Государственное устройство страны

Содержание.

 

Введение.

 

1.1 Экономико-географическое положение.

 

1.2 Государственное устройство страны.

 

1.3 Население.

 

1.4 Природные условия и отрасли специализации сельского хозяйства.

 

1.5 Природные ресурсы и отрасли специализации промышленности

 

1.6 Транспорт страны.

 

1.7 Интересные факты о стране.

 

Заключение.

 

Список использованной литературы

Введение.

 

Прекрасная, пленительная, великолепная... Именно такие слова слышишь чаще всего, когда речь заходит о Франции. И действительно, эта страна на протяжении многих веков привлекает весь мир своей неповторимой историей и культурой. Во всем мире известны имена государственных деятелей, литераторов, философов, ученых, деятелей искусства. Франция привлекла меня также тем, что в этом государстве говорят на французском языке. В настоящее время насчитывается 105 млн. человек, пользующихся французским языком как основным, и еще 55 млн., для которых это второй язык. О Франции часто говорят как об образце государства-нации весьма редкой в мире исторической и географической завершенности, когда три главных компонентов, определяющих облик страны, - территория, государство и народ – составляют единое целое. Это еще одна особенность Франции. Целью моей работы является развитие умений составлять экономико-географическую характеристику страны, используя различные источники информации. В процессе работы необходимо будет выяснить, к какой группе стран относится Франция, какое место занимает в мировой хозяйстве.

Экономико-географическое положение.

Франция — одна из экономически развитых стран мира, занимает крайнюю западную часть Европы. Она более чем вдвое превосходит Великобританию. В геометрическом отношении она имеет форму многоугольника, потому что расстояние между удаленными крайней северной и южной точками, восточной и западной равно 950 км. Франция - метрополия. Остров Корсика входит в состав Франции на правах автономии и несколько других мелких островов в Средиземном море и Бискайском заливе.

Францию можно назвать страной атлантической и средиземноморской, прирейнской и пиренейской. Морские границы страны имеют большую протяженность, чем сухопутные. На севере Францию отделяют от Англии неширокие проливы Ла — Манш и Па-де-Кале.

Большая часть сухопутных границ Франции проходит по горам или другим природным рубежам. Только на севере низменности Франции незаметно сливаются с низменностями Люксембурга и Бельгии. На юго-востоке ее находится княжество Монако.

Франция расположена в трех климатических областях: в морской, умеренно-континентальной и в средиземноморской.

Франция находится на перекрестке международных путей сообщения, вблизи сырьевых баз стран Европы и Африки, и это издавна усиливало ее экономические позиции. Однако выгодное положение Франции было и одной из причин военных действий на ее территории.

В настоящее время Франция является членом многих международных организаций, таких как Европейского Союза, ООН, Международного Банка Реконструкции и Развития (МБРР), Международного Валютного Фонда (МВФ), НАТО и других организаций.

Франция разделена на 96 департаментов, которые делятся на округа, кантоны и коммуны.

 

Государственное устройство страны

Официальное название Франции – Французская Республика.

Столица – Париж. В настоящее время действует Конституция Пятой республики - "Конституция Республики и Сообщества" от 28 сентября 1958 г.

Административное устройство. В ХХ в. Франция из крупнейшей колониальной империи превратилась почти в чисто унитарное государство. В марте 1982 г. принят закон о децентрализации, согласно которому Франция в целом, административно Франция делится на 22 области (Эльзас, Аквитания, Овернь, Бургундия, Бретань, Центр, Шампань-Арден, Корсика, Франш-Конте, Иль-де-Франс, Лангедок-Руссильон, Лимузэн, Луара, Лотарингия, Южные Пиренеи, Север, Нижняя Нормандия, Верхняя Нормандия, Пикардия, Пуату-Шарант, Прованс-Альпы-Лазурный берег, Рона-Альпы), которые подразделяются на 96 департаментов, включая Париж как отдельный департамент. В состав Франции также входят 4 заморских департамента: Гваделупа, Гвиана, Мартиника и Реюньон, заморские территории: Новая Каледония, Французская Полинезия, Французские австралийские и антарктические земли, о-ва Майотта, Уоллис и Футуна и специальная территориальная единица – о-ва Сен-Пьер и Микелон и особая административная единица Корсика.

Закон о децентрализации наделяет исполнительной властью председателей генеральных советов в департаментах и региональных советов в областях. Закон о статусе Корсики, принятый в ноябре 1990 г., предусматривает создание в Корсике законодательного и исполнительного органов, которым переданы функции, исполнявшиеся ранее центральными административными органами.

Символы государства. Национальный флаг – трехцветный, с вертикальным расположением трех полос – синей, белой и красной. Национальный гимн – "Марсельеза". Девиз – "Свобода, Равенство, Братство". Национальный праздник – День взятия Бастилии – 14 июля (1789 г.). В стране с 1958 г. существует режим Пятой Республики, отличительной чертой которой являются широкие полномочия президента и сильная исполнительная власть.

Политические партии. Наиболее влиятельными партиями являются Объединение в поддержку республики, Союз за французскую демократию (блок партий), Социалистическая, Коммунистическая и Республиканская партии, Центр социальных демократов, Движение левых радикалов, Республиканская партия радикалов и радикал социалистов, Национальный фронт. Самой массовой профсоюзной организацией является Всеобщая конфедерация труда.

По форме правления Франция - республика, в которой элементы парламентарной республики сочетаются с элементами президентской. Действующая Конституция - Конституция Французской республики вступила в силу 5 октября 1958 г. Она утвердила государственный строй, получивший название Пятой республики.

В условиях волны социально-политических противоречий 50-х гг., обусловленных начавшейся структурной модернизацией национальной экономики, во многом проводимой за счет населения, поражениями в колониальных войнах и крахом колониальной империи многие политические группировки хотели не только дальнейшего усиления исполнительной власти, возвышение главы государства, но и придания ему особых правомочий некоего надпартийного арбитра. Особенно последовательно эти установки, равно как и идеи "социального мира", социального партнерства" пропагандировала созданная в 1947г сторонниками генерала де Голля партия "Объединение французского народа". По требованию де Голля ему были представлены чрезвычайные полномочия по составлению новой Конституции. Принятие ее в 1958 г. знаменовало начало Пятой республики.

Центральное место в системе государственных органов Франции принадлежит Президенту. Он избирается на семь лет путем всеобщих и прямых выборов. Полномочия Президента во всех сферах государственной жизни чрезвычайно обширны. Некоторые из них требуют министерской контрассигнации, однако, наиболее важные права осуществляются Президентом лично. Ст. 5 Конституции закрепляет за ним обязанность обеспечивать "своим арбитражем нормальное функционирование государственных органов, а также преемственность государства". В этой же статье провозглашается, что Президент является "гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения соглашений Сообщества и договоров". Он наделен правом законодательной инициативы. Все законы, принятые парламентом, должны быть в течение 15 дней подписаны и промульгированы Президентом. Если он не согласен с законом или какими-то его положениями, то может потребовать повторного обсуждения этого акта. Только после вторичного одобрения законопроекта Президент обязан его подписать. По предложению правительства во время сессий парламента или по предложению палат Президент может передать на референдум законопроект, "касающийся организации государственной власти". В случае одобрения законопроекта, Президент обнародует его в 15-дневный срок. Любой законопроект может быть передан Президентом в Конституционный совет для проверки соответствия его Конституции. Решение о роспуске нижней палаты парламента он может принять только после консультации с премьер-министром и председателями палат парламента (ст. 12). В двух случаях - в течение года с момента выборов и в период осуществления Президентом чрезвычайных полномочий - роспуск Национального собрания невозможен.

Президент председательствует на заседаниях Совета министров, подписывает обсуждавшиеся на них декреты и постановления, назначает премьер-министра и по его предложению - других членов правительства, принимает отставку премьер-министра и министров, в соответствии со ст. 13 "производит назначения на гражданские и военные должности". В области внешней политики Президент представляет Францию в отношениях между государствами, заключает договоры, назначает послов Франции в другие страны, принимает иностранных послов. Он является главнокомандующим вооруженными силами. Наконец, Президент - "гарант независимой судебной власти". Ст. 16 Конституции предусматривает за ним чрезвычайные полномочия "в случае возникновения для Республики непосредственной угрозы". Решение о введении в действие чрезвычайных полномочий Президент принимает после консультации с премьер-министром и информирует об этом население страны. В течение всего срока действия чрезвычайных полномочий в руках Президента сосредоточена вся полнота власти.

Законодательный орган Республики - парламент- с установлением Пятой республики играет относительно небольшую роль в политической жизни страны. Парламент состоит из двух палат - Национального собрания и сената.

Законодательная деятельность Парламента сводится к таким вопросам, как бюджет и налоги, основы гражданского и уголовного судопроизводства, трудовое и избирательное право, общие принципы обороны, образование, местное самоуправление, разрешение ратификации международных договоров и соглашений.

Национальное собрание избирается по мажоритарной системе в 2 тура сроком на 5 лет. Состоит из 557 членов: 555 членов избираются в 555 избирательных округах в метрополии и 22 члена - в заморских департаментах. По Закону 1985 г. выборы в Национальное собрание проводятся на основе пропорциональной избирательной системы.

В Сенат входят представители департаментов, " заморской Франции" и французов, проживающих за границей. В составе Сената - 304 человека, избираемых путем косвенных выборов на девять лет. Каждые три года Сенат обновляется на треть.

В соответствии с Конституцией председатель Сената, в случае вакансии поста президента, выполняет его обязанности до новых выборов. Сенат обсуждает законопроекты, направленные ему Национальным собранием или непосредственно вносимые Правительством.

Парламент собирается на очередные сессии два раза в год. Каждая палата создает по шесть постоянных комиссий. Основная функция парламента - принятие законов - значительно ограничена Конституцией 1958 г. Прежде всего, ст. 34 точно определяет круг вопросов, по которым парламент имеет право издавать законы. Решение вопросов, не включенных в этот список, отнесено к ведению правительства. Если парламент превысит свои полномочия, правительство вправе потребовать у Конституционного совета принять решение о разграничении компетенции. О сужении прав законодательной власти свидетельствует также ограничение депутатов об осуществлении ими законодательной инициативы (ст. 40) и приоритет рассмотрения правительственных законопроектов на заседаниях палат (ст. 42). Права парламента ограничены и в финансовой сфере. Ст. 47 устанавливает определенный срок принятия парламентом финансовых законопроектов. В случае нарушения этого срока, положения законопроекта могут быть введены в действие путем издания правительством соответствующего акта. Но парламент обладает правом контроля за деятельностью правительства. Ст. 49 предоставляет возможность выразить правительству недоверие, приняв резолюцию порицания. С целью производства парламентских расследований палаты могут образовывать комиссии, проверяющие те или иные факты и дающие по ним свои заключения. Правительство Франции - Совет министров, согласно ст. 20 Конституции, "определяет и ведет политику нации".

В состав правительства входят премьер-министр - глава правительства, министры, возглавляющие министерства, и государственные секретари, руководящие подразделениями отдельных министерств.

Функции правительства определены в Конституции в самой сжатой форме. Так как ст. 37 закрепила положение, устанавливающее, что все вопросы, не включенные "в область законодательства, решаются в административном порядке", т.е. в той сфере, которая выходит за пределы действия закона, акт правительства заменяет закон. Кроме того, согласно ст. 38, правительство с разрешения парламента может принимать ордонансы (акты, имеющие силу закона) и в сфере действия закона. Ордонансы должны быть утверждены специально изданным законом "до истечения срока, указанного законом, разрешившим их издание". Правительство ответственно перед Национальным собранием. В случае принятия резолюции порицания абсолютным большинством Национального собрания правительство должно подать в отставку.

В Конституции специально обозначены полномочия премьер-министра. На него возложена ответственность за национальную оборону, он должен обеспечивать исполнение законов, осуществлять нормотворческую деятельность и назначать на некоторые военные и гражданские должности. Премьер-министр обладает существенными правами в отношении парламента: ему принадлежит право законодательной инициативы, он может требовать созыва парламента, может в любое время выступить в палате парламента, наконец, может требовать, на основании ст. 38, передачи правительству законодательных полномочий.

Конституционный совет - особый орган, контролирующий соблюдение Конституции. В его составе девять человек, назначаемых на десять лет. Три члена Совета назначаются Президентом, три - председателем Сената и три - председателем Национального собрания. Все законы до промульгации их Президентом и регламенты палат до их принятия должны поступать на рассмотрение Конституционного совета, который дает заключение о том, соответствуют ли они Конституции. Если Конституционный совет решит, что тот или иной акт противоречит Конституции, он вправе отменить его. Кроме функции конституционного надзора в полномочия Конституционного совета входит наблюдение за ходом президентских выборов, проведением общенациональных референдумов и рассмотрение споров о правильности избрания депутатов парламента. Решения Конституционного совета окончательны и не подлежат обжалованию. Они обязательны для всех государственных органов.

Экономический и социальный совет - консультативный орган при правительстве. Он дает заключения на законопроекты, относящиеся к сфере его компетенции (в основном это законопроекты экономического и социального характера). Поскольку Экономический и социальный совет - консультативный орган, его заключения не носят обязательного характера.

Для государственного развития Франции периода новейшего времени характерно усиление исполнительно-президентской ветви власти, при сохранении некоторых форм парламентского контроля. Сильная президентская власть и отлаженный механизм парламентского контроля за его деятельностью позволяет отнести Францию к государствам со смешанной формой правления - полупрезидентской республики. Стабильность развития государства обеспечивает сложившаяся устойчивая правовая система. Конституции 1940 и 1958 гг. лишь определили и перераспределили основы взаимодействия и компетенций различных ветвей власти, в то время как с начала XIX века, хотя и с изменениями, продолжают во многом действовать наполеоновские кодексы (гражданский, торговый, уголовный). Сложившаяся судебная система позволяет государству гарантировать гражданам реализацию их основных прав и свобод и служит основой стабильного развития общественных отношений.

 

Население

Население Франции насчитывает около 63 млн чел. На континентальной территории Франции проживает 60 876 136 чел. По численности населения Франция занимает 20-е место среди 192 государств — членов ООН

Плотность населения во Франции 108 человек на 1 км². По этому показателю Франция занимает 14-е место среди стран Евросоюза. Однако, так как почти две трети территории Франции заняты лугами, горами и лесами, на остальной территории плотность достигает 289 человек на 1 км²

Около 5 млн чел. имеют иностранное происхождение (иммигранты, либо иммигрантами были их родители, либо бабушки и дедушки), из них 2 млн имеют французское гражданство. На 1000 человек в среднем приходится 1,52 мигранта. Около 8 млн жителей являются мусульманами.

Суммарный коэффициент рождаемости во Франции один из самых высоких в Европе — 1,98 ребёнка на одну женщину репродуктивного возраста. При этом наиболее высокая рождаемость наблюдается у иммигрантов (например, у китайцев и арабов).

Половозрастная структура населения

0—14 лет: 18,6 % (мужское население 6,125,629 чел.; женское население 5,838,925 чел.); 15—64 лет: 65 % (мужское население 20,963,124 чел.; женское население 20,929,280 чел.); 65 лет и старше: 16,4 % (мужское население 4,403,248.; женское население 6,155,767 чел.) (2009 г.).

Средний возраст: все население — 39,4 года; мужчины — 38 лет; женщины — 40,9 лет (2008 г.)

Соотношение числа мужчин и женщин: все население — 0.956 (2007 г.)

Динамика населения: Рождаемость — 12,73 рождений/1000 человек (2008 г.). Смертность — 8,48 смертей/1000 человек (2008 г.)

Естественный прирост — 0,574 % (2008 г.)

В историческое время Франция неоднократно была ареной миграций разных народов, в результате смешения этих разнородных элементов сформировалось современное население страны. Тем не менее различают три расовые группы: средиземноморскую (южноевропейскую), центральноевропейскую (альпийскую) и североевропейскую (балтийскую). Средиземноморская группа характеризуется невысоким ростом и хрупким телосложением, темными волосами, карими глазами и овальным лицом. Центральноевропейская общность характерна в основном для района Центрального Французского массива и отличается невысоким ростом, коренастым телосложением, русыми волосами. Основные признаки североевропейской группы – высокий рост, мускулистое телосложение, светлые волосы, белая кожа и голубые или серые глаза.

Язык и религия. Все жители Франции говорят по-французски. В западной Бретани около 1250 тыс. бретонцев пользуются бретонским языком,  в Пиренеях около 200 тыс. басков говорят на баскском, а около 250 тыс. каталонцев – на каталанском. На диалекте итальянского – корсиканском языке – говорят 250 тыс. корсиканцев на о.Корсика. На северо-востоке страны в Эльзасе и некоторых районах Лотарингии ок. 1 млн. человек говорят на диалекте немецкого языка, а почти 150 тыс. человек в районе Дюнкерка – на фламандском языке. Католицизм исповедуют 4/5 населения страны, 1/4 населения регулярно посещает церковь. Около 12% населения, в том числе свыше 1/3 проживающих в Парижской городской агломерации, считают себя атеистами. Мусульмане (в основном мигранты из Алжира, Марокко, Туниса, Сенегала, Мали и Мавритании) составляют 3% населения. Около 2% населения исповедуют протестантизм и 1% – иудаизм.

Демография. В 1800 Франция имела самую большую в Западной Европе численность населения. По переписи 1990, в стране проживало 56 614 тыс. человек. Рождаемость во Франции стала снижаться в середине 19 в. В 1938 она составляла 15 человек на 1000. После Второй мировой войны Франция пережила краткий «детский бум». К 1948 рождаемость повысилась до 21 человека на 1000, но затем постепенно снижалась вплоть до 1970-х годов, когда она стабилизировалась на уровне в 14–15 человек на 1000, а в 1990-х годах снова упала до 12–13 человек на 1000.

Уровень рождаемости сильно варьирует в разных районах Франции. Традиционно он высокий на севере и очень высокий в Бретани, а на юге и особенно юго-западе – традиционно низкий. Уровень смертности во Франции в 19 в. также постепенно снижался. После Второй мировой войны он оставался сравнительно стабильным – 10–11 на 1000 человек, а в 1997 снизился до 9,1 на 1000 человек. Самые большие успехи были достигнуты по снижению детской смертности, которая в 1997 составила 5 человек на 1000 новорожденных (в начале 1950-х годов 46 человек на 1000, а в начале 1920-х годов 97 человек на 1000). Средняя ожидаемая продолжительность жизни мальчиков, родившихся в 1991–1997, – 74,2 года, а девочек – 82,1 года. Приблизительно одна четверть населения моложе 20 лет, а один человек из пяти достиг 60 лет и более, остальные 55% населения относятся к трудоспособной возрастной группе.

Число браков с начала 1970-х годов значительно уменьшилось, в то время как число разводов возросло. Постоянно увеличивается число пар, не регистрирующих свой брак (13,5% в 1998), а число внебрачных детей в 1996 составило 39%. Растет число неполных семей и одиноких людей.

Географическое распределение населения. Хотя 3/4 населения Франции считается городским, плотно заселен только один крупный промышленный район. Это угледобывающий район с развитой текстильной промышленностью на севере Франции, включающий Лилль (173 тыс. человек в 1990) и менее крупные промышленные центры Рубе, Туркуэн, Бетюн, Ланс, Дуэ и Валансьен.

Самая высокая концентрация населения – в Париже вместе с его промышленными пригородами. В 1990 здесь насчитывалось 2,2 млн. человек, а во всей Парижской городской агломерации – 9318 тыс. человек (более 1/6 населения страны).

Сельское население Франции распределяется равномерно. Немногие районы с плотностью населения менее 23 человек на 1 кв. км, представляющие ограниченные возможности для развития земледелия, имеются на востоке Парижского бассейна, на сухих известняковых плато Центрального Французского массива, в Ландах на юго-западе страны и в верхних поясах Юры, Альп и Пиренеев. Высокий уровень плотности сельского населения (более 97 человек на 1 кв. км) характерен для плодородных районов северной Франции, морского побережья Бретани, равнин Эльзаса и долин рек Рона и Сона.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: