Франция располагает значительными запасами железной руды, урановых руд, бокситов, калийных и каменных солей, угля, цинка, меди, свинца, никеля, нефти, древесины. Добыча железной руды составила в 1999 г. 40 млн. т, бокситов — 2 млн. т, нефти — 4 млн. т.
В 1999 г. выплавлено 19 млн. т чугуна и 23 млн. т стали (3-е место в Европе), произведено 320 тыс. т алюминия (6 % общемирового производства), добыто 3560 т урана (19,3 % общемирового производства).
Агроклиматические условия Франции позволяют выращивать пшеницу, сахарную свеклу, кукурузу, подсолнечник, виноград, картофель, яблоки, цитрусовые, луговые травы и т.д.
Земельные ресурсы. Пахотные земли занимают 33 % территории, леса и кустарники — 27, луга и пастбища — 23, застроенные и неиспользуемые земли — 17%.
Основные виды растительности — дуб, бук, граб, каштан, сосна, липа, береза и др. Животный мир — медведь, волк, лиса, кабан, олень, косуля, заяц, горные козлы, змеи, барсуки, белки, из птиц — куропатки, орлы, ласточки, рябчики.
Ведущей отраслью экономики Франции является промышленность, на долю которой приходится около 27 % всех занятых, производится около 30 % ВВП. Она дает примерно 50 % стоимости экспорта. Главное место занимают энергетика, машиностроение и химическая промышленность. В связи с бедностью традиционными энергоресурсами после второй мировой войны особенно большое внимание уделялось развитию ядерной энергетики, которая опирается в основном на собственную научно-техническую и сырьевую базу, частично — на импорт урановой руды из Нигера, Габона и других стран Африки.
|
|
Ежегодно в Центральном массиве добывается 2—3 тыс. т урановой руды. По масштабам ядерной энергетики Франция уступает только США. В стране работают более 50 энергоблоков АЭС, на которых ежегодно производится более 70 % всей электроэнергии. В стране много уникальных центров ядерной энергетики. Так, в Трикастене (в долине Роны) — самый крупный в Западной Европе завод по обогащению урана, а на мысе Л'Аг находится крупнейший по мощности в регионе завод по регенерации стержней атомных электростанций. Атомная энергетика обеспечивает более 1/3 всего потребления энергии в стране. Однако там за год добывается около 10 млн. т угля, 3—4 млн. т нефти и 3 млрд. м3 природного газа, отчего в целом самообеспеченность страны энергоресурсами не достигает и 50 %.
Зависимость страны от импорта нефти — "узкое место" в ее экономике. Планы развития энергетики ставят целью сокращение потребления энергии и уменьшения зависимости от ввоза энергоносителей за счет сокращения использования нефти, дальнейшего развития атомной энергетики и использования своих возобновляемых ресурсов (энергии солнца, ветра, морских приливов).
|
|
За последние 20—30 лет существенно изменилась обрабатывающая промышленность страны; уменьшились ее материале- и энергоемкость, усилились позиции машиностроения и химической промышленности, хотя и здесь отдельные производства эволюционировали по-разному. Так, особенно быстро росло производство в электротехнике и электронике, но резко сократился выпуск металлорежущих станков и кузнечно-прессового оборудования (КПО), тоннаж спускаемых со стапелей судов. Среди химикатов почти удвоился выпуск пластмасс и синтетических смол, но уменьшилось производство многих продуктов базовых отраслей неорганической химии. Налицо свертывание некоторых важных старых отраслей, на 1/3 уменьшилась выплавка стали (хотя это производство было сильно модернизировано). Теперь вся сталь получается в электропечах или кислородно-конверторным способом. Примерно на 1/4 сократился выпуск хлопчатобумажных и шерстяных тканей, мужской одежды и т.д.
В стране хорошо развиты черная металлургия и выплавка алюминия, хотя эти отрасли производства испытывают спад из-за конкуренции других стран. Ежегодно выплавляется 13—14 млн. т чугуна и 18—19 млн. т стали. Причем около половины чугуна и 1 /4 стали производятся в Лотарингии, где заводы работают на местной железной руде и частично — на своем коксе. Велико значение двух крупных металлургических комбинатов, построенных у моря в Дюнкерке и Фосе (спутник Марселя), работающих на импортном сырье и топливе. В горных районах — Савойе, Центральном массиве, Пиренеях — вблизи ГЭС развита электрометаллургия (производство ферросплавов, качественных сталей и цветных металлов).
На долю машиностроения приходится более 2/5 промышленных рабочих и стоимости промышленной продукции. Франция — одна из передовых стран в мире по производству и экспорту машин и промышленного оборудования. Главные статьи международной специализации — производство автомобилей, авиационной и космической техники, вооружения, оборудования для АЭС. Ежегодно выпускается 3,5—4,0 млн. автомобилей. Причем свыше 90 % машин производят две компании — "Рено" (государственная) и "Пежо-Ситроен". Более 4/5 продукции составляют легковые автомобили, свыше 1/2 из них экспортируется (но 1/3 покупаемых в стране автомобилей — импортируемые). Головные заводы находятся в пригородах Парижа, Лиона и в Сошо-Монбельяр (Франш-Конте).
Авиаракетная промышленность Франции лидирует в Западной Европе. Конструируются разные виды гражданских и военных самолетов, вертолетов и ракет для многих стран. Французские ракеты "Ариан" используются многими странами ЕС для запуска спутников (основной космодром Франции — Куру во Французской Гвиане). Главные авиационные заводы в Париже и Тулузе принадлежат государству. Другие важные центры этой промышленности — в Бордо, Бурж, Мариньян.
Развито производство электротехники и электроники, особенно изготовление производственного электрооборудования, но бытовых электроприборов страна больше закупает, чем продает. Значительная часть предприятий (например, по выпуску ЭВМ) принадлежит американскому капиталу. Около 2/5 этого производства приходится на заводы столицы. Слабее позиции Франции в общем машиностроении, в частности в станкостроении и выпуске сельскохозяйственных машин. Во внешней торговле такой продукцией она обычно имеет пассив.
Главная особенность размещения машиностроения в целом — его высокая концентрация в Большом Париже (почти 1 /4 всех занятых). Велика также роль Лионского и Северного районов.
Франция входит в число первых пяти стран мира по производству и экспорту химикатов; специализация — производство минеральных удобрений (есть своя сырьевая база), синтетического каучука и пластмасс. Крупные заводы есть почти во всех районах. На местном сырье получили развитие: в Лотарингии — углехимия и производство соды, в Эльзасе — производство калийных удобрений, в Ландах — лесохимия и т.д. На импортном сырье выросла крупная нефтехимия в промузлах Марселя и Нижней Сены, дешевая электроэнергия привлекла в Альпы и Пиренеи электрохимию, в Лионском районе текстильная промышленность стимулировала развитие смежных химических производств. В столице характерны тонкая химия (фармацевтика, парфюмерия и др.), а также производство шин. Другие крупные заводы резиновых изделий в Клермон-Ферране и Понлюсоне, наоборот, были размещены в сельских районах в расчете на дешевизну рабочей силы. Развитие трубопроводного транспорта стимулировало строительство новых химических заводов в Лионе и Страсбурге.
|
|
Важнейшая отрасль легкой промышленности — текстильная — утратила свое былое значение во французской экономике, но по масштабам и качеству продукции она по-прежнему занимает видное место в мире. Так, по производству тканей Франция наряду с Италией и Германией лидирует в Западной Европе, отличаясь от этих стран более высокой долей в потреблении хлопка и шерсти и меньшей — химических волокон. Из-за кризиса сбыта текстильных товаров на внешних и внутреннем рынках текстильное производство давно уже находится в упадке. Число занятых с середины 50-х гг. сократилось в 3 раза.
Текстильная промышленность сосредоточена в трех районах. На севере (Рубе, Туркуэн, Армантьер, Камбре) сконцентрированы шерстяные, льняные, джутовые фабрики и значительная часть хлопкопрядения. Склоны Вогезов и Эльзас — главные районы хлопчатобумажной промышленности (центры Мюлуз, Эпиналь). Лион, прежде славившийся производством тканей из натурального шелка, теперь — центр главного ареала выделки химических волокон и тканей из них. Важнейшие производители трикотажа — Труа, Париж и Рубе.
Большое значение имеет швейная промышленность. Ее изделия пользуются большим спросом и за пределами страны. Главный "законодатель мод" и центр по выпуску одежды и галантереи — Париж. Крупные масштабы имеет пищевая промышленность, особенно славятся французские вина, сыры, кондитерские изделия.
|
|
Уже из перечня основных центров отдельных производств видно, что промышленность размещена очень неравномерно. 1/5 часть продукции создается в Париже и его пригородах (Иль-де-Франс), еще столько же — в Лионском и Северном районах, вместе взятых (всего на 17 % территории страны). Уровень индустриализации на севере и востоке страны значительно выше, чем в Центральной, Западной и Южной Франции, где нет крупных промышленных районов, хотя имеются отдельные важные промышленные узлы (Марсель, Тулуза, Бордо, Нант, Клермон-Ферран).
Транспорт.
Транспортная система Франции является одной из самых плотных и эффективных в мире. Плотность автомобильных дорог составляет 146 км, железных дорог — 6.2 км на 100 км².
Большое значение имеет железнодорожный транспорт, особенно электрифицированный и высокоскоростной, а также автодорожный.
Во внутренних перевозках людей и грузов первенствует автомобильный транспорт, на 1000 жителей приходится 420 личных автомобилей. Остальная часть внутренних перевозок грузов обеспечивается главным образом железнодорожным и трубопроводным транспортом. Длина сети железных дорог — 34 тыс. км, 35 % — электрифицировано. Франция обладает разветвленной сетью железных дорог. Главные железнодорожные магистрали: Париж — Лион — Марсель; Париж — Тур — Бордо; Париж — Лимож — Тулуза и другие пути, связывающие столицу и периферийные районы. Транспортная сеть Франции имеет ярко выраженную радиальную конфигурацию с единым центром — Парижем. В столице сходятся важнейшие железные дороги, автострады, внутренние водные пути.
Успешно внедряется на железных дорогах скоростной транспорт. Франция — лидер среди стран ЕС в этой сфере. Она участвует в ряде проектов в Европе, а также в США. Более 50 крупных городов связаны между собой высокоскоростными железнодорожными линиями.
Под Ла-Маншем между Францией и Великобританией в 1994 году был сооружен железнодорожный туннель. В 2010 году туннель был закрыт в связи с аварией.
Объем грузооборота железных дорог превышает 40 млрд т-км.
Значительную часть перевозок грузов (в основном стройматериалы и топливо) обеспечивают внутренние водные пути (регулярно используются каналы и реки протяженностью 6,5 тыс. км). Их основной стержень — Сена, связанная через Уазу и Сен-Кантенский канал с Северным районом, а через Марну и канал Марна—Рейн — с Лотарингией, Сааром и Рейном. В условиях ЕС особенно актуально совершенствование водных путей, связывающих районы восточной части Франции с Северным и Средиземным морями. В этих целях завершаются работы по модернизации каналов Рейн—Рона и улучшению условий судоходства по Сене и Роне. Главные речные порты страны — Париж, Страсбург и Руан.
Франция обладает 89 морскими портами. Важную роль в международных перевозках грузов Франции играет морской транспорт. Более 90% грузооборота морских портов приходится на Гавр, Дюнкерк, Марсель, Нант, Руан и Бордо, причем грузооборот Марселя превышает 90 млн. тонн ежегодно. У северных границ холодные волны вымывают мягкие известняковые породы и образуют скалы самой причудливой формы. Здесь были созданы удобные порты. Самый крупный из них - Гавр - расположен в широком устье р. Сены. Мощная бетонная дамба защищает многочисленные причалы и доки от морской стихии. В дамбе оставлены лишь “ворота”, через них юркие буксиры тянут на длинных канатах океанские корабли в порт. Суда под флагами различных стран привозят в Гаврский порт тюки хлопка и шерсти, мешки кофе и риса, каучук, красное дерево для изготовления дорогой мебели, пряности и другие товары.
Гавр - первый французский порт по пассажирским перевозкам и второй, после Марселя, по перевозкам грузов. С деятельностью этого порта тесно связана жизнь города. Жители Гавра обслуживают гостей прибывающих на судах. В Гавре работают судоверфи, заводы и фабрики, перерабатывающие нефть и различное сырье, привозимое в порт. Местная промышленность не в состоянии переработать все импортное сырье, поэтому Гавр - крупный перевалочный пункт. Хлопок и шерсть, например, почти целиком направляются в северо-восточные центры текстильного производства - в города Лилль, Рубе, Туркуэн и в Эльзас. Основная масса морских грузов, предназначенных для Парижа, минует Гавр, следуя водным путем вверх по Сене.
1.7 Интересные факты о Франции:
· Эйфелева башня была построена специально для Всемирной выставки 1889 года и служила ей входной аркой. По плану её должны были демонтировать через 20 лет. Однако вскоре началась эпоха радио, и благодаря установке антенн радио-телеграфа Эйфелева башня была спасена.
· Когда кто-то уходит, не прощаясь, мы употребляем выражение «ушёл по-английски». Хотя в оригинале эту идиому придумали сами англичане, а звучала она как ‘to take French leave’ («уйти по-французски»). Появилась она в период Семилетней войны в 18 веке в насмешку над французскими солдатами, самовольно покидавшими расположение части. Тогда же французы скопировали это выражение, но уже в отношении англичан, и в этом виде оно закрепилось в русском языке.
· Когда Александр Дюма писал «Трёх мушкетёров» в формате сериала в одной из газет, в контракте с издателем была оговорена построчная оплата рукописи. Для увеличения гонорара Дюма придумал слугу Атоса по имени Гримо, который говорил и отвечал на все вопросы исключительно односложно, в большинстве случаев «да» или «нет». Продолжение книги под названием «Двадцать лет спустя» оплачивалось уже пословно, и Гримо стал чуть более разговорчивым.
· Изобретателем шампанского многие считают французского монаха Пьера Дом Периньона, однако это далеко от истины. Он разработал много техник, которые и сейчас применяются производителями шампанского в процессе изготовления начального вина, однако пузырьки в вине считал признаком брака. А ключевую роль в популяризации пузырящегося вина сыграли англичане. Они импортировали вина из провинции Шампань, а затем переливали их из бочек в бутылки с пробкой из пробкового дерева (чего французы тогда не знали). После возобновления процесса ферментации в бутылках начинал образовываться углекислый газ, и вино в открытых бутылках пузырилось, что очень понравилось англичанам.
· В 1974 году египтологи обнаружили, что мумия фараона Рамзеса II быстро портится. Было принято решение немедленно везти её самолётом во Францию для экспертизы, для чего мумии оформили современный египетский паспорт, а в графе «род занятий» написали «король (скончавшийся)». В Париже мумию встречали со всеми военными почестями, полагающимися королям.
· В 1795 году французская армия провела уникальную операцию — кавалерийскую атаку на флот противника. Во время военных действий в Нидерландах французы заметили, что до стоящих на рейде голландских кораблей можно дойти по льду из-за необычайно холодной зимы. Разработанный план штурма был выполнен одним гусарским полком, захватившим 14 линейных кораблей и несколько торговых судов без единого выстрела.
· Профессор анатомии Гильотен был противником смертной казни. Однако поскольку отменить её было не в его силах, он выступал за более «гуманный» способ казни, нежели распространённые тогда сжигание на костре или четвертование. Машину, почти не причиняющую боль при казни, в итоге сконструировал другой человек, но название «гильотина» она получила именно в честь Гильотена. Несмотря на распространённый миф, Гильотен не попал под гильотину сам, а умер от старости. После этого члены его семьи просили правительство изменить название гильотины. Получив отказ, семья сменила фамилию.
· Французская певица Эдит Пиаф в период оккупации выступала в лагерях для военнопленных на территории Германии, после которых фотографировалась на память с ними и немецкими офицерами. Затем в Париже лица военнопленных вырезали и вклеивали в фальшивые документы. Пиаф ехала в лагерь с повторным визитом и тайно провозила эти паспорта, с которыми некоторым пленным удавалось бежать.
· Когда французская революционная толпа захватывала Бастилию, там содержалось под стражей всего 7 человек.
· Французский писатель и юморист Альфонс Алле за четверть века до Казимира Малевича написал чёрный квадрат — картину под названием «Битва негров в пещере глубокой ночью». Также он почти на семьдесят лет предвосхитил минималистическую музыкальную пьесу из одной тишины «4’33″» Джона Кейджа своим аналогичным произведением «Траурный марш для похорон великого глухого».
Заключение.
В процессе работы над рефератом я узнала о выбранной мною стране – Франции. Развила умения составлять экономико-географическую характеристику страны, используя различные источники информации. Я никогда не была во Франции, и мне бы хотелось посетить эту страну. Франция – одна из крупнейших экономически развитых стран мира, крупнейший в Европе производитель и экспортер сельскохозяйственной продукции, она занимает четвертое место в мире по экспорту промышленных товаров. Во Франции развиты и промышленность, и сельское хозяйство. В формировании валового внутреннего продукта (ВВП) Франции доминирует сфера услуг. Большую роль играют поступления от внешней торговли и туризма. Высокоразвитая промышленность страны занимает первые позиции в мире в атомной энергетике, машиностроении, химической промышленности. Франция прочно интегрирована в мировое хозяйство. По объему экспорта и импорта Франция занимает четвертое место в мире после США, Германии и Японии. Относится к группе развитых стран подгруппе главных. Участвует в мировом процессе глобализации, что обуславливает ее интенсивное развитие в будущем.
Список использованной литературы:
1. Экономическая и социальная география мира: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Ю. Н. Гладкий, С. Б. Лавров. – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2005
2. Н. Н. Полункина «Атлас. Экономическая и социальная география мира. 10 класс».– М.: ФГУП Картография, 2003.
3. Большая Советская Энциклопедия: Т.28.- М.,1978
4. Туризм и отдых: Ежемесячный журнал
5. Максаковский В. П. «География.10 класс».- М.: Просвещение
6.В. С. Автономов, А. П. Кузнецов… «Мир и Россия».– С.П.: Экономическая школа, 1999.
Численность населения страны по годам.
Год | Население |
1328 | 16 000 000 |
1330 | 12 000 000 |
1340 | 21 000 000 |
1345 | 20 000 000 |
1350 | 18 000 000 |
1357 | 16 600 000 |
1400 | 12 000 000 |
1457 | 19 700 000 |
1500 | 18 000 000 |
1550 | 16 000 000 |
1560 | 16 200 000 |
1580 | 16 500 000 |
1594 | 18 500 000 |
Год | Население |
1600 | 20 000 000 |
1620 | 21 000 000 |
1650 | 20 000 000 |
1670 | 18 000 000 |
1680 | 21 000 000 |
1700 | 21 471 000 |
1710 | 22 117 000 |
1720 | 22 762 000 |
1730 | 2 408 000 |
1740 | 24 053 000 |
1750 | 24 699 000 |
1760 | 25 345 000 |
1770 | 25 990 000 |
Год | Население |
1780 | 26 636 000 |
1790 | 27 282 000 |
1800 | 27 927 000 |
1810 | 29 940 000 |
1820 | 31 682 000 |
1830 | 32 930 000 |
1840 | 34 689 000 |
1850 | 36 398 000 |
1860 | 37 257 000 |
1870 | 37 721 000 |
1880 | 38 997 000 |
1890 | 39 814 000 |
1900 | 40 493 000 |
Год | Население |
1910 | 41 280 000 |
1920 | 39 314 000 |
1930 | 41 486 000 |
1940 | 41 214 000 |
1950 | 41 829 000 |
1960 | 45 684 000 |
1970 | 50 772 000 |
1980 | 53 880 000 |
1990 | 56 735 000 |
2000 | 59 278 000 |
2010 | 62 392 846 |