Список использованных источников

 

1. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М. Гуревич: Изд. 3-е, переработанное. – СПб.: Детство-Пресс, 2000.

2. Галанов А.С. Игры, которые лечат – М.: «ТЦ Сфера», 2006.

3. Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. – М.: АРКТИ, 2006.

4. Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие / Т.И. Бабаева и др. Сост. и ред. Т.И. Бабаевой, М.В. Крулехт, З.А. Михайловой – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

5. Мухина В.С. Возрастная психология.

1. Алябьева Е.А.. Психогимнастика в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2003.

2. Алямовская В.Г., Петрова С.Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. Изд. Скрипторий 2000, 2002

3. Башлай Е.Ю. Организация предметно-развивающей среды в группе раннего возраста // Самые маленькие в детском саду: Из опыта работы московских педагогов /Авт.-сост. В. Сотникова. М.: Линка-Пресс, 2005.

4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-пресс, 1996.

5. Голубева Л.Г.. Лещенко М.В. Развитие и воспитание детей раннего возраста. М., 2002.

6. Гоношенко Н.И. Исследование особенностей эмоционального отношения ребенка к себе и окружающим // Психолог в детском саду. 2005. № 4.

7. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. – СПб., 2002.

8. Зубкова Л.Н., Харитонова Н.А. Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста // Самые маленькие в детском саду: Из опыта работы московских педагогов /Авт.-сост. В. Сотникова. М.: Линка-Пресс 2005.

9. Из детства в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от года до четырех лет/ Под ред. Т.Н. Дороновой. М.: 2005.

10. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 1999.

11. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста. Пермь, 2002.

12. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). СПб.: Речь, 2005

13. Петровский В.А. Построение развивающей среды. М. 1995.

14. Печора К.Л. Дети раннего возраста в ДОУ. М., 2002.

15. Печора Л.К., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. М.: ВЛАДОС, 2003.

16. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. СПБ.: Питер, 2004.

17. Сотникова В.М., Ильина Т.Е. Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста ДОУ. М., 2005.

18. Эмоции и чувства ребенка / Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. СПБ.: Питер, 2004.

19. Энциклопедия воспитания и развития дошкольников /Под ред. Л.Ю. Субботиной. М. 2001.



Приложение

 

Приложение 1

Шкала самооценки личностных качеств
учителя-воспитателя (КАКОЙ Я?)

Оцените степень выраженности своих личностных качеств по нижеприведенной шкале.

Большая степень выраженности качества соответствует более высокому баллу. Например, если Вы считаете себя общительным, то отмечаете слева: «очень общительный» – 3 балла, «достаточно общительный» – 2 балла, «умеренно общительный» – 1 балл.

Если Вы считаете себя замкнутым, то отмечаете справа (в той же последовательности). Если Вам трудно оценить себя, Вы не можете с определенностью ответить на вопрос, то отмечаете «0», что соответствует ответу «не знаю».

общительный твердый эмоциональный волевой организованный застенчивый быстрый контактный собранный активный решительный спокойный сильный импульсивный настойчивый изменчивый 321 |0| 123 321 |0| 123 321 |0| 123 321 |0| 123 321 |0| 123 321 |0| 123 321 |0| 123 321 |0| 123 321 |0| 123 321 |0| 123 321 |0| 123 321 |0| 123 321 |0| 123 321 |0| 123 321 |0| 123 321 |0| 123 замкнутый мягкий рациональный безвольный неорганизованный властный медлительный неконтактный разбросанный пассивный сомневающийся тревожный слабый сдержанный ненастойчивый постоянный

Приложение 2

 

Назначение теста Басса-Дарки

Для исследования уровня проявления, и основных видов агрессии и враждебности в межличностном взаимодействии дома, в процессе обучения или работы. Деструктивные тенденции, субъектно-объектные отношения, негативные чувства и оценки.

Позволяет качественно и количественно охарактеризовать проявления агрессии и враждебности. Под агрессивностью понимается свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-объектных отношений. Враждебность понимается как реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий.

Виды реакций

Дифференцируя проявления агрессии и враждебности, авторы выделяют следующие 8 видов реакций:

1. Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или не на кого не направленная.

3. Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств, при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм — оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6. Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.



Оценка агрессивности и враждебности

Опросник состоит из 75 утверждений. Ответы оцениваются по 8 шкалам.

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности — 1, 3, 7 шкалы. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21±4, а враждебности — 7±3.

ОПРОСНИК

1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим да нет
· Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю да нет
· Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь да нет
· Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню да нет
· Я не всегда получаю то, что мне положено да нет
· Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной да нет
· Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать да нет
· Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести да нет
· Мне кажется, что я не способен ударить человека да нет
· Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами да нет
· Я всегда снисходителен к чужим недостаткам да нет
· Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его да нет
· Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами да нет
· Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал да нет
· Я часто бываю несогласен с людьми да нет
· Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь да нет
· Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему да нет
· Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями да нет
· Я гораздо более раздражителен, чем кажется да нет
· Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор да нет
· Меня немного огорчает моя судьба да нет
· Я думаю, что многие люди не любят меня да нет
· Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной да нет
· Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины да нет
· Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку да нет
· Я не способен на грубые шутки да нет
· Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются да нет
· Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались да нет
· Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится да нет
· Довольно многие люди завидуют мне да нет
· Я требую, чтобы люди уважали меня да нет
· Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей да нет
· Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу" да нет
· Я никогда не бываю мрачен от злости да нет
· Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь да нет
· Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания да нет
· Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть да нет
· Иногда мне кажется, что надо мной смеются да нет
· Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям да нет
· Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены да нет
· Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня да нет
· Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь да нет
· Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием да нет
· Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел да нет
· Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам" да нет
· Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю да нет
· Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею да нет
· Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь да нет
· С детства я никогда не проявлял вспышек гнева да нет
· Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться да нет
· Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать да нет
· Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня да нет
· Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ да нет
· Неудачи огорчают меня да нет
· Я дерусь не реже и не чаще чем другие да нет
· Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее да нет
· Иногда я чувствую, что готов первым начать драку да нет
· Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо да нет
· Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю да нет
· Я ругаюсь только со злости да нет
· Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть да нет
· Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее да нет
· Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу да нет
· Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся да нет
· У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить да нет
· Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает да нет
· Я часто думаю, что жил неправильно да нет
· Я знаю людей, которые способны довести меня до драки да нет
· Я не огорчаюсь из-за мелочей да нет
· Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня да нет
· Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение да нет
· В последнее время я стал занудой да нет
· В споре я часто повышаю голос да нет
· Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям да нет
· Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить да нет

При составлении опросника использовались принципы:

1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.

2. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:

I. Физическая агрессия:

"да" = 1, "нет"-0: 1,25,31,41,48,55,62,68, "нет" =1, "да" = 0:9,7

2. Косвенная агрессия:

"да" - 1, "нет" = 0:2, 10, 18, 34,42, 56, 63, "нет" = 1, "да" - 0: 26,49

3. Раздражение:

"да"=1, "нет"=0: 3,19,27,43, 50, 57,64,72, "нет" = 1, "да" =0: II,35,69

4. Негативизм:

"да" == 1, "нет" = 0: 4, 12, 20, 28, "нет" - 1, "да" = 0: 36

5. Обида:

"да"= 1,"нет" - 0: 5, 13, 21,29,37,44,51,58

6. Подозрительность:

"да"=1, "нет"=0: 6,14,22,30,38,45,52,59, "нет" = 1, "да" = 0: 33, 66, 74,75

7. Вербальная агрессия:

"да" = 1, "нет" = 0: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73, "нет" - 1, "да"= 0: 33,66,74,75

8. Чувство вины: "да"-1, "нет"=0: 8, 16, 24, 32, 40, 47,54,61,67

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4, а враждебности – 6,5-7 плюс-минус 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

Приложение 3

 

                    Анкета «Хорошие ли вы родители

 

На вопросы этого теста нужно отвечать «да», «нет», «не знаю». Итак:

 

1. На некоторые поступки ребенка вы часто реагируете «взрывом», а потом жалеете об этом.

2. Иногда вы пользуетесь помощью или советами друзей, когда вы не знаете, как реагировать на поведение вашего ребенка.

3. Ваши интуиция и опыт – лучшие советники в воспитании ребенка.

4. Иногда вам случается доверять ребенку секрет, который вы никому другому не рассказали бы.

5. Вас обижает негативное мнение о вашем ребенке других людей.

6. Вам случается просить у ребенка прощения за свое поведение.

7. Вы считаете, что ребенок не должен иметь секретов от своих родителей.

8. Вы замечаете между своим характером и характером ребенка различия, которые иногда удивляют вас.

9. Вы слишком сильно переживаете неприятности или неудачи вашего ребенка.

10. Вы можете удержаться от покупки интересующей вещи для ребенка (даже если у вас есть деньги), потому что знаете, что ими полон дом.

11. Вы считаете, что до определенного возраста лучший воспитательный аргумент для ребенка – физическое наказание (ремень).

12. Ваш ребенок именно таков, о каком вы мечтали.

13. Ваш ребенок доставляет вам больше хлопот, чем радости.

14. Иногда вам кажется, что ребенок учит вас новым мыслям и поведению.

15. У вас конфликты с собственным ребенком.

 

 

      Подсчет результатов.

За каждый ответ «да» на вопросы: 2,4,6,8,10,12,14, а также «нет» на вопросы: 1,3,5,7,9,11,13,15 получается по 10 очков. За каждые «не знаю» получаете по 5 очков. Подсчитайте полученные очки.

   100-150 очков. Вы располагаете большими возможностями правильно понимать собственного ребенка. Ваши взгляды и суждения – ваши союзники и решении различных воспитательных проблем. Если этому на практике сопутствует подобное открытое поведение, полное терпимости, вас можно признать примером, достойным для подражания. Для идеала вам не хватает одного маленького шага. Им может стать мнение вашего ребенка.

  50-99 очков. Вы находитесь на правильной дороге к лучшему пониманию собственного ребенка. Свои временные трудности или проблемы с ребенком вы можете разрешить, начав с себя. И не старайтесь оправдываться не хваткой времени или натурой вашего ребенка. Есть несколько проблем, на которые вы имеете влияние, поэтому постарайтесь это использовать. И не забывайте, что понимать - это не всегда означает принимать. Не только ребенка, но и собственную личность тоже.

0-49 очков. Кажется, можно только больше сочувствовать вашему ребенку, чем вам, поскольку он не попал к родителю – доброму другу и проводнику на трудной дороге получения жизненного опыта. Но еще не все потеряно. Если вы действительно хотите что-то сделать для вашего ребенка, попробуйте иначе. Может, вы найдете кого-то, кто вам поможет в этом. Это не будет легко, зато в будущем вернется благодарностью и сложившейся жизнью вашего ребенка.


 

Приложение 4

 

 

 Карта наблюдений Стотта

Метод наблюдения в исследовании личности имеет большие возможности, но, к сожалению, его потенциал зачастую используется явно недостаточно. В то же время педагогу вольно или невольно приходится наблюдать личность учащегося в том или другом виде деятельности, разных ситуациях общения и поведения.

Для того, чтобы четко структурировать и формализовать информацию, получаемую с помощью наблюдения, разработаны различные методики, схемы. Ниже предлагается одна из таких методик – «карта наблюдения Стотта» (КН).

Эта методика предназначена для изучения особенностей учеников, дезадаптированных к условиям школы. К дезадаптированным относятся два типа учеников:

· которые сами испытывают трудности и создают множество трудностей для окружающих (педагогов, родителей, других детей) – это так называемые «трудные дети»;

· которым самим в школе трудно, но окружающим они не доставляют особых неприятностей.

Карта наблюдения состоит из 16 комплексов симптомов – особенностей поведения, их называют «симптомокомплексами» (СК). В каждом СК есть перечень особенностей поведения ребенка. Каждый СК пронумерован и имеет собственное название

 

Правила заполнения. КН включает 196 фрагментов фиксированных форм поведения, о наличии или отсутствии которых у ребенка должен судить наблюдатель, заполняющий карту. Эти фрагменты сгруппированы в 16 синдро­мов. Ниже приводится полный текст КН и регистрационный бланк

В регистрационном бланке зачеркиваются те цифры, которые соответствуют формам поведения (фрагментам), наиболее харак­терным для данного ребенка. Центральная вертикальная черта отделяет более тяжелые нарушения (справа) от менее тяжелых (слева). В бланке номера симптомов не всегда идут по порядку, их расположение зависит от значимости того или иного симптома (фрагмента поведения) для квалификации синдрома. Например, в синдроме Д симптомы 9 и 10 стоят слева, а симптом 8 — справа от вертикальной черты. Это означает, что симптом 8 говорит о бо­лее серьезном нарушении в отношении синдрома Д. При подсчете симптом, находящийся слева от вертикальной черты, оценивается одним баллом, справа — двумя, подсчитываются сумма баллов по каждому синдрому и общий «коэффициент дезадаптированности» по сумме баллов по всем синдромам.

Большое число зачеркнутых фрагментов поведения у ребенка (по сравнению с другими детьми) дает возможность сделать вы­вод о серьезных нарушениях в развитии его личности и поведе­ния, а также определить те синдромы, которые в первую очередь выделяют эти нарушения.

 


Обработка.

1. Суммируются все баллы по каждому СК.

2. Затем суммы сырых оценок по каждому СК переводятся в процентные показатели (сумма баллов делится на максимально возможную сумму и умножается на 100 %). Процентные показатели свидетельствуют о выраженности СК у обследуемого от максимально возможной выраженности.

 

Согласно утверждению Стотта, числовые показатели СК имеют значение, но ориентировочное, поэтому при интерпретации обращаться с ними нужно осторожно. Методика не стандартизирована для практических нужд.

Интервал от 0 до 20% говорит о настолько слабой выраженности качества, что фактически мы имеем дело с качеством, отличным от присущего данному СК. Так, очень слабо выраженный СК 5.ВB может говорить о попытках ребенка установить хорошие отношения со взрослым, но сопровождающиеся неприятными для взрослого действиями.

Интервал от 80 % до 100 % подобным образом показывает, что здесь качество СК переросло себя и мы имеем дело с другим качеством. Для правильной интерпретации крайних интервалов особенно важно привлечение дополнительных сведений.

Интервалы от 20 % до 40 %, от 40 % до 60 %, от 60 % до 80 % соответственно говорят о заметной выраженности, сильной выраженности, очень сильной выраженности качества.

 

В начале описания каждого из симптомокомплексов дается их аббревиатурное обозначение (НД, Д, У и т. д.) и краткий ключ, который в ходе практического использования целесообразно не включать в текст методики, а иметь отдельно, применяя только в процессе обработки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: