Театр эпохи эллинизма

 

 В эпоху эллинизма (VI-I вв. до н.э.) греческий театр классической поры претерпел существенные изменения, касающиеся и драматургии, и актерского исполнения, и архитектуры театрального здания. Эти изменения связаны с новыми историческими условиями.

В театре эллинистической эпохи по-прежнему ставятся комедии и трагедии. Но от трагедий IV в. до н.э. сохранились лишь небольшие фрагменты и, по-видимому, художественные достоинства эллинистической трагедии были невелики. Гораздо больше данных имеется для суждения о комедии, так как до дошли целиком одна пьеса и несколько отрывков из других пьес крупнейшего комедиографа того времени - Менандра.

Комедию эллинистической эпохи называют новой аттической (или новоаттической) комедией. Время ее расцвета - конец IV-III в. До н.э. В новой аттической комедии по-своему отразились изменения, происшедшие в общественно-политической жизни Греции к середине IV в. до н.э.На смену представлений о божественном миропорядке и вере в конечное торжество справедливости приходит убеждение во всемогуществе случая. Жизнь человека, его личное счастье, общественное положение-все зависит от воли случая. Случай определяет возникновение и решение конфликтов и в самой комедии, которая ставит своей задачей воспроизводить современную ей жизнь только в плане семейно-бытовых отношений. Большую роль в новой комедии играет мотив любви.

Авторы новой аттической комедии широко использовали психологическую теорию ученика Аристотеля Теофраста, согласно которой все свойства характера проявляются во внешности человека и в его поступках. Физиогномические описания Теофраста несомненно влияли и на оформление масок, помогавшим зрителям распознавать тот или иной персонаж.

Другой особенностью новой комедии бала ее гуманно-филантропическая направленность. В лучших произведениях проводились передовые идеи эллинистической философии. Несмотря на отсутствие политической тематики, в новой комедии получали отражения такие важные проблемы, как методы воспитания, отношение к женщине, к представителям различных сословий, к чужестранцам. Причем постоянно проповедовались более мягкие, более гуманные отношения между людьми.

 

8.АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО ТЕАТРА

 

Первоначально место для представлений устраивалось в Древней Греции крайне просто: хор со своими песнопениями и плясками выступал на круглой утрамбованной площадке — орхестре (от глагола орхеомай - “танцую”), вокруг которой и собирались зрители. Но по мере того как возрастало значение театрального искусства в общественной и культурной жизни Греции и по море усложнения драмы возникла необходимость в усовершенствованиях Холмистый ландшафт Греции подсказал наиболее рациональное устройство сценической площадки и зрительских мест: орхестра стала располагаться у подножия холма, а зрители размещались по его склону. Театральные сооружения не были само-стоятельными постройками, типа городского здания или храма. они как правило, входили в какой-нибудь, архитектурный ансамбль. Например, театр Диониса в Афинах (сооружен ок. 500 г до н э.) расположен на склепе Акрополя; театр в Эпидавре (сер. IV в. до н. э.) входил в ансамбль святилища бога-врачевателя Асклепия.

Все древнегреческие театры были открытыми и вмещали огромное количество зрителей. Афинский театр Диониса например, вмещал до 17 тысяч человек, театр в Эпидавре — до 10 тысяч.

В V в до н. э. в Греции сложился устойчивый тип театрального сооружения, характерный для всей эпохи античности. Театр имел три главные части: орхестру, театрон (места для зрителей, от глагола теаомай - “смотрю”) и скену (скенэ - “палатка”, позже — деревянное пли каменное строение). Все эти термины в латинизированной форме вошли в большинство европейских языков: театр, сцена, оркестр.

Размер театра определялся диаметром орхестры (от 11 до 30 м). Скена располагалась по касательной к окружности орхестры Передняя стена скены — проскений, имевший обычно вид колоннады, — изображал фасад храма или дворца. К скене примыкали два боковых строения, которые назывались параскенияли. Параскении служили местом для хранения декорации и другого театрального имущества; при необходимости параскении, как н проскений, могли изображать фасад жилища или храма и обыгрываться по ходу действия драмы.

Между сценой и местами для зрителей, занимавшими несколько более половины круга, находились проходы — пароды, через которые до начала спектакля в театр входили зрители, а затем вступали на орхестру хор и актеры, прибывшие - но ходу действия — “из города”, “из гавани”, “из чужой страны”. В V и IV вв. до н э греческие актеры играли па орхестре перед проскением.

Развитие древнегреческой драматургии потребовало применения декораций. В ранних трагедиях Эсхила декорации представляли собой массивные деревянные сооружения (гробница царя Дария в “Персах”, скала в “Прометее Прикованном”). При Софокле появились расписные декорации: между колоннами проскения устанавливались разрисованные доски или холсты (пинаки).

Сюжеты древнегреческих драм привели и к изобретению театральных механизмов, постановочной техники. Наиболее употребительными были эккиклема и эорема, или механэ. Первая представляла собой площадку на низких колесах, которая по хо­ду действия выдвигалась из центральной двери скены и показы­вала зрителям, что происходит или произошло внутри помещения.

Простота сценического оборудования была обусловлена отнюдь не слабым развитием античной техники. В театре класси­ческой поры внимание зрителей сосредоточивалось на развитии действия, на судьбе героев, а не на внешних эффектах.

Планировка греческого театра обеспечивала хорошую слыши­мость. Кроме того, в некоторых театрах для усиления звука среди зрительных мест размещались резонирующие сосуды. Занавеса в древнегреческом театре не было, хотя возможно, что в некоторых пьесах какие-то части проскения временно закрывались от зрите­лей.

 

9.АКТЕРЫ. ХОР. ЗРИТЕЛИ

По преданию, Феспид сам был единственным актером в своих трагедиях. Эсхил ввел второго актера — девтерагониста, а млад­ший современник Эсхила Софокл—третьего, тритагониста. При этом основные роли исполнял всегда первый актер — протагонист.

Благодаря тесной связи греческого театра с культом Диониса — а в эпоху расцвета греческой рабовладельческой демократии и со всей общественной жизнью Афин — актеры пользовались в Греции большим почетом и занимали высокое общественное по­ложение. Актером мог быть только свободнорожденный. Как и драматурги, актеры принимали в V—IV вв. до н. э. самое дея­тельное участие в общественной жизни полиса. Их избирали на высшие государственные должности в Афинах, отправляли в ка­честве послов в другие государства.

Победителями на драматических состязаниях вначале могли быть только хорег и драматург. Но со второй половины V в. до н.э. полноправными участниками театральных состязаний стали и актеры-протагонисты..

 Маска проникла в греческий театр. Вследствие исконной его связи с культом Диониса: жрец, изображавший божество, всегда выступал в маске. В театре классического периода маска уже не имела культового значения; зато она отвечала задаче греческого театра создавать крупные, обобщенные образы — или героические, возвышающиеся над действительностью, или карикатурно-ко-медийные. Необходимость в маске вызывалась и тем, что женские роли исполняли мужчины. Наконец, употребление маски обуслов­ливалось размерами греческого театра: без маски лица актеров были бы плохо видны зрителям дальних рядов.

Маски делались из дерева или полотна (в последнем случае полотно натягивалось на кар­кас, покрывалось гипсом и рас­крашивалось). Маска закрыва­ла не только лицо, по и всю го­лову, так что парик был укреп­лен на самой маске; к ней же в случае необходимости прикреп­лялась и борода. У трагической маски обычно делали выступ надо лбом (онкос), увеличивав­ший рост актера.

В древней комедии большая часть масок должна была вы­зывать смех, отсюда их карика­турный и гротесковый харак­тер.

 Кроме вымышленных персонажей, авторы древних комедий, как уже говорилось, вы­водили на сцену и своих современников. Маска в таких слу­чаях была обычно шаржиро­ванным портретом.

Костюм трагического акте­ра представлял собой несколь­ко видоизмененную пышную одежду, какую носили жрецы Диониса во время исполнения религиозных церемоний. Теат­ральный хитон (одежда из льняной ткани, в виде широкой рубашки) имел длинные рукава и спускался до пят. Плащи употреблялись в основ­ном двух видов: длинный, рас­полагавшийся вокруг тела складками (гиматий), и корот­кий, с застежкой на плече (хла­мида). Отдельные персонажи носили особую одежду, напри­мер, царь — длинный плащ пур­пурного цвета, царица — белый плащ с пурпурной каймой. На театральных хитонах и плащах были вышиты цветы, пальмы, спирали, арабески, а также фи­гуры людей и животных (например, лошадей, собак). Та­кой расшитый костюм изобра­жается па одной из ваз I в. до н. э., которую называют “вазой Андромеды” (по мифу, дочь царя Эдипа, отданная в жертву морскому чудовищу, но спасенная героем Персеем).

Обувь трагического актера называлась котурнами. В жизни так называли башмаки с высокими голенищами. Сценические же котурны имели толстые, состоящие из нескольких слоев подош­вы, благодаря чему увеличивался рост актера. Чтобы придать сво­ей фигуре большую величественность, трагический актер укреп­лял под одеждой специальные подкладки или небольшие подуш­ки, что помогало ему—в котурнах и в парике с онкосом—сохра­нять естественные пропорции тела.

В комедии употребление подушек и подкладок, наоборот, вы­зывалось стремлением нарушить нормальные пропорции человеческого тела и тем самым вызвать смех зрителей. До нас дошло много статуэток, изображающих актеров древнегреческой коме­дии. У маски вытаращены глаза, безобразный нос, широко откры­тый рот; живот и зад увеличены с помощью подложенных поду­шек.

Трагический хор насчитывал сначала 12 человек, затем состав его был увеличен до 15. В комедии хор всегда состоял из 24 че­ловек. Участники хора назывались хоревтами, предводитель хо­ра — корифеем. При выходе на орхестру впереди хора шел флей­тист, который останавливался на ступенях алтаря, расположенно­го в центре орхестры.

В трагедии хор.обычно изображал людей, близких главному герою. Так, в “Прометее Прикованном” Эсхила хор составляют Океаниды — дочери Океана, сочувствующие страданиям Прометея и готовые разделить его судьбу. Комический хор мог изобра­жать не только людей, по и животных и различных мифологиче­ских, сказочных существ. Например, в комедии Аристофана “Облака” хор состоит из “облаков”.

Театральные представления, как мы уже знаем, происходили в дни всенародных праздников в честь Диониса. Все дела на это время приостанавливались, суды закрывались, должники осво­бождались от необходимости уплачивать долги в течение всех дней праздника; даже заключенных выпускали из тюрем, чтобы и они могли Припять участие в общем празднике. В театре бывали не только мужчины, но и женщины, дети. Даже слугам — домаш­ним рабам — разрешалось посещение театра. За вход взималась небольшая плата для покрытия расходов на содержание театраль­ной постройки.

При Перикле неимущим гражданам выдавались для посещения театра особые зрелищные деньги (теорикон).

Драматические представления в Афинах начинались на рас­свете и шли до самого вечера. Зрители ели и пили в самом театре. Все были одеты в праздничные одежды, с венками на голове. Праздник Великих Дионисий собирал огромное количество народа, причем это были це только афиняне и жители Аттики но и граждане других полисов, приезжавшие со всей Греции.

Порядок представления тетралогий и комедий соревнующихся поэтов определялся по жребию. Звук трубы возвещал о начало каждой пьесы.

Афинская публика была очень восприимчивой и непосредст­венной. Если пьеса нравилась, зрители выражали одобрение ап­лодисментами и криками. Если же пьеса не нравилась, зрители свистели, стучали ногами. Бывали и такие случаи, когда актеров прогоняли со сцены камнями или требовали прекратить пьесу и начинать новую. Можно сказать, что суждение парода имело су­щественное значение для успеха представления. (Правда, среди публики были иногда и подставные лица, говоря современным языком - клакеры. Так, комедиограф Филемон не раз с успехом использовал подставных лиц против своего противника Менандра).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Рождение театра в Афинах VI века до н. э. не представ­ляло собою события исторически изолированного. По времени оно совпало с целым рядом крутых и знаменательных исто­рических перемен. В истории античной Греции VIII—VI века до и. э. — века так называемого архаического периода — были временем крупнейших и значительнейших сдвигов во всех сферах жизни: экономической, политической и культурной. Греция меняет свое историческое лицо. Развивается горно­рудное дело. Изобретаются новые, более совершенные спо­собы литья и обработки металла, что закономерно сказы­вается на росте ремесла. Наблюдается прогресс в области строительной техники. Совершенствуется мореходство. Растет сельское хозяйство. Расширяются торговые связи.

Во всех передовых областях Греции города превращаются в крупные по масштабам того времени центры ремесла, тор­говли и культурной жизни. Возникает много новых городов, как путем слияния прежде обособленных расширяются границы эллинского мира, что способствует расширению кругозора и развитию научных знаний.

И все это происходит в обстановке ожесточенных социаль­ных столкновений. Рушатся вековые устои родового строя, перевороты следуют за переворотами, сокрушается господ­ство родовой аристократии, историческое преобладание ока­зывается на стороне демоса, формируется классовый рабо­владельческий строй.

Первые же крупные победы афинского демоса в его борь­бе с родовой аристократией были ознаменованы и рождением театра. Народные праздники стали праздниками государст­венными, и бытовавшие в народе испокон веков обрядовые игры из сел и афинских улиц были перенесены на сцену го­сударственного театра. Родилось и стало быстро набирать силы новое, в доподлинном смысле этого слова народное искусство. Оно было народным и потому, что всеми корнями уходило в народные верования, обычаи и обряды, а еще и потому, что период господства аристократии не наложил на него почти никакого отпечатка.

Исторические судьбы афинской демократии и театра и в дальнейшем оказались органически связанными. Расцвет де­мократического строя в Афинах был временем и высочайшего творческого подъема афинской драматургии и театра. Когда же для демократии наступили тяжелые времена, этот период оказался кризисным и для театра. Вместе вышли они на историческую арену, вместе достигли наивысшего подъема и вместе вступили в полосу упадка.

 

Список использованной литературы:

 

 

1.Учебник по истории средних веков. Из-во"Просвещение",Москва,1984 г

2.Большая Советская Энциклопедия. 2-ое издание, том 18

3. Г.Н. Бояджиева, А.Г. Образцова.История зарубежного театра". М.1981г

4.И.М.Тронский. История античной литературы. М.1988 г

5.www.ronl.ru


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: