Глава 3. Бюджетная политика Российской Федерации на 2011-2013 годы

3.1. Цели и задачи бюджетной стратегии на 2011-2013 годы и дальнейшую перспективу [2]

Бюджетная политика как составная часть экономической политики должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, создание условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, на улучшение инвестиционного климата, достижение конкретных результатов.

Новые расходные обязательства должны приниматься только на основе тщательной оценки их эффективности и при наличии ресурсов для их гарантированного исполнения в пределах принятых бюджетных ограничений.

Исходя из этого, необходимо решение следующих задач.

Первое. Обеспечение макроэкономической стабильности, которая предусматривает в том числе сбалансированный бюджет, последовательное снижение бюджетного дефицита, предсказуемые параметры инфляции. Необходимо сократить в 2013 году дефицит федерального бюджета не менее чем в два раза по сравнению с уровнем 2009 года.

В среднесрочной перспективе следует ограничить использование нефтегазовых доходов, ориентируясь на обеспечение сбалансированности федерального бюджета при разумных прогнозных оценках стоимости нефти.

Второе.Координация долгосрочного стратегического и бюджетного планирования.

Для разработки долгосрочной бюджетной стратегии потребуется расширение горизонта и повышение надежности экономических прогнозов, которые должны быть основаны на разумных оценках конъюнктурных параметров и макроэкономических показателей, зависящих от бюджетных расходов.

Нужно ввести четкие правила оценки объема действующих расходных обязательств и процедуры принятия новых расходных обязательств, предусмотрев повышение ответственности за достоверность их финансово-экономических обоснований.

Третье. Обеспечение нацеленности бюджетной системы на достижение конкретных результатов.

Правительство Российской Федерации работает над созданием комплекса взаимосвязанных мер по повышению эффективности всей системы государственного управления. Эти вопросы нашли отражение в Программе повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, в основу которой положены программно-целевые принципы деятельности органов исполнительной власти всех уровней, включая расширение их самостоятельности и усиление ответственности за принятые решения. С 2012 года значительная часть федерального бюджета должна быть представлена в виде комплекса долгосрочных государственных программ.

На повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг нацелены изменения в правовом положении государственных и муниципальных учреждений (соответствующий федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 г. с переходным периодом до 1 июля 2012 г.).

Четвертое. Разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций.

В ближайшие три года необходимо обеспечить комплексный подход к формированию инновационной системы и инвестиционной среды в целом, создать условия для полного цикла развития инноваций, в том числе путем обеспечения макроэкономической стабильности, защиты конкуренции и прав собственности, устранения административных барьеров.

Одновременно необходимо разработать и реализовать на практике конкретные механизмы внедрения и поддержки инновационных технологий, прежде всего в рамках проектов в таких областях, как энергоэффективность, медицинская техника и фармацевтика, космос и телекоммуникации, ядерные технологии, стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение.

Необходимо повысить эффективность использования государственных инвестиций. Наряду с задачами, за решение которых полностью отвечает государство, они должны стать катализатором для вложения средств частного сектора в те сферы и проекты, где одновременно с использованием бюджетных средств возможно и целесообразно привлечение внебюджетных ресурсов. При этом стоит более интенсивно использовать механизмы государственно-частного партнерства.

Следует активнее проводить приватизацию федерального имущества, в том числе за счет крупных инвестиционно привлекательных компаний. Цель состоит не только в увеличении поступления средств в бюджет, но и в обеспечении поддержки конкуренции и благоприятного инвестиционного климата, без которых не приходится рассчитывать на масштабные улучшения в области модернизации и инновационного развития экономики.

Для повышения конкурентоспособности российской продукции на внешнем рынке необходимо активно использовать потенциал торговых представительств, совершенствовать систему предоставления экспортного кредитования, экспортного страхования и государственных гарантий. В первую очередь это касается экспорта продукции высокотехнологичных отраслей, атомного и энергетического машиностроения, а также военной техники.

Пятое. Повышение качества человеческого капитала.

Помимо развития собственных научных школ, следует уделять внимание привлечению высококвалифицированных иностранных специалистов, а также способствовать повышению квалификации российских специалистов в зарубежных учебных заведениях.

Серьезнейшее внимание должно быть уделено как образованию, так и улучшению здоровья граждан, формированию здорового образа жизни, созданию условий для повышения трудовой и творческой активности.

В рамках формируемых государственных программ должна быть продолжена работа по приоритетным национальным проектам, механизмы реализации которых доказали свою эффективность.

3.2 Основные параметры бюджета 2011-2013 гг. [3]

 

Формирование федерального бюджета на 2011 - 2013 годы осуществлено в условиях начала реализации Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года.

Основные параметры бюджетной системы Российской Федерации в 2008 - 2009 годах и на 2010-2013 годы представлены в таблице. 1

Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации на 2011 - 2013 годы характеризуется снижением доходов с 34,8 % до 33,2 % ВВП, общего объема расходов - с 38,9 % до 36,3 % ВВП и дефицита - с 4,1 % до 3,1 % ВВП.

По сравнению с предыдущим бюджетным циклом в 2011 году доходы бюджетной системы по отношению к ВВП увеличены на 2,7 процентного пункта, в 2012 году - на 3,1 процентного пункта, расходы по отношению к ВВП увеличены на 2,3 и 3,5 процентного пункта соответственно. При этом дефицит бюджетной системы в 2011 году снижен на 0,4 процентного пункта, в 2012 году увеличен на 0,4 процентного пункта и основном обусловлен дефицитом федерального бюджета, который составит в 2011 году 3,6 % ВВП, в 2012 году - 3,1 % ВВП, в 2013 году-2,9% ВВП.

 

Таблица 1 - Основные параметры бюджетной системы Российской Федерации

 

2009 год

2010 год

2011 год (прогноз)

2012 год (прогноз)

2013 год (прогноз)

млрд. рублей доля в ВВП, % млрд. рублей доля в ВВП, % млрд. рублей доля в ВВП, % млрд. рублей доля в ВВП, % млрд. рублей доля в ВВП, %
Доходы бюджетной системы 13286,8 4,0 4978,8 3,2 7520,1 4,8 9025,0 4,0 20538,7 33,2
в том числе:                    
федерального бюджета 7 337,8 8,8 7860,9 17,4 8844,6 17,6 9503,5 17,0 10379,9 16,8
консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации 4 437,5 11,3 4808,5 10,6 5238,3 10,3 5804,8 10,4 6374,3 11,2
государственных внебюджетных фондов 1390,7 3,6 2182,4 4,8 3057,6 6,0 3 345,5 6,0 3695,6 11,4
территориальных фондов обязательного медицинского страхования 120,8 0,3 127,0 0,3 379,6 0,7 371,2 0,7 88,9 0,1
Расходы бюджетной системы 15987,0 40,9 17801,6 39,4 19620,3 38,9 21033,0 37,6 22462,9 36,3
в том числе:                    
федерального бюджета 9 660,1 24,7 1032,8 22,7 1 658,6 21,2 11237,9 20,1 1 175,6 19,7
консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации 5 983,6 15,3 6 267,8 13,9 6 469,7 12,8 6 722,7 12,0 7 021,7 11,3
государственных внебюджетных фондов 3446,4 8,8 4 705,7 10,4 5 394,4 10,7 5 904,9 10,5 6213,1 10,0
территориальных фондов обязательного медицинского страхования 479,1 1,8 502,8 1,1 789,7 1,6 850,2 1,5 915,4 1,5
Дефицит (профицит) бюджетной системы -2700,2 -6,9 -2822,8 -6,2 -2100,2 -4,8 -2008,0 -3,6 -1924,2 -3,1
в том числе:                    
федерального бюджета -2 322,3 -6,0 -2371,9 -5,3 -1814,0 -3,6 -1734,4 -3,1 -1795,7 -2,9
консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации -329,3 -0,8 -417,6 -0,9 -296,7 -0,6 -277,8 -0,5 -136 -0,2
государственных внебюджетных фондов -48,6 -0,1 -33,3 0 10,5 0 4,2 0 7,5 0
территориальных фондов обязательного медицинского страхования 0,7 0,0 0 0 0 0 0 0 0 0

 

Таким образом, в структуре источников финансирования дефицита федерального бюджета заемные средства (сальдо по государственным ценным бумагам, номинированным в рублях) и средства от приватизации составят в 2011 году 90,3 %, а к 2013 году увеличатся до 99,9 %, средства Фонда национального благосостояния - 0,3 %, 0,4 %, 0,5 % соответственно. Средства Резервного фонда в 2011 году будут использованы полностью.

В результате государственный долг Российской Федерации увеличится по сравнению с началом 2010 года в 3,45 раза и составит к началу 2014 года 11 170,3 млрд. рублей, или 18 % ВВП, в том числе внутренний - 8 826,3 млрд. рублей, или 14,2 % ВВП, внешний - 2 344,0 млрд. рублей (75,6 млрд. долларов США), или 3,8 % ВВП.

Таким образом, грамотное применение инструментов бюджетной политики позволило сформировать необходимый план действий на будущий период для осуществления необходимого финансового обеспечения бюджета РФ.



Заключение

 

Основная задача бюджетной политики на 2011 – 2013 года – сохраняя макроэкономическую стабильность, сбалансированность и устойчивость бюджетной системы, обеспечить максимально эффективное и прозрачное использование средств для достижения конечных, измеримых, общественно значимых результатов, которые, в свою очередь, ведут к дальнейшему увеличению финансовых возможностей государства

Именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

От бюджетной политики зависит так же размер и динамика государственного долга, как внутреннего, так и внешнего. Прогнозный бюджет до 2013 года повлияет на внешний долг в пользу его увеличения.

Правительство Российской Федерации работает над созданием комплекса взаимосвязанных мер по повышению эффективности всей системы государственного управления. Эти вопросы нашли отражение в Программе повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, в основу которой положены программно-целевые принципы деятельности органов исполнительной власти всех уровней, включая расширение их самостоятельности и усиление ответственности за принятые решения. С 2012 года значительная часть федерального бюджета должна быть представлена в виде комплекса долгосрочных государственных программ.

Что касается внешнего долга, то Россия не является страной с экстремально высоким уровнем государственного долга. Однако, ситуация требует постоянного контроля. Требуется существенная корректировка всей политики управления государственным долгом, предусматривающая ужесточение процедур публичного финансового менеджмента. Самой существенной конструктивной мерой в области государственного долга должно стать использование заимствований для государственных капитальных вложений непосредственно в производство и в социальный комплекс.



Список использованной литературы

1. Конституция РФ

2. Бюджетный кодекс РФ

3. Астапов К. Управление внешним и внутренним государственным долгом в России // Мировая экономика и международные отношения. – 2003. - № 2. – С. 26 – 35.

4. Афанасьев М., Кривогов И. Модернизация государственных финансов России // Вопросы экономики. – 2006. - № 9. – С. 103. – 112.

5. Деменцев В.В. Внешний долг России в системе международной задолженности // Финансы. – 2003. - № 12. – С, 18 – 20.

6. Иохин В.Я. Экономическая теория. – М.: Экономист, 2005. – 861 с.

7. Калов З.А., Гедгафова И.Ю. Государственный бюджет в системе финансовых отношений // Экономические науки. – 2006. - № 1. – С. 59 – 66.

8. Комягин Д.Л. Бюджет в составе казны: за и против // Финансы. – 2006. - № 10. – С. 21 – 23.

9. Лебедев А. Управление внешним долгом в России // Проблемы теории и практики управления. – 2004. - № 3. – С. 37 – 40.

10. Лукьянова М.Н. Система сбалансированных показателей и стратегическое планирование для государственного бюджета // Финансы и кредит. – 2006. - № 31. – С. 29 – 34.

11. Лысихин С. Российский внешний долг (обзор иностранной прессы) // Рынок ценных бумаг. – 2006. - № 4. – С. 33 – 34.

12.  Ржаницина Л. Социальная составляющая проекта бюджета 2007: мнение эксперта // Человек и труд. – 2006. - № 10. – С. 16 – 22.

13.  Родионов Д. Особенности и этапы управления внешним долгом РФ // Международная экономика. – 2006. - № 2 – С. 58 – 69.

14.  Солтаханов А.У. Исследование основных источников финансирования государства // Экономические науки. – 2006. - № 11. – С. 119 – 125.

15.  Финансы / Под ред. А.И. Архипова, И.А. Погосова. – М.: Проспект, 2007. – 632 с.

16.  Экономическая теория / Под ред. В.И. Видяпина. – М.: Инфра-М, 2003. – 714 с.


[1] Структура государственного внешнего долга Российской Федерации* по состоянию на 1 марта 2011 года – официальный сайт Министерства Финансов РФ/ http://www1.minfin.ru/ru/public_debt/external/structure/

[2] Заключение Счетной палаты на проект бюджета 2011-2013 гг. – Федеральный портал PROTAWN/ http://protown.ru/information/hide/6367.html

[3] Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011–2013 годах/ http://pensionary.ru/ne-raspredelennie/biudzhetnoe-poslanie-prezidenta-rossiyskoy-federatsii-o-biudzhetnoy-politike-v-2011-2013-godach/ctranitsa-2



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: