Структура бюджетной системы РФ

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА -основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех бюджетов государства, взаимосвязанных между собой установленными законом отношениями. Бюджетная система страны основывается на политическом строе общества, экономической системе государства и его административно-территориальном делении. Социально-экономические и организационные принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов характеризует бюджетное устройство страны. Бюджетная система может состоять из двух или трех звеньев. В унитарных (единых) государствах имеются центральный и местные бюджеты; в федеративных существует также среднее звено — бюджеты членов федерации (например, в Российской Федерации - субъектов Федерации, в США - штатов, в ФРГ - зе-мель, в Швейцарии - кантонов и т. д.).

Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве совокупность всех бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, регулируемая нормами права Российской Федерации и ее субъектов. Бюджетная система РФ децентрализована: входящие в ее состав бюджеты самостоятельны: вертикаль исполнительной власти, предусмотренная Конституцией РФ, не распространена на бюджетную систему.

Бюджетный кодекс Российской Федерации регламентирует следующий перечень принципов построения и функционирования бюджетной системы Российской Федерации:

 

Принципы Основные положения
Единства Единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, введение бухгалтерского учета средств федерального бюджета, региональных бюджетов и местных бюджетов.
Разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ Закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, субъектов РФ, органами местного самоуправления.
Самостоятельности бюджетов Наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов, определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов, а также на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс.
Полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов Отражение в бюджете всех доходов и расходов, точного обоснования величины расходов, выявления возможностей дополнительного привлечения средств.
Общее покрытие расходов Все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов из источников финансирования его дефицита.
Достоверности бюджета Надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реальность расчета доходов и расходов бюджета.
Сбалансированности бюджета Объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать сумме доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита и т.д.

 

Гласности Обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полнота представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных органов государственной власти, органов местного самоуправления; обязательная открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного органа государственной власти, либо между законодательным и исполнительным органами государственной власти.
Эффективность и экономность использования бюджетных средств При составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств.
Адресности и целевого характера бюджетных средств Выделение бюджетных средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

 

Обобщая содержание принципов построения бюджетной системы можно сказать, что их реализация должна определяться необходимостью выполнения общегосударственных экономических и социальных программ, а также перераспределением финансовых ресурсов для выравнивания развития регионов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: