Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС)

В 1989 г. 18 государств образовали форум Азиат­ско-Тихоокеанского сотрудничества (АТЭС):Сингапур, Гонконг, Тайвань, США, Канада, Китай, Япония, Австралия, Новая Зе­ландия, республика Корея и др. Основными целями этой интегральной группировки стало упразднение торговых препятствий;

1)во взаимной торговле;

2)при движении капитала.

АТЭС не является закрытым блоком. В ноябре 1998 г. на очередной конференции в столице Малай­зии Куала-Лумпуре в состав организации приняты еще три страны: Вьетнам, Перу, Россия.

АТЭС формально имеет консультативный статус, однако в рамках его рабочих органов определяются региональные правила ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, проводятся встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотрудничества в тех или иных областях.

Перспективы развития АТЭС и интеграционных процессов в рамках этой организации на ближайшие годы рассматриваются в трех вариантах.

Первый – развитие АТЭС будет проходить по сценарию, принятому на совещании в Багоре (1994 г., Индонезия). В соответствии с ним будет создана зона свободной торговли и либерализация инвестиционной сферы в 2020 г. (для промышленно развитых стран – до 2010 г.). Снижение таможенных тарифов будет происходить в соответствии с соглашениями, достигнутыми в рамках ГАТТ/ВТО.

Второй, как полагают специалисты, наиболее вероятный вариант, закрепит за АТЭС роль форума для обсуждения проблем торговли в регионе. В этом случае неизбежны споры по поводу хода выполнения уже имеющихся договоренностей, что приведет к ослаблению организации. В этих условиях повысится роль других интеграционных региональных группировок.

Третий вариант не исключает возобладания протекционистских настроений в США настроений в США и ЕС, что будет препятствовать быстрой либерализации мировой торговли и может ограничить рамки интеграционных процессов в АТЭС азиатскими странами.

Быстрый устойчивый экономический рост многих стран АТР способствовал формированию общего мнения о том, что центр мирового экономического развития сдвигается в сторону бассейна Тихого океана.

 

 

Заключение

К новоиндустриальным странам (НИС) относятся Южная Корея, Сингапур, Гонконг, Тайвань, за ними идут другие четыре — Таиланд, Малайзия, Индонезия, Китай.

Особенно выделяются первые четыре, которые называют «драконами».

Этим странам удалось в исторически короткие сроки преодолеть свою социально-экономическую слаборазвитость и в большей или в меньшей степени приблизиться к уровню развитых стран. Эти страны значительно отличаются друг от друга и по численности, и по структуре занятого населения, и по темпам развития и т.д. Население Тайваня, например, более чем в два раза меньше, чем Ю. Кореи, а Сингапура — в 2 раза, чем Гонконга. Сингапур уделяет большое внимание созданию привлекательного пакета условий для международных компаний. Ю. Корея, напротив, всеми силами старается держать иностранцев подальше от своей экономики, подкармливая субсидиями свои домашние компании.

Шестимиллионный Гонконг в 90-е гг. занял десятую строчку в списке крупнейших экспортеров мира, и хотя львиная доля принадлежит реэкспорту, это не меняет сути. Кроме Гонконга, из числа азиатских стран в десятке — лишь Япония. Что же лежит в основе этого феномена?

Один из самых крупных бизнесменов этого региона дает простое объяснение: мы экономические звери, пожалуй, самые жадные на земле и самое главное — дать человеку стимул работать.

Появление НИС представляет собой результат взаимодействия ряда факторов.

 Если иметь в виду экономический фактор, то это прежде всего приверженность этих стран к рынку и частной собственности. Им удалось заменить обращенную на решение внутренних проблем стратегию импортзамещения ориентированной на внешний мир стратегией поощрения экспорта.

В основе лежала форсированная индустриализация, начинавшаяся с перевода на машинную базу легкой промышленности, которая ориентировалась на производство потребительских товаров кратковременного пользования для внутреннего рынка.

Спустя некоторое время национальные промышленные структуры, наталкиваясь на проблему реализации на узких местных рынках, вынужденно переориентировались на внешние рынки.

Экспорт этих стран вдвое превышает экспорт Латинской Америки, хотя население последней в шесть раз больше. Во всех этих странах сохранилось сильное государство, роль которого велика не только в социальной сфере, но и в стимулировании экспорта. Удачная налоговая политика, способствовавшая росту инвестиций, а также отсутствие высоких финансовых барьеров для капиталовложений, как своих, так и зарубежных инвесторов. Большую роль в этом сыграли дешевизна рабочей силы и специфика воспроизводства капитала в регионе, активное участие местного китайского населения (китайской общины) в национальной экономике этих стран. Отличительной особенностью зарубежных китайских общин стало выдвижение китайского капитала в качестве постоянного элемента социально-экономической структуры стран Юго-Восточной Азии.

Решающее же значение в условиях нового этапа НТР, в условиях начавшейся в 90-е гг. структурной перестройки мирового хозяйства приобретает вопрос научно-технического потенциала, тенденция к интенсификации развития, саморазвитию на основе накопленного промышленного и научного потенциала. Интенсификация нивелирует различия между странами по территориальному и ресурсному критериям, отдавая приоритет научно-техническому фактору.

Пример названных стран говорит о развивающемся процессе региональной интеграции, что свидетельствует о новом качестве мирового хозяйства, когда возникает объективная необходимость сращивания экономических, научно-технических потенциалов, интеллектуальной мысли развитых стран для технологического прорыва.

Овладение высшими достижениями НТП дает странам более благоприятные шансы в конкурентной борьбе, которая переходит теперь в новые плоскости интеллектуальной соревновательное.

Новые индустриальные страны взялись за разработку альтернативных производств, ориентированных на экспорт. Появились электронная, пищевая, автомобильная и другие виды промышленности, развивая которые странам удалось довольно быстро, менее чем за десятилетие, потеснить позиции крупнейших капиталистических государств, являющихся производителями аналогичной промышленной продукции.

Из огромного числа новых технологий в НИС особенное внимание уделяется индустрии информатики. В начале 80-х гг. в четырех странах этого региона она практически не существовала, а уже в 1988 г. производство ЭВМ и их блоков в этих странах составило 7% мировой продукции данного сектора.

В середине 80-х гг. лидировал Тайвань. Многие сотни мелких и средних фирм, образующих индустрию информатики острова, очень быстро осваивают выпуск моделей микроЭВМ, совместимых с последними, лучшими изделиями американских фирм, но при этом фирмы Тайваня продают микроЭВМ по очень низкой цене.

В результате разных научно-технических возможностей в новой индустриальной зоне Азии наметилась дифференциация. Южная Корея и Тайвань сохраняют верность примату материального производства и, находясь на этом пути, близки к тому, чтобы вступить в ряды мирового технологического авангарда. Сингапур же, обладающий значительно более скромным научно-техническим потенциалом, предпочел уйти в непроизводственную сферу, о чем свидетельствует его усиливающаяся в последние годы специализация в качестве нового финансового центра региона.

В процессе изучения этих вопросов важное значение имеет применительно к данному региону и политический аспект. Форсированная капиталистическая модернизация в этих странах начиналась после того, как к власти приходил авторитарный режим и активно разворачивалась политика государственного капитализма, добиваясь максимального эффекта. КНР, Тайвань, Южная Корея и др. шли к эффективной экономике через авторитаризм, в отличие от Японии, достигнувшей преуспевания на пути развития демократии.

 Опыт НИС свидетельствует, что именно авторитарные режимы успешнее всего решают здесь вопросы экономической стабилизации и национального развития. Все без исключения новые индустриальные страны (Республика Корея, Тайвань и Сингапур), а также постепенно приближающиеся к ним по уровню экономического развития Малайзия, Таиланд и Индонезия эволюлионизировали по сходной, почти универсальной схеме.

Во всех них были разгромлены и запрещены коммунистические партии и другие леворадикальные движения и организации. Эти запреты были связаны с тем, что наличие широких маргинальных слоев создает благоприятную почву для распространения популистских и уравнительных идей. А они могут оказаться губительными для нарождающихся рыночных отношений, в результате которых должен появиться класс собственников.

Политическая стабильность и отсутствие стачек и забастовок повышают привлекательность этих государств в глазах иностранных инвесторов. По этим же причинам заметно ограничивается деятельность политических партий и даже парламентской оппозиции. Например, в процветающем Сингапуре долгие годы в парламенте был только один оппозиционный депутат. Однако недостаток политических свобод компенсируется предоставляемой населению возможностью проявить себя в сфере бизнеса -участия в крупных и мелких компаниях до уличной торговли. А управление экономикой и выработка концепции реформ поручаются профессионалам-технократам, многие из которых имеют зарубежное образование.

Азиатская модель развития имеет и многочисленные побочные эф­фекты.

Во-первых, она приводит к возникновению кланово-олигархического капитализма, который крайне неэффективен в со­временных условиях, когда требуется принимать быстрые и не­зависящие от кумовских уз решения.

 Во-вторых, экспортная ориентация экономики может завести в тупик при отсутствии спроса на внешнем рынке и узости внутреннего рынка, при мас­совом заимствовании иностранного капитала без должной отда­чи. Национальная экономическая, да и политическая стабиль­ность в таком случае становится слишком зависимой от действия внешних факторов. Скорее всего, азиатская модель развития эф­фективна только для ограниченного числа стран, которые уже осуществили на ее базе восхождение с низшей на высшую ста­дию развития. Массовое внедрение этой модели уже не сможет принести желаемых результатов.

 Азиатская модель оказалась не­способна адекватно реагировать на валютно-финансовые кризи­сы, которые она же сама и спровоцировала.

Полезными уроками азиатской модели являются: четкая стра­тегия поведения государства, курс на экономический рост и уве­личение благосостояния граждан за счет увеличения ВВП на душу населения, поэтапное развитие отраслей промышленности, тру­долюбие и настойчивость в получении позитивных результатов. В самом деле, настоящим чудом является то, как за каких-нибудь пятьдесят лет (всего за два поколения) страны-«драконы» превра­тились из отсталых аграрных экономик в одних из лидеров миро­вого научно-техническсого прогресса. Высокий уровень образова- тельных стандартов и государственная поддержка образования, на­уки и техники тоже может послужить неплохим примером.

Для России опыт НИС Юго-Восточной Азии может послужить хорошим уроком того, как можно в кратчайшие сроки построить развитую эконо­мику практически не располагая в начале пути никакими суще­ственными ресурсами, но имея четкую и последовательную стра­тегию движения вперед.

 

Литература

1. Страны и регионы мира 2003: Экономико-политический справочник/ под ред. А.С. Булатова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.

2. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. – М.: Юристь, 2002.

3. Погорлецкий А.И., Шеров –Игнатьев В.Г., Цыцарева А.Ю. Мировая экономика: Учеб. Пособие/под ред. С.Ф. Сутырина.-СПб.:Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2003.

4. П.В. Сергеев.«Мировая экономика. Вопросы и ответы» Москва, Юриспруденция, 1999

5. Татарников Е.А., Максимчук Л.В. Шпаргалка по мировой экономике. –М.: Аллель, 2007.

6. http://ru.wikipedia.org/wiki/Сингапур

 

7. http://ru.wikipedia.org/wiki/Тайвань


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: