Ни правительство, ни ученые-экономисты, ни директора не имеют достоверной информации в виде реальных цен. Невозможен полноценный экономический рост в стране условных единиц

Второй крупный недостаток белорусской системы -- централизация принятия экономических решений. Коллективно рожденные, они приводят к коллективной безответственности, к невозможности возмещения убытков от провальных проектов.

А в это время соседние страны в полной мере используют ситуацию в свою пользу. Прибалтика стала финансово-банковским центром. Польша создала мебельное производство с торговым оборотом в 1,9 млрд. USD в год, заработала репутацию ведущей автомобильной державы Европы (до 800 тыс. автомобилей в год) и картофельной республики. Венгрия завалила континент зерном, вместе с Чехией перехватила выгодные контракты в сфере машиностроения. Эстонские и латвийские автотягачи обслуживают транспортные потоки с Запада на Россию и Украину. Мясные, колбасные и тушеночные потоки небелорусского происхождения кормят российские и украинские регионы. Венгры, чехи, поляки, прибалты создали индустрию туризма, отдыха и развлечений. Бюджеты их стран получают налоги. А что получает Беларусь? Если кардинально не поменять основные параметры экономической политики и не пересмотреть целевую модель, то о наших товарах вскоре даже на внутреннем рынке начнут забывать.

Нынешняя экономическая модель обеспечивает лишь постоянное падение уровня жизни, правовую беззащитность инвестора и производителя, социальную уязвимость потребителя.

 

О.МАНАЕВ, директор НИСЭПИ, профессор:

А население все-таки за рынок. Существует представление, что белорусское общество не готово к жизни в условиях рыночной экономики. И на этом строятся конкретные политические действия.

Данные социологических опросов, проведенных нашим институтом осенью 1997 и 1998 годов, свидетельствуют как раз об обратном. Так, рыночную экономику со значительным и незначительным госрегулированием предпочитали два года назад 69,7% опрошенных. Через год их стало больше -- уже 74,6%. Также подавляющее большинство граждан предпочитает широкий выбор товаров хорошего качества по свободным ценам: в 1997 году их было 83,9%, спустя год стало -- 87,1%. Больше половины опрошенных -- 56,7% считают, что государство не должно ограничивать доходы граждан. И лишь каждый пятый выступает за их ограничение державой. 45,5% участников опросов убеждены, что частная собственность более эффективна. Меньше -- 41,4% -- таковой назвали государственную собственность. 88,5% ответили отрицательно на вопрос о том, выросло ли их благосостояние в связи с ростом ВВП в Беларуси в 1997 году на 10% и в 1998 году -- на 12%.

Конечно, это не та готовность к жизни в рынке, что была у чешского, польского, литовского общества несколько лет назад, но очевидно, что уже сегодня значительная часть белорусского общества готова жить и работать в более жестких рыночных условиях. Эти настроения нужно, конечно же, учитывать политикам. На них может опираться правительство при проведении реформ.

 




double arrow
Сейчас читают про: