Особенности экономического развития НИС Восточной и Юго-Восточной Азии

Характеризуя модель развития азиатских НИС, прежде всего стоит отметить культурные особенности восточноазиатских стран. Именно благодаря своеобразной восточной культуре и менталитету им удалось достичь таких успехов в своем развитии. Общими чертами менталитета народов этого региона (японцев, корейцев, китайцев), в частности, являются:

· уважение и беспрекословное подчинение властям;

· высокий уровень образовательных стандартов (по оценкам международных организаций интеллектуальный уровень моло­дежи выше всего в Сингапуре, Южной Корее, Японии и Гон­конге);

· большое усердие и трудолюбие;

· командный дух и чувство локтя (уже известный нам сюивизм);

· тесные семейные узы (так называемое кумовство).

Большое значение для развития восточноазиатских стран имел опыт Японии, которой в кратчайшие сроки удалось добиться пос­левоенного возрождения экономики. Японское «экономическое чудо» стало для стран ЮВА эталоном развития, практически все государства региона пошли по японскому пути преобразований. Первыми начинали страны-«драконы», с интервалом примерно в двадцать—тридцать лет к ним присоединились «тигры».

В 1950-е гг. в странах региона было в наличии только отста­лое сельское хозяйство, практически не существовало промыш­ленности. Из ресурсов точно так же, как и у Японии, имелась только дешевая многочисленная рабочая сила. Реформа сельско­го хозяйства стала предпосылкой для индустриализации. Проис­ходила конфискация крупных землевладений, раздел земли, вы­свобождение рабочих рук.

Базой индустриализации стало первоначально крайне отста­лое текстильное производство. Страны региона экспортировали на мировой рынок дешевую низкокачественную продукцию (одежду, обувь и т. п.). За счет невысоких цен, привлекательного внешнего вида (упаковки), широкого ассортимента товаров им удалось найти свою нишу на мировом рынке. Экспортная вы­ручка направлялась на модернизацию производства и, как в Япо­нии, на развитие новых секторов экономики.

Большую роль в экономическом развитии стран Восточной Азии сыграло государство. Экономическая стратегия правитель­ства в послевоенный период мало чем отличалась от классиче­ского меркантилизма: стимулировался экспорт и достаточно же­стко ограничивался импорт. Политика протекционизма, вклю­чающая таможенные и административные барьеры на пути импорта, защищала национальных производителей от иностран­ных конкурентов. На внутреннем рынке действовала политика импортозамещения: местные потребители могли рассчитывать только на товары местного производства. Подобные ограниче­ния способствовали ускорению индустриализации, защите на­циональных производителей, стимулировали экспортное произ­водство.

Одновременно в экономику стран ЮВА активно привле­кался иностранный капитал. Осуществлялись инвестиции в но­вые производства, заимствовались передовые технологии. При­току зарубежного капитала способствовали низкая стоимость рабочей силы и благоприятный инвестиционный климат (госу­дарство гарантировало зарубежным инвесторам сохранность и приумножение их капиталов). На базе привлечения иностран­ного капитала и технологий в регионе появилось конкуренто­способное производство.

Очень важную роль на первом этапе развития сыграла поли­тика импортозамещения:

• высокие таможенные пошлины защищали местных произ­водителей от качественной продукции западных конкурентов;

• относительно недорогие товары местного производства быстро насытили внутренний рынок;

иностранная валюта, полученная от экспорта, тратилась не на импорт товаров потребительского назначения, а шла на за­купки самого передового оборудования и технологий, что под­держивало процесс индустриализации.

В ходе индустриализации стратегию экономического разви­тия, приоритетные отрасли национального хозяйства, методы стимулирования экспорта и защиты местных производителей от иностранных конкурентов — все это определяло государство. Успехи развития стран Юго-Восточной Азии объясняются про­думанностью действий их правительств, правильным выбором приоритетных отраслей экономики, быстрой реакцией на конъ­юнктуру мирового рынка. Несмотря на полномасштабное вме­шательство государства в экономику, все ключевые решения принимались в зависимости от потребностей и состояния рын­ка, на основании рыночных законов. Гибкое сочетание поли­тики протекционизма с ориентацией местных производителей на внешние рынки дало для стран региона великолепные ре­зультаты.

Приоритеты промышленной политики государства постоян­но менялись. Активная государственная поддержка и финанси­рование предоставлялись новым прогрессивным отраслям, по­лучавшим режим временной монополии. Более нейтральная по­литика проводилась по отношению к достаточно развитым отраслям, которые получали от государства различные льготы и преференции для поддержания своего существования. Подоб­ным образом государство само создавало и ликвидировало сти­мулы для экономического развития. Гибкость такой государ­ственной политики содействовала развитию экономики, но од­новременно приводила к сращиванию предпринимательской элиты с государственным аппаратом и образованию по сути дела олигархического, кланового капитализма. В конце 1990-х гг. именно эта клановость не позволила государству вовремя отреа­гировать на первые симптомы кризиса.

Важной составляющей государственной экономической стра­тегии была валютная политика. Власти препятствовали повыше­нию курса национальных валют, избегали его резких колебаний. Увеличение курса валют по мере наращивания экспорта и роста конкурентоспособности национальных товаров государство ком­пенсировало субсидиями для экспортеров, что продолжало де­лать экспорт выгодным. Государство осуществляло контроль за притоком иностранного капитала: привлекался только долгосроч­ный капитал, прямые инвестиции. Отказ от такой политики в 1990-е гг. стал одной из причин кризиса в регионе.

Приоритетами промышленной политики государства в странах Юго-Восточной Азии в разные периоды времени были сле­дующие отрасли:

· 1950-е гг.: текстильное и стекольное производство;

· 1960-е гг.: производство цемента, минеральных удобрений,переработка нефти, сталелитейная промышленность, производ­ство синтетических тканей;

· 1970-е гг. (после мировых кризисов): судостроение, произ­водство инвестиционных товаров и предметов длительного пользования (оборудование, автомобили и т. п.);

· 1980-е гг.: электротехническая и электронная промышленность, телекоммуникации, информатика;

· 1990-е гг.: производство новых материалов и технологий, аэрокосмическая промышленность.

Важным элементом поддержки привилегированных отраслей и предприятий был их льготный доступ к кредитам под доста­точно низкие проценты. Таким образом, была решена проблема нехватки капитала для поддержания стабильно высоких темпов роста экономики. В свою очередь это стимулировало создание огромных компаний-конгломератов, которые специализирова­лись сразу в нескольких несмежных отраслях. Кроме того, все шире открывался доступ местных компаний под гарантии пра­вительства к зарубежным кредитам, что создавало предпосылки для кризиса 1990-х гг.

По мере укрепления национальной промышленности в стра­нах Юго-Восточной Азии роль государства в экономике начала снижаться. Государство снизило таможенные пошлины, отме­нило нетарифные ограничения во внешней торговле. Если ранее для некоторых стран региона была характерна диктатура или жесткая мужская демократия, то теперь приходит пора демокра­тизации всего общества. Прежние диктаторы сменяются новыми демократически настроенными лидерами, начинают вспыхивать скандалы о коррупции в государственном аппарате. Свою роль сыграла и тенденция к неоконсерватизму в развитых странах мира в 1980-х — начале 1990-х гг.  Государство в азиатских НИС отка­зывалось от прямого вмешательства в экономику и все чаще при­меняло косвенные методы регулирования. Однако либерализа­ция некоторых секторов экономики при отсутствии либерализа­ции всей экономической системы была преждевременной. В частности, отход правительства от контроля за финансовыми рынками и банковской системой, использование методов моне­таризма в кредитно-денежной сфере (фиксированный валютный курс и регулирование уровня процентной ставки для увеличения притока иностранного капитала в экономику), рост спекуляций в сфере недвижимости и на финансовых рынках закладывали мину замедленного действия под финансовую систему стран Во­сточной и Юго-Восточной Азии.

Современной особенностью стран региона является то, что их прежняя модель развития, в основе которой лежала экспорт­ная ориентация экономики, уже во многом себя изжила. Рост квалификации рабочей силы, увеличение уровня заработной пла­ты делают их товары все менее и менее конкурентоспособными на мировых рынках. Перенакопление капитала заставляет заду­маться над продолжением роста, в основе которого лежат инве­стиции. Пределы экстенсивного роста на базе вовлечения новых ресурсов уже пройдены. Крупные компании-конгломераты с широко диверсифицированной деятельностью начали испыты­вать серьезные трудности. Открытость экономики обернулась проблемой расчетов по внешним долгам в условиях снижения экспортного потенциала. Стала очевидной необходимость пере­стройки национальной экономики на основе рыночных прин­ципов хозяйствования. Кумовство и клановый капитализм обер­нулись коррупцией и неэффективностью принятия решений на государственном уровне.

Выходом из сложившейся ситуации может быть модерниза­ция экономики и переход на новый уровень развития, в основе которого должны лежать новые технологии, наукоемкое и нема­териальное производство. Потенциал у НИС в этом плане не­плохой. Наукоемкость их производственной базы постоянно по­вышается, квалифицированных кадров вполне достаточно, по мере роста доходов населения сложился емкий внутренний ры­нок. Скорее всего, теперь страны-«драконы» обратятся к нишевой специализации на мировом рынке на основе высоких техно­логий (примеры уже есть — изготовление компьютерной техни­ки в Тайване или производство деталей самолетов из новых конструкционных материалов в Южной Корее), а также станут активнее работать на своем внутреннем рынке. Растет и сектор услуг, включая производство информационных технологий, ту­ризм и финансы, что дает дополнительные шансы на долговре­менное развитие.

Проблемы могут возникнуть только от продолжающейся гло­бализации мировой экономики, глобализации, которая пока раз­вивается по американскому сценарию. Соответственно, США через международные организации стремятся навязать всем стра­нам мира свою модель развития. Странам Юго-Восточной Азии, сильнее всего пострадавшим от валютно-финансового кризиса и получающим кредиты и советы МВФ и Мирового Банка, труднее всего будет противостоять экономической идеологии США. Попав в финансовую зависимость от США после кризиса, им пришлось активнее использовать неолиберализм по-американски. В особенности это касается стран-«тигров».

Тем не менее, нельзя полностью сбрасывать со счетов ази­атскую модель развития, она нуждается только в серьезной мо­дернизации и исправлении самых очевидных своих ошибок. Не будем забывать и о том, что хотя мы называем азиатской мо­дель развития всех стран региона, на самом деле эта модель имеет различные свои варианты, характерные для каждой из стран Восточной и Юго-Восточной Азии. Так, Гонконг отлича­ется либеральным капитализмом, вполне соответствующим аме­риканским идеалам, а в Индонезии, напротив, сам уровень раз­вития пока еще не позволяет говорить о подлинно рыночной экономике. Не стоит сбрасывать со счетов и интеграционные тенденции в регионе, который в нынешнем веке вполне сможет стать достойным экономическим соперником и Европе, и Се­верной Америке.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: