Дети в гражданской войне

Введение.............................................................. 3

Глава I. Война и дети................................................... 5

§1.  Воюющие дети.....................................................   −

Глава II. Гражданская война............................................ 8

§2.  Дети в гражданской войне............................................ −

Глава III. По дорогам войны и мира..................................... 10

§3. Дети военной поры.................................................   −

§4. Дети в тылу........................................................  12

§5. На колхозном фронте................................................ 14

§6. Пионеры и школьники – с воинами....................................  15

§7. Только на фронт....................................................  16

§8. Пионеры партизаны.................................................  17

§9. Дети блокады. Сквозь стужу, голод и смерть.............................18

§10. Современники...................................................... 19

Глава IV. Мир или война?.............................................. 21 

§11. Дети  в локальных войнах современности.............................. −

§12. Современная война.................................................  22

Глава V. Беспризорники................................................ 23

§13. Беспризорники среди нас...........................................  −

§14. Проблема беспризорности детей в современном мире................... 26

§15. Решение проблемы беспризорности....................................28

Заключение..........................................................   29

Список литературы...................................................  30

Приложение.......................................................... 31

 

Введение

                                                                                                   Как это было! Как совпало -
                                                                                                   Война, беда, мечта и юность!
                                                                                                   И это всё в меня запало.

                                                                                                   И лишь потом во мне очнулось!

     Война... Как много говорит это слово. Война – страдание матерей, сотни погибших солдат, сотни сирот и семей без отцов, жуткие воспоминания людей. Да и нам, не видевшим войны, не до смеха.

Дети — будущее, а будущее — продолжение жизни. Казалось бы, общеизвестные истины, но и они забыты ныне. Те, чистые листы — наши дети, которые могли бы превратиться в прекрасную книгу летописания славной истории, жестоко запачканы. О них вытирают руки сильные мира сего. Детская беспризорность, алкоголизм и наркомания, переполненные детские дома, органы младенцев на продажу, мешок с клеем на голову, «ехидны», выкидывающие новорожденных в мусорные баки, рабовладельческие условия труда, не позволяющие рожать женщинам... Таково наше будущее?! Да как мы смеем еще надеяться на что-то, когда допускаем подобное перед будущим? 

Как они хотят жить! Как нежно и преданно они любят близких – матерей, отцов, братьев, сестёр! Как зримо встают перед ними картины счастливой довоенной жизни, годы доверия, общие мечты! Как отчётливо - хоть и мысленно – видят они будущую жизнь, в которой им не суждено жить. Как тонко, умно ощущают они связь своей единственной жизни и жизни народа, свою ответственность за общую жизнь и свой гражданский долг!     

Мир подвига неисчерпаем, и всё в нём связано крепчайшими нитями: прошлое и настоящее, настоящее и будущее. Об этом мы должны помнить. Есть волнения и восторг, к которым нельзя привыкнуть, которые не бывают ни серыми, ни будничными. И есть пути, которые не бывают проторенными – это пути подвига. Это поистине целый мир, в котором дан простор всем человеческим достоинствам: чести и честности, силе, мужеству, прекрасному чувству самопожертвования, чувству долга и справедливости.

Уже не раз из глубины веков доносились до нас голоса героев прошлого – со времени восстания Спартака (и много раньше) и до эпохи народовольцев, до Александра Ульянова. Нам дороги их голоса, мы чтим имена этих героев. Мы знаем, как велика была их вера в торжество справедливости, в лучшее будущее человечества.

Невозможно без волнения читать строки, в которых юноши и девушки, обречённые на смерть, учат выдержке и спокойствию отцов и матерей, стараются облегчить их страдания, приобщить их к высокому миру своих революционных идеалов. Они, совсем, юные пишут о том, что человек смертен всё дело в том, чтобы прожить жизнь достойно, честно, отдать её всю людям, народу, стране.

У подвига есть удивительное, счастливое свойство: он дарит особые часы, мысли и воспоминания человечеству, часы, которые с небывалой силой обнажают братство людей и преступную бессмысленность захватнических войн.

                                                                    

Цель нашей работы:

 

Показать место  и роль детей в мировых конфликтах XX в. и на современном этапе  с точки зрения их участия в этих страшных событиях, а также необратимого последствиях войн на их судьбах.

Задачи:

1. Выяснить роль детей в. Первой Мировой войне.

2. Изучить проблемы связанные с беспризорностью в период Гражданской войны.

3. Показать жизнь детей в преддверии Великой Отечественной Войны.

4. Рассмотреть жизнь детей в тылу.

5. Проанализировать ситуацию в блокадном Ленинграде.

6. Провести параллель между жизнью детей XX и XXI в.в.

7. Изучить причины и способы разрешения современных конфликтов.

8. Показать все трудности жизни беспризорных детей в наше время.

9. Рассмотреть возможные способы решения проблемы беспризорности на современном этапе.

Актуальность:

Мы считаем, что в наши дни тема войны и детей является наиболее актуальной. И так как мы сами дети, то мы не могли остаться равнодушными к этой проблеме. Мы думаем, что эта тема наиболее ярко отражает всю ситуацию, которая сложилась в нашем мире на сегодняшний день, и показывает какую роль в ней играют дети.

 

 

Глава I. «Война и дети»



Воюющие дети

 

«Русское юношество, без сомнения, отдало армии всю свою любовь... Сотни тысяч взрослых, здоровых больших людей не отозвались, не пошли... А русский мальчуган пошел в огонь за всех».

1 августа 1914 года, Германия объявила войну России. На следующий день в Петербурге толпы демонстрантов, люди разных чинов, званий, вышли на улицы с царскими портретами в руках. На дворцовой площади коленопреклонная толпа пела «Боже, царя храни». Патриотический подъем не миновал и детей. Газетные известия о геройских подвигах детей, тем или иным путем попавших на передовую, будоражили воображение оставшихся в тылу и потому вынужденных ходить в опостылевшие учебные классы. Книжки-копейки, брошюрки, газеты и журналы пестрели не только описанием боев, но и фотографиями их участников, еще недавно ходивших в школу, а теперь красовавшихся в новенькой армейской форме с Георгиями на груди. Равнодушно смотреть на это сверстники героев, конечно, не могли. Желание попасть на фронт заставляло бросать учебу не только русских ребят, но и английских, французских, бельгийских. Правда, в Англии и Франции власти сумели направить это движение в молодежные организации бойскаутов. Бойскауты охраняли в тылу железнодорожные вокзалы, водокачки, железнодорожные мосты, патрулировали участки железнодорожного полотна, но и там побеги на фронт не были единичным явлением. В Росси бойскаутское движение ещё только зарождалось и не могло организованно воздействовать на молодёжь, а патриотический подъём охватил буквально все учебные заведения страны.

Указ Николая II, разрешавший студентам вузов записываться добровольцами в армию, подтолкнул к активным действиям не только среднюю, но и начальную школу. На имя попечителей учебных округов обрушился поток заявлений от учащихся выпускных классов с просьбой о производстве ускоренных экзаменов, чтобы успеть попасть на позиции, пока не закончилась война. Заявления поступили от всех учащихся восьмого класса Либавской гимназии, от половины восьмиклассников Рижской гимназии, от 16 восьмиклассников Казанской гимназии[1]. Война, как ни странно, для многих гимназистов-второгодников решила проблему занятости. «Грубо говоря, — писал популярный писатель советской эпохи Валентин Катаев, — переросток, окончательно запутавшийся, понял, что для него есть только один выход. Обыкновенно в мирное время выгнанный гимназист поступал в юнкера. В военное время они ехали на фронт». В массовой пропагандистской литературе, да и в газетах того времени, можно было встретить утверждения о якобы подавляющем сочувствии родителей «боевым стремлениям своих детей»; взрослые якобы даже «всячески содействовали в этом».                                                                                             

На деле всё обстояло иначе, ибо какой же родитель стал бы содействовать отправке своего сына или дочери на явную смерть даже во имя высших интересов? Вновь процитируем Валентина Катаева: «Отцу было страшно подумать, что война может не пощадить меня, его мальчика. При одной этой мысли его глаза краснели от скупых слез, и он, скрывая их, протирал пенсне носовым платком». Воевали гимназисты и реалисты самоотверженно и храбро, но и потери их были весьма серьезными. По словам добровольца Савоского, из 300 мюльграбенцев к началу 1915 г. в строю осталось всего 140 человек.      Остальные были убиты или ранены. Их имена можно было встретить в списках погибших и раненых под Варшавой, Люблином, Ивангородом, Сандомиром, Гумбинненом и в Карпатах. Гимназист седьмого класса Виленской гимназии Мазур обратился к командующему 1-й русской армией П.К.Ренненкампфу с просьбой о зачислении на военную службу.                                        Командующий оставил мальчика при штабе. Талантливый гимназист внес усовершенствование в работу искрового телеграфа. Юный изобретатель погиб, наблюдая за разминированием водокачки в Инстенбурге[2].

Огненный ураган тяжелой германской артиллерии немилосердно терзал русские полки. Уже к концу 1915 г. кадровых офицеров на полк оставалось пять-шесть человек. Те из гимназистов и реалистов, кто уцелел в страшной мясорубке боев, вместе с солдатами и унтер-офицерами, кандидатами на замещение офицерских должностей, были отправлены в тыл для ускоренного обучения. Вся их переподготовка укладывалась в 4—6 месяцев — и снова в бой. Упоминавшийся уже историк Н.Н.Яковлев писал: «Зеленая молодежь, вчерашние гимназисты, реалисты, семинаристы с бездумной отвагой стремились подражать павшим или искалеченным старшим товарищам... Взводы, роты и даже батальоны вели безусые прапорщики и подпоручики, уже в 1915 году. Юноши в хаки вели толпы солдат в сплошную чёрную стену разрывов. Вытягивая мальчишечьи шеи, они что-то кричали, наверное, очень воинственное, слова не были слышны в грохоте и визге снарядов. Роты и батальоны безвозвратно исчезали в кромешном мраке смертоносной стены. Юные командиры как могли, организовывали контратаки. Они понаслышались, что в бой пристойно идти с сигарой во рту, с тупой шашкой, подозрительно смахивающей на театральный реквизит, если есть — в белых перчатках и только впереди нижних чинов»[3].

В тяжелые дни отступления русской армии, когда надламывалась психика уцелевших, когда невозможно было остановить отход под натиском технически превосходящего врага, только самопожертвование и личный пример командира могли заставить войска сражаться. Многие юноши, не обладавшие никаким опытом командования, тем не менее, сумели выполнить свой долг офицеров и унтер-офицеров. Они многого не умели, но были храбры и не жалели себя. На фронт рвалась и начальная школа. Дети в возрасте 9—13 лет стремились помочь старшим в защите отечества, причем проявляли удивительную настойчивость в достижении цели. Учащийся реального училища города Николаева Яков Шафринович, получив отказ на свое прошение местному воинскому начальнику, обратился прямо к верховному главнокомандующему, а когда и это не помогло — бежал на фронт. Малолетние добровольцы бежали из Петрограда, Москвы, Одессы, Екатеринбурга, Киева, Новгорода, Пскова и других городов. Бежали из деревень, с хуторов, из станиц. Побеги на фронт были как одиночными, так и групповыми. Сын жандармского ротмистра из Двинска гимназист Сосионков собрал группу из восьми учащихся разных классов и отправился с ними на войну[4]. Для родителей и железнодорожной жандармерии это массовое бегство стало настоящим бедствием. Только в Пскове станционные жандармы сняли с поездов, идущих на фронт, более 100 детей — и это только в сентябре 1914 г. Мотивацию поведения детей военного времени хорошо отобразил поэт Н.Агнивцев в стихотворении «Мальчик-доброволец»:

Ведь надо ж на подмогу —
Идти к своим? Иль — нет?
Ведь мне-то, слава Богу,
Уже двенадцать лет!..
На улицах Берлина
Вы встретите меня!..
На то ведь и — мужчина,
А не девчонка я!

 

Однако в местах формирования воинских эшелонов офицеры не желали брать на себя ответственность за судьбы маленьких защитников отечества. Павлу Гусарину офицер сказал: «Мал очень, а туда же лезешь». И прогнал от эшелона. Шестеро мальчиков-партизан (были и такие) из Псковской и Новгородской губерний пробрались в зону боевых действий 2-й русской армии генерала А.В.Самсонова. Руководил группой варшавский житель, конторский служащий А.Б.Матвиевский. Группа была вооружена всего тремя винтовками, но сумела сбить германский аэроплан, который совершил вынужденную посадку. Когда летчик отошел достаточно далеко, ребята забрали из кабины все документы и добавили летательному аппарату повреждений. На следующий день они вернулись к аэроплану и покатили его к ближайшей железнодорожной станции — в надежде погрузить на платформу и доставить в Варшаву, но поезда уже не ходили.
Сняв некоторые детали с самолета, ребята повернули назад. По дороге им встретился неприятельский разъезд. В завязавшейся перестрелке немецкие кирасиры, потеряв одного убитого, ускакали. Ребята сняли с кирасира обмундирование — и все трофеи доставили в Варшаву[5]. На боевых позициях свои обязанности маленькие добровольцы выполняли безукоризненно. В бою они подносили патроны стрелкам, сновали по ходам сообщения на фланги рот и передавали команды. Подобно легендарному Гаврошу, они ползали по полю под огнем противника и подбирали патроны. Вместе со всеми ходили в штыковые атаки, выносили раненых, гибли, попадали в плен. Кроме наград и ранений, война приносила ее участникам тяжелые психические травмы. Вот как описывал свое состояние во время артиллерийского обстрела вольноопределяющийся Пчелкин: «Снаряд за снарядом... Грохот... Химический запах... Сумбур в голове... И страх, страх... Даже не страх, а ужас... Непреодолимый, животный. Одна-единственная мысль острым гвоздем стоит в сознании: если немецкий снаряд прямым попаданием угодит в нашу землянку, то не то что убьет, а испепелит, превратит в ничто... Бьет лихорадка. Хочется убежать куда-нибудь в более надёжное место»[6]. По-разному сложились в дальнейшем судьбы юных защитников отечества. Революция и Гражданская война разъединили их. Вчерашние друзья и одноклассники стали непримиримыми врагами.

 

 

Глава II. «Гражданская война»









Дети в гражданской войне

«Много в поле тропинок, только правда одна». Правда оказалась на стороне красных в той далёкой Гражданской войне в России начала двадцатого века. Необходимым шагом, запускающим невидимый механизм гражданской войны является снятие запрета на убийство ближнего. К такого рода шагам относится демонстративное публичное пролитие крови – как властью, так и ее противниками любого рода. Убийство ближнего становится частью личного опыта всех, а у многих при этом в подсознание закладывается жажда мщения. В настоящее время наиболее распространенной исторической версией начала гражданской войны в России десятых-двадцатых годов является подход к ней как закономерному следствию революции. Обвиняются в войне, соответственно, большевики-революционеры, разрушившие старый государственный строй и ввергшие страну в хаос и разорение. Такой подход, белогвардейский по своему существу и происхождению, очень прост и вполне приемлем для пассивного потребителя казенной дезинформации. Однако следует отметить, что революциям, как и государственным переворотам, в истории далеко не всегда последуют гражданские войны (в качестве примеров можно привести и Июльскую революцию 1830 года во Франции, и исламскую революцию в Иране, и события на территории СССР и России в 1989-93 годах). Понятно, что обвинения в адрес революции имеют четкую политическую направленность на предотвращение новых революционных выступлений, а ангажированность властями нынешних “белых” историков не меньше вчерашней, когда их основным цветом был “красный”[7]. Развернувшаяся в перестроечных газетах и журналах эмоциональная антисталинская компания породила немало казусов. Главный среди них – укоренившееся среди либеральной интеллигенции неявное убеждение, что сталинская диктатура - трагедия, коснувшаяся по сути дела всей страны, имела своей причиной только лишь злую волю тирана Сталина и кучки его приближенных. Послушать наших журнальных антисталинистов, так получается, что многомиллионные массы простых советских людей либо были донельзя запуганы, либо ловко обмануты пропагандой, либо вообще по редкой глупости своей не догадывались, что происходит, а “злой гений” и его окружение, воспользовавшись этим, делали с народом и страной что им заблагорассудится. Однако не кажется ли вам, что такой взгляд на историю сильно отдает шаблонами третьеразрядных голливудских боевиков, где обязательно действует герой, для которого нет ничего невозможного, и бездействует безличная и почти что бессловесная толпа, выполняющая при нем роль фона. Действительность была, конечно, гораздо сложнее. Как мне представляется, сталинская диктатура, кроме всего прочего, стала возможной еще и потому, что в 30-е годы на историческую сцену в России вышло поколение людей, чьи либо детство, либо юность пришлись на гражданскую войну. Хаос, анархия и беззаконие, которых они навидались с юных лет, научили их ценить порядок, пускай и устанавливаемый “твердой рукой” государства, а иногда даже, как видим, и переоценивать его. В восемнадцатом году моей прабабушке было десять лет: ворвавшиеся в их деревню белогвардейцы на ее глазах расстреляли во дворе ее отца. Потом деревня переходила из рук в руки несколько раз. Когда, наконец, ее заняли “красные”, они собрали всех бывших “пособников контрреволюции”, вывели их за деревню, живьем закопали в землю и поставили караул, чтобы никто их не выкопал. Земля до вечера шевелилась, потом караул сняли. Воспоминания эти преследовали ее до глубокой старости, и уже в возрасте восьмидесяти лет она мне рассказывала об этом с глубоким волнением. После чего я понял, почему в 30-е годы страна почти без сопротивления приняла диктатуру Сталина.          Сопротивлялись разве что троцкисты, костяк которых образовывали именно ветераны гражданской войны и революционной борьбы, но в 30-е в стране большинство в стране стали составлять не они, а те, кто гражданскую застал ребенком или подростком. Для них же война была не веселым сабельным походом, в который бы их водила молодость, а чередой ужасов и страданий. Разумеется, все они честно старались разделить пропагандистские штампы о той войне, которые им навязывались с партийных трибун и через газеты, кино и радио, все они искренне считали, что жестокости, которых они некогда навидались собственными глазами, были оправданы накалом классовой борьбы, однако, говорят, детские впечатления чрезвычайно сильны. Поэтому они и закрывали глаза на многое, что тогда происходило в стране: просто они не хотели повторения всех “прелестей анархии”, бессознательные воспоминания о которых, таящиеся в глубинах их психики, так или иначе давали о себе знать. Ведь в самом деле, вряд ли можно согласиться с нынешними антисталинистами, которые утверждают, что все-де просто искусно были обмануты пропагандой. Лично мне не слишком верится в повальное поглупение целой страны, скорее мы тут сталкиваемся с тем случаем, когда уместны строчки поэта, написанные, правда, по другому поводу: “ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад”. Исходя из сказанного легко понять, как могло стать обычным явлением то, что теперь кажется нам чем-то из ряда вон выходящим. Ведь люди тогда могли многие годы проработать бок о бок с кем-нибудь на одном предприятие и даже в одной комнате, делиться с ним обедами, дружить семьями, а потом, когда их сослуживца вдруг арестовывали и объявляли, что это, мол, был умело скрывавший свое истинное лицо японский шпион, с легкостью верили в такую чушь. Конечно, у нас это в голове не укладывается, но ведь мы и родились и выросли в другое время, сформировавшее у нас соответственно другие взгляды на жизнь. Для людей, чье детство было травмировано гражданской войной, естественно ожидать такой тотальной подозрительности. Ведь они живо помнили то время, когда, действительно, каждый первый встречный, пускай даже он и выглядел добродушнее некуда, мог оказаться врагом, от которого запросто можно было получить пулю в упор[8]. Эта боязнь всех и каждого, подозрительность и недоверчивость, прокравшиеся в душу с ранних лет и усиленные пропагандистскими предупреждениями о коварстве внешнего и внутреннего врагов первого в мире государства рабочих и крестьян и выкидывали с людьми такие фокусы. И кто знает, может статься оптимистичные уверения сталинского официоза о братской любви всех и каждого в стране Советской, а также искреннее стремление людей того времени, действительно, стать такими – оборотная сторона их тайного комплекса подозрительности. Только после Великой Отечественной войны в СССР мало-помалу пошло на спад это безоглядное доверие к государству, которое так и не смогло уберечь своих граждан от кровавой национальной трагедии, хотя клятвенно заверяло, что если война и будет, то с малой кровью и на чужой территории. Вследствие этого и получают такую популярность анекдоты о генсеке и членах Политбюро – явление совершенно невозможное в сталинскую эпоху и не только потому что тогда за них можно было жестоко поплатиться – скорее, сама мысль о насмешках над советским государством показалась бы тогда кощунственной…                                                                                                                        

 

                          

 

Глава III. «По дорогам войны и мира»                                                                                                          §3. Дети военной поры

"Наши дети – героические, великолепные советские дети, с мужеством взрослых, с разумом взрослых борются теперь за Родину. В их крови горит любовь к свободе. И слово "Родина" для них – это не мертвое слово, а сама жизнь, само биение сердца, пламенный призыв, глубочайшая любовь".                                                                                                         

Война обрушилась на детей так же как, и на взрослых, - бомбами, голодом, холодом, разлуками. Но и в эти годы дети были первой заботой народа. Выживут они – выживет страна, её история, идеалы, будущее. О том, как вели себя дети в тяжелейших ситуациях, как боролись с врагом, трудились в тылу, о том, как соединялись семьи, о трудных поисках и удивительных встречах через десятки лет рассказывается в этой главе.   Дети войны, они не могли взять в руки оружие, чтобы защитить себя, братика, сестричку, верного песика Пирата, страну от врага. Они не понимали, почему мама прячет от них горстку крошечных лакомых кусочков — месячный паек сахара и выдает всего по одному в день, ведь так хочется сладенького. Они гибли под пулями, не понимая, почему должны умирать. Те, кто выжил, мерзли и голодали, мечтая, как о чуде, наесться досыта хотя бы черного хлебушка. Вместе с матерями они выходили в поле и вкупе с безотказными буренками впрягались в бороны, засевая поля. Как чуда, ждали писем с фронта и возвращения отцов с войны. Многие не дождались — война превратила их в сирот. Эти дети пережили смерть близких, голод, холод, страх. Страх того, что ты остался один на всем белом свете, страх того, что твоя жизнь может закончиться в любой момент, так и не начавшись.  Нельзя не упомянуть и о молодых героях Великой отечественной войны. Многие молодые люди шли на фронт прямо со школьной скамьи. А сколько известно случаев, когда 11-12-летние ребята становились разведчиками, сынами полка. Многие не жалели своей жизни ради победы, в которую свято верили. Хотя мне трудно представить весь ужас этой войны, но я надеюсь, что такое горе больше никогда не повторится. Сейчас, глядя на детей, становится страшно за детей, которых показывают в репортажах из горячих точек по телевизору. Эти детки не улыбаются, в глазах у них только горечь и боль. Тяжело осознавать, что многие из них не доживут даже до совершеннолетия. Эти дети не знают в жизни даже простых радостей. Они обделены материнской лаской, худые и измученные жизнью. Правильно говорят, что чужих детей не бывает. Пусть это сейчас не происходит в нашей стране, это не повториться в будущем. Не дай бог, конечно. Очень хочется надеяться, что когда-нибудь, пусть и не скоро, но люди забудут это странное слово война. Наверное, трудно не согласиться с мнением, что поколение детей, живших во время войны, само по себе уникально, потому как это маленькие взрослые, философы жизни, которые прошли лишения, невзгоды, смерть близких, но и маленькие радости, и счастье окончания войны. Дети, которые еще так недавно были ласковы, беспечны, простодушны, доверчивы, становились втянутыми по горло в войну и пылали недетскою ненавистью к бесчеловечным врагам. Я имею представление о детях войны, опираясь на рассказы моей бабушки. Я понял, что эти ребята обладали, пожалуй, лучшими человеческими качествами. Дети в наше время не отличаются большим рвением к учебе. Возможно, они не понимают, что стоит к чему-то стремиться, что родители не смогут обеспечивать их жизнь. Во время войны все было иначе. Дети вынуждены были сидеть с братишками и сестренками, готовить еду, ухаживать за животными, хлопотать по хозяйству, а нередко и работать на фабриках по 18 часов, чтобы хоть как-то помочь семье. В школу, конечно, ходить постоянно не удавалось, но дети рвались туда с огромной радостью. Учителей было мало, а условия - суровыми.

В школу со всего села сбегались дети разных возрастов и с упоением слушали учителя. Бумаги не было. дети писали карандашиками между строк газетной бумаги. Голод также сыграл огромную роль в воспитании в ребенке его собственных качеств. Это учило их щедрости, справедливости. Ребенок не стремился все лучшее взять себе. Когда немец дарил пряник, ребенок не прятал его, а бежал домой и сразу делил на всю огромную семью. Такие лишения учили ребенка быть честным. Дети были не избалованы, на их плечи легли взрослые проблемы. Они хотели быть полезными и нужными в порой нелегком взрослом труде. Дети войны не становились черствыми, просто они быстро повзрослели, но обладали неповторимыми качествами, которыми вряд ли может быть наделен подросток нашего времени. Я трепетно отношусь к тому, что происходило тогда с моими дедушкой и бабушкой. Так как понимаю, что это – образец мужественного ребенка, который вряд ли еще когда-то встретится в наше время. У партизан был девиз: "Бить врага его оружием". Буквально под носом фашистов подростки собирали патроны, гранаты, пистолеты, винтовки. Им приходилось прятать оружие, а затем тайком передавать его партизанам. Тяжела была работа детей тех лет: они дежурили на крышах, на призывных пунктах, разносили повестки военнообязанным, строили бомбоубежища, тушили зажигательные бомбы, рыли водоемы, засыпали чердаки... Старались сделать все, что могли, старались ни в чем не отстать от взрослых. Наряду с военной продукцией на фронт нескончаемым потоком шли посылки – подарки. В те времена все было по карточкам: и хлеб, и сахар, и одежда, и нитки. Людям самим было голодно, не спали. Сами ходили полураздетые, но на фронт отправляли собственные валенки, телогрейки. В каждом доме женщины вязали варежки и носки для чужих сыновей. Школьницы вышивали для фронтовиков кисеты, а мальчишки добывали каким-то образом махорку. Они были всюду. Они заменили отцов на заводах. Они делали автоматы, гранаты, мины. Они дежурили в госпиталях. Они в своих школьных мастерских клеили пакеты для подарков и посылок. Шили и вязали. Они, в конце концов, сами были защитниками своей Родины, как и их взрослые братья. сестры, отцы. Нередко отцы и сыновья становились в один строй.

 

 

Дети в тылу

Из утреннего сообщения Совинформбюро.

“Молодёжь одного из заводов, обязались выпустить ко Дню Красной Армии машины сверх плана. Бригады сборщиков, руководимые тт. Винокуровым и Нинуа, работали, не считаясь со временем. Свое обязательство молодёжь выполнила досрочно. Сейчас собирается третья боевая машина сверх плана”.

21 февраля 1942 г.

В 1941-1942 годы численность молодежи в оборонных предприятиях возросла. Если в 1940 году доля подростков на них составляло 6%, то в 1942 – 18%, а в наркомате тяжелой промышленности 24-49,4%. Многие из них в первые же дни войны выступили зачинателями патриотического движения. Работать на себя и товарища, ушедшего на фронт, выполнять в дни войны две нормы. 27 июня 1941 года “Правда” сообщала, что около 2 тыс. московских школьников пришли на промышленные предприятия, что бы заменить ушедших на фронт. В начале июля свыше 1,5 тыс. школьников Томска встали за станки вместо ушедших в действующую армию. В стране возникло и ширилось движение “Молодёжь - на производство!”. В это движение быстро включились старшеклассники. В декабре 1941 года школьники г. Горького взяли обязательства без отрыва от учёбы помогать предприятиям лёгкой промышленности в быстрейшем выполнении заказов фронта. После уроков они работали на швейных фабриках, в обувных мастерских, брали заказы на дом и изготовляли ложки, варежки, носки, шарфы, подшлемники, участвовали в пошиве обмундирования[9]. В те дни на заводе можно было видеть многих юношей и девушек, пришедших из московских школ. В телогрейках и стёганых ватных брюках, в больших не по размеру ботинках на толстой деревянной подошве стояли они на рабочих местах, некоторые на специальных подставках.

29 мая 1942 года ЦК ВЛКСМ обратился ко всем учащимся, пионерам укол с призывом: наравне с отцами и матерями, старшими сестрами и братьями работать для фронта. На этот призыв школьники ответили активным участием во всех патриотических движения, которыми были охвачены комсомольцы и молодёжь. Вот некоторые примеры. На Московском заводе “Каучук” бывшая семиклассница Аня Белкина пошла в самый вредный цех, быстро освоила специальность каландровщицы, и в том же году её назначили бригадиром комсомольско – молодёжной бригады. Бригада должна была за смену заготовить 5 т. резиновых смесей и тем самым обеспечивать работу других цехов. Ребята не только выполняли это задание, но и перевыполняли его, и в 1943 году за отличную стахановскую работу их бригада была награждена Почётной грамотой городского комитета комсомола, а в 1944 году – Почётной грамотой ЦК ВЛКСМ[10].

В годы войны не прекращались и занятия в школах. И как бы ни было трудно, особенно прифронтовых городах, зачастую в бомбоубежищах, в подвальных, в большинстве не отапливаемых помещениях, при керосиновых лампах школьники продолжали учёбу. Когда же занятия срывались бомбёжками, учителя давали занятия на дом, устраивали консультации, принимали зачёты по темам. Многие учащиеся находились в школах с 8 часов утра до 6 часов вечера. Несмотря на трудности, успеваемость в большинстве случаев была высокой. Во время каникул школьники участвовали в ремонте школ. Большую работу под руководством учителей-биологов школьники проводили на пришкольных участках. Например, в ряде школ Омска выращивали сахарную свеклу, которая там никогда не росла; в Перми вывели новый сорт огурцов и цветной капусты, семена которых передали в колхозы; в школе №9 Тулы школьники вывели более 50 новых сортов яблок, груш и вишен.

Значительный вклад в производство продукции для фронта внесли выпускники ремесленных училищ и школ ФЗО, в которых с июля 1942 по 1945 год различные производственные специальности получили более 2 млн. юношей и девушек. На один из заводов Свердловска в начале 1942 года пришло более 100 выпускников ремесленных училищ. 54 из них были объединены в одну бригаду во главе с мастером М. Бондиным. Ребята быстро освоили производство оборонных изделий и в том же году дали 1,5 тыс. т. проката. Бригаде было присвоено знание “Лучшая комсомольско – молодёжная смена” Свердловской области. Все ребята в этой бригаде были очень ответственные и целеустремлённые. Например, Вася Барановский, член бригады, которому исполнилось только 15 лет, приехал на “Уралмализавод” в числе эвакуированных с Украины, из ремесленного училища. Отец его ушёл в партизаны. Придя на завод, он сразу же включился в производство военной продукции.

 

В первые жни не всё ладилось, – вспоминал Барановский. – Ведь это было не училище, а огромный завод. В цехе работало много молодёжи. Я видел, что каждый рабочий день все старались не терять ни минуты. Это на меня накладывало огромную ответственность перед коллективом. Я понимал, что только такой труд может удовлетворить все нужды

фронта, и дал себе слово: работать так же, как и мои товарищи,

работать так, чтобы отец мог гордиться своим сыном ”[11].

 

 

 

 

 

На колхозном фронте

Из утреннего сообщения Совинформбюро.

“В одной из деревень Смоленской области школьники Серёжа Яковлев, Шура Буянов, Коля Чуриков, Ваня Самсуров, Коля Иванов и другие в октябре прошлого года подобрали на поле боя и спрятали от немцев 2 ротных миномёта, 200

винтовок, около 700 гранат, несколько сот снарядов и мин. Всё это оружие и боеприпасы сейчас, когда наши бойцы выбили гитлеровцев и села, ребята сдали нашим войскам”

4 апреля 1942 г.

Отдавая большую дань рабочему классу в обеспечении победы над немецко-фашистскими захватчиками, нельзя хотя бы кратко не рассказать об огромном вкладе в общую победу советского крестьянства. Несмотря на огромные трудности, которые пришлось преодолевать сельским труженикам, все годы войны фронт и тыл обеспечивались сельскохозяйственными продуктами и необходимым сырьём. А обстановка сложилась тяжелейшая уже в первые месяцы войны, значительная часть мужского населения деревни ушла в действующую армию, и в основном все работы приходилось выполнять женщинам. Поэтому рядом с дедами, матерями, старшими братьями и сёстрами трудились и самые юные граждане нашей страны – пионеры и школьники сёл и деревень. Их можно было видеть в поле и на животноводческой ферме, в обозе с хлебом и на заготовке кормов. Более 20 млн. ребят помогали взрослым и за годы войны выработали свыше 585 млн. трудодней. Многие из них в первые же дни войны активно включались в работу на полях и фермах. В каких только работах не участвовали сельские школьники! Они создавали посты по охране хлеба, проводили рейды проверок готовности в колхозах к полевым работам, собирали колосья, удобрения, срезали верхушки клубней картошки для посадки, ухаживали за молодняком на животноводческих фермах, за рабочими лошадьми, протравливали зерно, поверяли его на всхожесть, делали щиты для снегозадержания. Например, в 1942 году в 26 областях из собранных колосков было намолочено 8 млн. 683 тыс. пудов зерна. Когда же начинались обмолот зерновых и сдача хлеба государству, школьники принимали активное участие в “красных обозах”. Так в ноябре – декабре 1941 года в Алтайском крае они участвовали в 6 тыс. обозов, в Ярославской области в 1943 году в 1314 обозах и в 2314 транспортных бригадах. Большую помощь оказали школьники в сборе дикорастущих плодов и лекарственных растений. Только в 1941 – 1944 годах они собрали их 240784 т.

В годы войны трудовое крестьянство страны показали свою сплочённость и стремилось дать фронту и тылу всё, что только могло, чтобы помочь отстоять Родину, великие завоевания колхозного строя[12].

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: