Цели, задачи и направления бюджетно-налоговой политики на 2006-2010гг

Разработка бюджета на 2006-2010 гг. осуществляется на основе анализа итогов и динамики исполнения бюджета в 2001 — 2005 годах, основных парамет­ров прогноза социально-экономического развития республики на 2006-2010гг. и действующего налогово­го и бюджетного законодательства с учетом пред­лагаемых изменений и дополнений.

Основной целью бюджетно-налоговой политики на 2006-2010 гг. является дальнейшее обеспечение финансовой и социальной стабильности. Бюджетно-налоговая политика будет направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста на качественно новой, инновационной основе и структурной перестройке экономики в сторону увеличения наукоемких производств, а также повышения жизненного уровня населения.

В области налоговой политики в 2006-2010 гг. будет продолжена налоговая реформа, которая обеспечит снижение налоговой нагрузки, улучшение налогового администрирования и повышение рациональности, справедливости и стабильности налоговой системы. В этих целях будут реализованы следующие мероприятия:

- отмена мелких, неэффективных, а также оказывающих негативное влияние на экономическую деятельность субъектов хозяйствования налогов и сборов;

- выравнивание условий налогообложения для всех категорий плательщиков путем максимального сокращения существующих налоговых льгот и оптимизации налоговых ставок;

- совершенствование системы налогового администрирования, которая должна обеспечивать снижение уровня издержек, исполнение налогового законодательства, как для государства, так и для плательщиков;

- внесение корректив в определение налоговой базы по отдельным налогам, сборам (пошлинам) с целью уточнения их экономического содержания;

- сокращение числа контролирующих органов и количества плановых проверок;

- сокращение возможностей для уклонения от уплаты налогов.

Одним из приоритетных направлений налоговой реформы станет упрощение налоговой системы и снижение налогового бремени на экономику. Этот процесс будет сопровождаться мерами по существенному расширению базы налогообложения и увеличению фактической собираемости налогов и будет включать следующие мероприятия по реформированию налоговых платежей: завершение работы по отмене всех оборотных налогов и сборов, взимаемых с выручки от реализации товаров и услуг на республиканском и местных уровнях; снижение нагрузки на фонд заработной платы путем отказа от практики взимания чрезвычайного налога, оптимизации ставок и совершенствования механизма уплаты страховых взносов в Фонд социальной защиты населения и отчислений в государственный фонд содействия занятости; снижение и унификация таможенных пошлин.

Упрощение налоговой системы будет осуществляться прежде всего на основе сокращения числа налогов, сборов (пошлин), унификации налоговых баз и упрощения их исчисления по отдельным налогам, законодательного определения единого для всей республики порядка исчисления и уплаты местных налогов и сборов.

Формирование прозрачного и стабильного механизма налогообложения будет обеспечено в рамках разработки и принятия Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь. В результате налоговой реформы основу налоговой системы составят налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги на доходы и прибыль юридических и физических лиц, имущественные налоги, таможенные пошлины. Повысится фискальное значение налогов, связанных с использованием природных ресурсов и защитой экологической среды.

Бюджетная политика 2006-2010 гг. при сохранении высокого уровня социальных расходов будет направлена на оптимизацию государственных обязательств, повышение эффективности и результативности бюджетных расходов на основе совершенствования форм и процедур их финансирования. Основные направления работы по созданию эффективной системы управления государственными финансами:

- совершенствование межбюджетных отношений и организаций бюджетного процесса на основе разработки и принятия Бюджетного кодекса Республики Беларусь;

- расширение сферы охвата системой государственного казначейства объема финансовых операций государственного сектора;

- оптимизацию состава распорядителей бюджетных средств исходя из выполнения ими государственных функций и исключения дублирования этих функций, эффективного использования бюджетных средств;

- реализацию принципа общего (совокупного) покрытия расходов, означающего, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Продолжится работа по повышению эффективности использования бюджетных средств. Главными задачами в этой области будут постепенный переход к программно-целевым методам бюджетного планирования, обеспечивающим прямую взаимосвязь выделяемых бюджетных ресурсов с достижением конкретных результатов деятельности государственных органов и бюджетных организаций, а также переход к среднесрочному бюджетному планированию, что позволит повысить качество принимаемых решений о государственных расходах и предсказуемость структуры бюджетных расходов. Основным приоритетом бюджетных расходов на перспективу будут оставаться расходы на социальную сферу.

Основные цели реформирования межбюджетных отношений на среднесрочную перспективу:

- упорядочение и закрепление доходных источников, расходных полномочий за каждым уровнем бюджетной системы Республики Беларусь на долгосрочной основе, взаимосвязь и соответствие между ними;

- обеспечение равного доступа к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям граждан независимо от места их проживания;

- создание долгосрочных стимулов для местных органов власти по поддержанию конкурентной среды, созданию благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, способствующих экономическому росту региона и расширению налогооблагаемой базы.

Одним из направлений бюджетной политики будет обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней и удержание уровня дефицита республиканского бюджета на уровне, не превышающем 1,5% к ВВП.

В 2006-2010 гг. будет проводиться активная долговая политика в рамках создания механизма мониторинга и управления государственного долга с целью минимизации рисков и ограничения прироста государственного долга параметрами экономической безопасности страны, в т.ч. сокращения рисков, связанных с обязательствами бюджета по гарантированному долгу. Эффективное управление государственным долгом с учетом достигнутого уровня стоимости государственного заимствования и структуры используемых финансовых инструментов, оптимизации консультационных, административных и операционных расходов по инвестиционным проектам будет обеспечиваться за счет государственных внешних займов. [5, с.4]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итог, хотелось бы особенно отметить, что в любом случае государство, имея возможность применять все элементы финансовой политики, обладает мощнейшим инструментом, позволяющим весьма эффективно бороться с любыми трудностями, которые бы не постигли экономику. Важно лишь со знанием дела использовать имеющиеся средства, последовательно и правильно продвигаться по пути укрепления экономики и возрождения государства.

В любой стране, при любой общественно-политической и социально-экономической системе экономика в той или иной степени регулируется государством в лице государственных органов. Правильное построение фискальной политики - верный путь высокого развития и обогащения любого государства

На основании данной курсовой работы можно сделать следующие выводы:

1. По поводу финансов возникают экономические отношения, которые государство может использовать в проводимых фискальных мероприятиях. Фискальная политика является одним из основных инструментов макроэкономического регулирования.

2. Фискальная политика в зависимости от механизмов ее регулирования на изменение экономической ситуации делится на дискреционную и автоматическую фискальную политику (политику встроенных стабилизаторов).

3. Наиболее значительными инструментами фискального воздействия являются налоги и государственные закупки. В периоды спада производства необходимо увеличивать государственные расходы, снижать налоги или делать и то и другое, т.е. проводить стимулирующую (экспансионистскую) политику. В целях снижения темпов инфляции реализуют сдерживающую (рестрикционистскую) фискальную политику. Она заключается в сокращении государственных расходов, увеличении налогов или в сочетании тех и других мер.

4. Налоговая система любой страны эффективна в том случае, если сформирована на общих методологических подходах, учитывающих платежеспособность населения, налоговые льготы для стратегических целей экономики, равномерное распределение налогов по субъектам хозяйствования, оптимальность налогового бремени и др.

5. Государственный бюджет – смета доходов и расходов государства на определенный период, чаще всего на год, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений расходования средств. Бюджет имеет доходную и расходную части, которые в планируемой перспективе должны быть сбалансированы.

Изучение источников формирования государственного бюджета, а также факторов, влекущих за собой дефицит бюджета, является одной из важнейших задач ряда государственных институтов и экономической теории в целом.

6. Роль бюджета в национальной экономике значительна. Он является частью финансов страны, которую контролирует государство, поэтому с помощью бюджета государство способно вмешиваться в рыночные механизмы. Во-вторых, бюджет является способом аккумуляции денежных средств для решения крупных, глобальных экономических проблем. В-третьих, наличие бюджета позволяет решать сложные социальные проблемы (бедности, безработицы, голода, грамотности, здоровья нации и др.).

7. Изменения в бюджетно-налоговой сфере и бюджетно-налоговая политика играют ключевую роль в хозяйственном развитии страны и проведении эффективной экономической политики.

Посредством структурных реформ налоговой и бюджетной систем в Республике Беларусь реализуются следующие основные задачи:

• Финансовое обеспечение выполнения государством своих функций и обязательств;

• Поддержание финансовой стабильности в стране;

• Снижение негативных последствий налогов, неэффективных государственных расходов и долговых обязательств для поступательного социально-экономического развития;

• Обеспечение финансовой целостности государства.

8. За 2001-2007 годы достигнуто значительное продвижение в построении бюджетной системы в Республике Беларусь, отвечающей современным требованиям. Фактически, она прошла трансформацию от административно-командных механизмов перераспределения всех общественных ресурсов до сочетания построенной на рыночных принципах налоговой системы и бюджетных расходов, обеспечивающих главным образом функционирование государственной системы социальной защиты, бюджетных организаций и государственного сектора экономики.

9. Бюджетная политика в 2001 - 2005 гг. была направлена на инвестирование бюджетных средств в формирование конкурентоспособной структуры национальной экономики, реализацию социально-экономических приоритетов и государственных программ, проведение активной социальной политики при одновременном ужесточении контроля за целевым исполнением запланированных расходов.

В 2001 - 2005 гг. постепенно сократилось субсидирования из бюджета таких отраслей, как транспорт, строительство, жилищно-коммунальное и сельское хозяйство, энергетика и газоснабжение.

Помимо вышеуказанного в течение 2001 - 2005 гг. были осуществлены следующие крупные преобразования в налоговой сфере. Например, снижены ставки налога на прибыль с 30 до 24%, единого налога с производителей сельскохозяйственной продукции с 5 до 2% (с 2002 г.), налога на добавленную стоимость с 20 до 18% (с 2003 г.);

10. Основной целью бюджетно-налоговой политики на 2006-2010 гг. является дальнейшее обеспечение финансовой и социальной стабильности. Бюджетно-налоговая политика будет направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста на качественно новой, инновационной основе и структурной перестройке экономики в сторону увеличения наукоемких производств, а также повышения жизненного уровня населения.

В 2006-2010 гг. будет проводиться активная долговая политикав рамках создания механизма мониторинга и управления государственного долга с целью минимизации рисков и ограничения прироста государственного долга параметрами экономической безопасности страны, в т.ч. сокращения рисков, связанных с обязательствами бюджета по гарантированному долгу.

В итоге своей работы можно сделать вывод, что проблема госбюджета, независимо от места и времени, будет оставаться актуальной, так как именно грамотно сформированная и последовательно проводимая бюджетно-налоговая политика, как правило, характеризуется достижением макроэкономической стабильности, сбалансированностью государственных финансов и ведет к стабильному, уравновешенному и процветающему образу жизни всех субъектов государства.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: