Возникновение манихейства на Востоке

 

Одна из книг манихейского канона – "Кефалайя" – сообщает, что за время проповеднической деятельности Мани при Шапуре I и его преемнике, Ормузде I, были учреждены манихейские общины в Туране (правителя которого Мани лично склонил в свою веру) и некоторых его вассальных княжествах; в Месене, где правил брат Шапура I, Михршах (тоже принявший новое учение); в Александрии (благодаря миссии Паттиция); в Гульване (важном торговом пункте на тракте из Вавилона в Экбатаны); в различных областях Парфии, Марва, несторианском Киркуке (Ассирия) и других городах и княжествах, названий которых источники не сохранили[4].

Инициаторами гонений на Мани и его последователей выступили зороастрийские маги, которым не нравились клерикальные замашки новой религии и посягательство на их положение при дворе. Все это привело к тому, что при новом шаханшахе Бахраме I, около 276-го года, Мани был вызван на религиозный "диспут", в результате которого с него живьем содрали кожу, сделали из нее чучело и вывесили на городских воротах.

Манихеи были изгнаны из Ктесифона и разбежались по всем близлежащим территориям. Манихейский "патриарх" Сиссиний, признанный после недолгой внутренней борьбы внутри секты, осел в забытом богами и властями Вавилоне. Часть манихеев бежала за Окс (Амударья) и там в V веке провозгласила свою автономию от вавилонского патриарха; автономия эта держалась вплоть до VIII века, когда манихейские общины Средней Азии признали верховную власть Вавилона.

В Эран-шахре идеи Мани, правда, в несколько модифицированом виде, пережили "возрождение" во время правления шаханшаха Кавада (488-531). На этот раз религиозная "реформа" была связана с именем бывшего зороастрийского жреца, человека знатного происхождения, Маздака. Он обогатил учение Мани "социальной доктриной", которая вкратце звучит так: все разделить, особенно женщин. Популистские идеи обеспечили Маздаку (и стоявшему за ним Каваду, который сделал проповедника своим премьер-министром) поддержку люмпен-пролетариата против сепаратно настроенных аристократических родов, с которыми боролся шаханшах. Сорок лет, пока маздакизм был официальной религией Эран-шахра, прошли под знаком террора.

Всех несогласных с проповедуемой Маздаком уравниловкой уничтожали физически. Прекратить это удалось только в конце правления Кавада, когда его сын и наследник, будущий шаханшах Хосров I Ануширван, убедил отца перестать оказывать покровительство Маздаку и отдать его магам, которые в процессе очередного "диспута" доказали его теоретическую несостоятельность, повесив вверх ногами и подержав так до кровоизлияния в мозг. После чего были вырезаны и все последователи маздакизма.

После падения династии Сасанидов в VII в. н.э. новые правители – арабы-мусульмане – некоторое время не трогали манихейские общины, но с приходом к власти династии Абассидов гонения возобновились. Тем не менее, столица манихейского патриарха продолжала оставаться в Вавилонии (теперь уже в Багдаде) до X века, когда она была перенесена в Самарканд. После этого упоминания о манихеях навсегда исчезают из иранских источников.

В Китае манихейство появляется в конце VII века. В 732 году исповедание этой религии разрешается императорским указом, а в 863 – запрещается и преследуется вплоть до исчезновения ее в XIV веке. Несмотря на запреты, со времен династии Тан (618-907) манихейство пользовалось в Китае большой популярностью[5]. Во времена империи Сун (960-1279) эту доктрину (точнее, некоторые ее элементы) очень часто использовали лидеры многочисленных народных восстаний и заварушек. Пророк Мани у китайских последователей превратился в "Будду для бедных" – в отличие от традиционного "Будды для богатых". После прихода к власти династии Мин (1368-1644) манихейство было еще раз запрещено по смешной причине – из-за созвучия китайского названия этой религии – mingjiao – и названия династии, которая никак не хотела, чтобы ее ассоциировали с манихеями.

Из Китая же "религия света" приходит в Уйгурский каганат, где становится государственной. Каган Идигянь, которого китайский император попросил о помощи против повстанцев Ань Лушаня, во время своего пребывания в Китае в 758-759 гг. познакомился с некими манихейскими проповедниками, которые произвели на него большое впечатление. Возвращаясь домой, он пригласил четырех из них ехать вместе с ним[6].

В 766-767 году каган своим указом изгнал из государства проповедников-несториан; вслед за каганом манихейство приняла не только государственная верхушка, но и большая его часть. Новая религия, которая проповедовала отказ от мясной пищи, вынудила кочевников-уйгуров заняться выращиванием овощей, дабы не умереть с голоду. Таким образом в Уйгурии появились оседлые поселения, а столица каганата, Байбалык, стала похожа на настоящий город. Манихейские жрецы также создали уйгурскую письменность на основе согдийского письма. Однако, став государственной религией, манихейство проявило крайнюю нетерпимость к другим верованиям; несмотря на то, что сам Мани в своих проповедях считал и Будду, и Христа своими "коллегами", в Уйгурском каганате исповедание этих религий жестоко преследовалось наравне с шаманизмом, конфуцианством и даосизмом; все неманихейские святыни разрушались.

В 780 году манихейская община совершила открытый государственный переворот; власть оказалась фактически в руках манихейских "Избранных", которым по канону полагалось вообще-то только молиться. Террор против "неверующих" достиг своего апогея: как сообщают манихейские летописи, "по всей земле люди и живые существа, чистые и добрые, защищались, а злые – уничтожались".

Закончилось все это тем, что неподходящий в условиях степи хозяйственно-культурный тип привел к эрозии почвы, пыльным бурям и неурожаям, а крайняя религиозная нетерпимость настроила против уйгуров всех соседей. В середине IX века ослабевшее государство попеременно терзали киргизы и китайцы; уйгуров вырезали почти до последнего. Остатки некогда могущественного народа вынуждены были бежать со своих исконных территорий и отказаться от манихейства в пользу буддизма.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: