Процесс организации работы педагогов-воспитателей в ДОУ №351

Исследование эмоционального благополучия дошкольников

Краткая характеристика организации ДОУ № 351

 

 

Педагогический коллектив ДОУ № 351 города Волгограда стабильный: 90% педагогов работают в детском саду более пяти лет, из них 11 имеют высшую квалификационную категорию, 10 — первую, 9 — вторую.

Педагоги приняли и реализуют на практике идеи гуманистической педагогики, бережное отношение к индивидуальности каждого ребенка. Они рассматривают выполнение прав ребенка как должностную обязанность, а реализация их полностью зависит от уровня профессиональной квалификации педагога, личностных взглядов на эту проблему. В саду отсутствует физическое наказание, в группах нет отверженных детей.

Среда, окружающая детей в детском саду способствует разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы (как условия его дальнейшего успешного и гармоничного развития). Педагоги обеспечивают безопасность жизни детей, способствуют укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них. Создан звуковой дизайн, организовано прослушивание музыкальных произведений на соответствующих занятиях (марш для физкультурной зарядки, колыбельная при укладывании детей спать, другой музыкальный фон: шелест листьев, плеск моря, пение птиц и др.) Игрушки подобраны в соответствии с возрастными ограничениями.

Воспитателицелесообразно и эффективно использует средства обучения, дидактические материалы и оборудование в образовательном процессе.

Организатором всей работы является заведующая дошкольным учреждением.

Именно руководителю принадлежит важная роль в формировании правового мышления участников образовательного процесса, обеспечение коллектива нормативными документами федерального и регионального уровня. Руководитель координирует деятельность организаций, осуществляющих контроль за соблюдением прав детей. Это органы опеки и попечительства, здравоохранения, социальной защиты населения, муниципальные органы управления.

Педагог-главное действующее лицо всей работы. От его личной позиции, культуры и понимания вопроса зависит соблюдение прав детей в образовательном учреждении, а во многом и в семье.

Воспитатели 2 категорииактивноосуществляют коррекцию имеющейся среды развития ребенка. Воспитатель 1 категориитворчески участвует в преобразовании среды развития ребенка. Воспитатели высшей категории самостоятельно создают среду развития ребенка, в том числе среди них есть авторы пособий, игр, оригинальных средств обучения и воспитания. Стоит отметить высокий профессионализм педагогов: учитывая большой опыт работы, знание и учет в своей деятельности возрастных особенностей детей дошкольного возраста, индивидуальный подход к каждому ребенку, создание уютной обстановки, приближенной к домашней.

По результатам наблюдения было выявлено следующее: большинство детей получают удовольствие от общения друг с другом. Они способны подражать и выполнять словесные указания, предложения взрослых, свободно вступают в контакт, как с взрослыми, так и с детьми. Дети постоянно задают вопросы, интересуются всем происходящим вокруг них. Они способны сопереживать друг другу; если кто-нибудь плачет в группе, они все вместе подходят к нему, утешают и жалеют ребенка. Дети восприимчивы к эмоциональному состоянию другого человека, способны понимать, в каком настроении находятся их друзья или воспитатели. Им очень нравится, когда их хвалят или одобряют их поступки, действия.

Процесс организации работы педагогов-воспитателей в ДОУ №351

 

 

Очень важно правильно организовать работу в дошкольном учреждении. Первостепенным является необходимость формирования понимания проблемы и отношение к данному вопросу как членов педагогического коллектива, так и родителей.

Работа началась с тестирования воспитателей. Педагогам были предложены разные стартовые диагностические методики, цель которых выявить личностное понимание, осмысление, позицию педагогов по проблемам прав ребенка. Понятно, что формирование правового сознания у детей, реализация нормативно-правовых документов только силами детского сада невозможны. Это придется делать в тесном сотрудничестве родителей и педагогов, поэтому интересно было увидеть, какую цель ставит перед собой каждый член педагогического коллектива в отношении участия родителей в этой работе.

Из 20 опрошенных у 17 была выявлена положительная позиция воспитателя ­– установка на содружество, у 3-х же — отрицательная: «Я» - централизованная установка (хочу, чтобы родители делали то, что просят воспитатели, прислушивались к советам и просьбам).

Педагогам была предложена шкала самооценки личностных качеств (приложение 1) и педагогических умений и навыков в общении с родителями, которая позволила увидеть, что сами педагоги отмечают слабо развитые качества и умения, такие как: умение убеждать (6); стрессо-устойчивость и выдержку (9); саморегуляцию своих состояний, поведения (4); умение верно оценить свое общение с родителями, наметить пути преодоления трудностей и непонимания во взаимодействии с семьей. В то же время все отметили сильно развитые качества: гуманность, доброжелательность, отзывчивость, открытость.

В предложенном анализе особенностей собственного общения с родителями 97% ответили, что общаются постоянно, 3% — периодически, 77% указали на необходимость согласования воздействий, а лишь 18% — выделили общение с целью формирования особенностей семейного воспитания.

На вопрос, что способствует установлению контакта с родителями, большинство ответили — доброжелательность и уважение, а вот профессионализм отмечен только у 5% педагогов.

Таким образом, проведенная стартовая диагностика позволила увидеть понимание проблемы каждым педагогом, наметить пути решения задачи, использовать дифференцированный подход к каждому члену коллектива. Продумана программа работы по реализации прав ребенка на три года, и составлен план на каждый год.

На данном этапе работы использовали следующие формы мониторинга:

♦ опросник Басса-Дарки (приложение 2)

♦ анкета-тест «Хорошие ли Вы родители?» (приложение 3)

Опрошено 58 родителей. Выявлены следующие проблемы:

1. Неумение родителей контролировать свои эмоции в общении с ребенком - 88%,

2. Ориентировка в воспитании ребенка только на свой опыт и интуицию без учета советов и рекомендаций — 56%,

3. Авторитарность в воспитании — 58%,

4. Гиперопека как следствие тревожности родителей — 86%.

Параллельно с анкетированием среди родителей проводилась работа с детьми:

♦ по изучению эмоционального самочувствия ребенка в семье через беседы с ребенком (проводил психолог детского сада)

♦ по определению доминирующего стиля воспитания в семье (игра «Почта»)

♦  по выявлению социальных и эмоциональных проблем (по методике Скотта «Карта наблюдения Стотта» (приложение 4), адаптированная к дошкольникам). Здесь преследовалась цель привлечь внимание педагога к проблемам ребенка, т.к. проводил наблюдения педагог, обработка результатов проходила совместно с психологом.
 Таким образом, вся предварительная работа (анкетирование родителей, обработка и анализ полученных данных) подвела нас к следующему этапу — разработке системы мероприятий практической деятельности в 3-х направлениях: с кадрами, родителями и детьми.

Основная задача данного этапа работы с родителями - информирование о правах ребенка и просвещение, правовые документы по правам ребенка выступают здесь не только в качестве документа защиты детей, но и в виде «живого» материала в работе с родителями в процессе применения в повседневной жизни.

В детском саду был создан координационный совет, в состав которого вошли родители из каждой возрастной группы (подбирались наиболее заинтересованные, а также специалисты, имеющие юридическое образование), привлекли членов Попечительского Совета детского сада. Из педагогического коллектива в совет вошли воспитатели, интересующиеся данной проблемой, которые образовали свою творческую группу, а также специалисты детского сада: психолог, руководители театральной и изостудии, музыкальный руководитель.

Решили провести ярмарку идей «Как сделать родителей соучастниками и партнерами детей». В первую очередь, намечая какие-то мероприятия, шли от интересов родителей. Поэтому в план работы включены такие мероприятия, как диспут, круглый стол, устный журнал, конференция.

Устный журнал, посвященный воспитанию здорового образа жизни, с участием специалистов, а также детей в литературно — музыкальных композициях повысили активность и интерес наших родителей к этой проблеме, о чем свидетельствуют записи в журнале отзывов и предложений. Это позволило скорректировать работу с родителями: в частности, по их желанию планируется проведение дней «открытых дверей» по формированию здорового образа жизни, распространение опыта семейного воспитания.

В плане работы совместная деятельность детей и родителей:

а) оформление выставок:

♦ детского рисунка на темы: «Вот как я играю дома», «Моя семья»;

♦ плакатов под девизом: «Защитим наших детей от...», оформленных родителями и детьми;

б) совместные праздники: «Мы мужчины», «Мамин день»;

в) круглый стол: «Обсуждаем проблему образования»;

г)  выпуски стенгазет, рукописного журнала.

Подводя первоначальные итоги работы, следует отметить, что наиболее эффективными оказались тесты, опросники, беседы с детьми и родителями, диспут, а также оформление альбома «Кто я», т.е. такие формы работы, где родители и дети активные участники и где ребенок выступает как полноправная, полноценная личность.

Это в корне меняет отношение родителей к своему ребенку. Взаимоотношения между ними постепенно переходят от авторитарного стиля к демократическому, т.е. к личностно-ориентированному взаимодействию взрослого и ребенка, к чему педагоги и стремятся подвести всех своих родителей.

Вывод: нужно как можно шире привлекать родителей-специалистов в определенной области на такие мероприятия, ибо воспитатель не всегда может дать исчерпывающую, квалифицированную консультацию. Такая форма работы, во-первых, повышает авторитет родителя и среди других родителей, и в глазах самого ребенка, а также работников дошкольного учреждения.

Большая роль в работе с родителями, особенно на первом этапе, отводилась психологу. Поскольку не все родители честно и откровенно ответили на вопросы анкет, а наблюдения за детьми позволяли сделать иные выводы о семье (в детском саду выявлено 13% детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы), перед нами встала задача убедить родителей в необходимости общения с психологом. Сами они считали, что являются вполне благополучной семьей и в помощи специалиста не нуждаются. Поэтому наряду с фронтальными формами работы, мы проводим по плану психолога и воспитателя индивидуальные, групповые консультации, беседы и тренинги с родителями.

В раскрытии личности ребенка велика роль всех видов деятельности. В процессе учебной деятельности дети обучаются умению анализировать и выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения. Особенно ярко самовыражение проявляется в детском творчестве. Например, в театрализованной деятельности дети имеют возможность перевоплотиться в любой возраст, придуманный ребенком с именем, эмоциями, действиями.

Показательна и художественно-продуктивная деятельность в сочетании с развитием речи.

Синтез всех этих видов деятельности находит отражение в такой форме работы, как создание индивидуальных альбомов «Кто я?» (старшая и подготовительная группы), «Моя семья» (средняя группа).

В эти альбомы помещаются детские рисунки, в них ведется анкетирование, запись детских рассказов и мыслей, заносятся добрые дела и поступки.

Развитию детских интересов способствует работа с индивидуальными «сокровищницами-копилками». Наибольший интерес к ним проявляется у детей старшего возраста, так как они начинают вести целенаправленный сбор интересующих их предметов. Это игрушки из киндер-сюрпризов, вкладыши, наклейки, фантики, заколки, открытки. У некоторых детей сокровищницы-копилки становятся коллекциями (наклейки только с машинами разных марок, киндер-сюрпризы только с двигающимися частями и т.п.). Зная интересы друг друга, дети меняются или дополняют коллекции друзей.

Для развития индивидуальных способностей детей организуется и кружковая работа. Дети занимаются в кружке бумажной пластики, музыкальном театре, в оркестре и т.п.

Подводя итоги работы, можно отметить, что дети стали внимательнее относиться друг к другу, проявлять заботу о тех, кто рядом, оказывать помощь, поддержку. Чувство правосознания, значимости своего «Я» начинает проявляться на словесном уровне через высказывания и замечания друг другу («я имею право», «ты не имеешь права этого делать»), в умении анализировать, отмечать нарушения в правах на примере литературных произведений.


Заключение

 

Педагоги обязаны обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребенка, сохранить и укрепить его психофизическое здоровье, способствовать становлению образа «Я»; формироватьбазовые качестваличности, обеспечивающие успешную социализацию ребенка; развивать индивидуальность ребенка через освоение общественных норм и правил поведения в данном возрасте; формироватьпредставления о таких универсальных ценностях, как жизнь, здоровье, счастье, природа, красота, общение, познание, человек, гуманизм, добро, труд, милосердие, любовь, свобода, личность, мир, справедливость; воспитывать « участное», деятельностное отношение к миру, понимание представление своей роли в ближайшем социокультурном пространстве.

Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагога, что особенно необходимо при обеспечении эмоционального комфорта детей. Поэтому родительская установка по отношению к ребенку должна быть адекватной, динамичной и прогностичной.

Педагогические способности (талант, признание, задатки) – важная предпосылка успешного овладения педагогической профессией, но отнюдь не решающее профессиональное качество. Важными профессиональными качествами педагога-воспитателя мы должны признать трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т. д.

Образовательный процесс в период дошкольного детства строится на основании уважения детской индивидуальности, учета готовности к освоению предъявляемых требований и исключение принуждения и насилия, с опорой на достижения предыдущего этапа развития.

Правительство Российской Федерации планирует разработать нормативно-правовую базу для развития новых типов дошкольных общеобразовательных учреждений, а также учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей. В рамках подпрограммы «Педагогические кадры России» Федеральной программы развития образования предусматриваются меры по преодолению негативных тенденций в кадровом обеспечении образования, повышению социального статуса и профессионализма педагогических работников.

Детский сад может и должен стать центром перестройки всей педагогической практики в стране по созданию эмоционального благополучия детей. Но реализации прав ребенка невозможно добиться только путем принятия правозащитных законов и создания механизмов обеспечения их выполнения. Поэтому ДОУ должно строить свою работу таким образом, чтобы идеи и принципы правовых документов по правам ребенка усваивались не только в их правовом содержании, но и становились нравственной основой непосредственного общения с другими людьми, регулятором жизнедеятельности.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: