ирландия 9212 415 5 8792
Германия 19226 7834 14 11378
Франция 8622 2182 29 6411
Великобритания 23585 3625 2327 17633
Кипр 49128 33547 1835 13746
Нидерланды 48619 29065 4280 15274
Люксембург 37157 1185 273 35699
Прочие страны 72677 31169 1495 40013
Итого 268226 109022 10258 148946

Список литературы:

1. Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» // Российская газета. № 134. 1999

2. Абрамов С.И. Инвестирование. - М.: ИНФРА-М, 2000

3. Алексеев А.В., Кузнецова Н.Н. Современные инвестиционные приоритеты в российской промышленности// Эко - 2009. -№4 - с. 2-19.

4. Казанцев С.В. 2008: иностранные инвестиции в экономике России// Эко - 2009. -№8 - с. 14-26.

5. Магденко В. Что мешает иностранным инвесторам в России? // Инвестиции в России. - М., № 2, 2006

6. Россия в цифрах. 2008: Крат. стат. сб. / Россия - М. 2008.

7. Уринсон Я. “О мерах по оживлению инвестиционного процесса в России” М., Ж. “Вопросы экономики”, №1, 2005

8. http://www.gks.ru

9. http://www.raexpert.ru рейтинговое агентство“Эксперт РА”

10. http://www.b2russia.ru интернет портал об инвестициях

11. http://www.globfin.ru новости мировой экономики, финансы и инвестиции





double arrow
Сейчас читают про: