Формирование и использование информационной базы для принятия решений

 

Процесс разработки и принятия управленческого решения является составной частью более общего управленческого процесса, который также как и любой производственный процесс подразделяется на основной, вспомогательный и обслуживающий. Только здесь в качестве предмета труда выступает управленческое решение, информация, нормативно-технический или управленческий документ. Если операция направлена на изменение любого параметра управленческого решения, то этот процесс будет основным. К обслуживающим управленческим процессам относятся процессы по накоплению, контролю и передаче управленческого решения. К вспомогательным - все те, которые создают условия для протекания основных и обслуживающих процессов [11].

Опишем подробнее основной процесс принятия решений. Любая целенаправленная деятельность человека неразрывно связана с процессами планирования. В свою очередь, любой процесс планирования можно представить в виде последовательности процессов принятия решений, причем, каждое решение есть результат определенной плановой задачи, и может быть представлен в виде логической схемы.

 

Представление планирования как комплекса решаемых задач универсально и характеризуется тем, что, во-первых, не зависит от содержания планируемого объекта; во-вторых, допускает иерархическое представление; в-третьих, решение задачи может быть увязано с любым конечным интервалом времени. Справедливо и обратное утверждение, задачу принятия решения можно трактовать как задачу выбора варианта плана, а процесс принятия решения в целом - как процесс разработки плана. Часто решением называют как акт выбора, так и результат выбора (ответ). Далее мы будем употреблять термин решение для результата выбора, акт выбора будем называть принятием решения, а процедуру выбора - процедурой принятия решения.

Управление представляет собой целенаправленный процесс воздействия на объект, а такое воздействие возможно, если известны правила принятия решения и информация, на основании которой оно принимается. Управление описывается взаимосвязью "цель - решение", которая не является однозначной из-за большого числа путей, ведущих к одной цели. Особенно это справедливо для иерархического представления целей (дерево целей). На самом высоком уровне находятся цели, носящие директивный характер (траекторные цели). Они отражают стратегию управления предприятием. Ниже находятся рабочие цели, которые вырабатываются ЛПР. Рабочие цели подчинены траекторной цели и детализируют ее в зависимости от уровня управления. Кроме траекторных и рабочих целей существуют и ситуационные цели, которые формулируются в зависимости от конкретной ситуации, возникающей на данном уровне управления.

Таким образом, на процесс принятия решения оказывает влияние вся совокупность целей (траекторных, рабочих, ситуационных) и информация в виде альтернатив, поступаемых после анализа ситуации (см. рис. "Технология процесса управления").

 

 

Если рассмотреть процесс принятия решения во времени, то можно его описать последовательностью действий, приведенной на рис. ниже "Цикл управления".

 

   

Все функции, представленные на этом рис., за исключением функции "формирование цели", можно автоматизировать. Так, наиболее простым вариантом является автоматизация функции учета, который представляет собой формирование с помощью компьютера аналитических показателей по комплексной методике целевого экономического анализа. Эта методика содержит технологическую и информационную части. Технологическая часть описывает способ просмотра, сравнения и оценки выбранных аналитических показателей в соответствии с задаваемой шкалой соотношений. Информационная часть содержит перечень аналитических показателей, способ их расчета и нормативные значения. При разработке этой части объекты анализа предварительно классифицируются по признаку принадлежности к задачам управления. Впоследствии это позволяет выделять стандартные и нестандартные задачи: первые подлежат формализации полностью, вторые - частично.

    

Остальные функции могут быть автоматизированы с помощью экспертной системы. Схема экспертной системы реализует следующие функции:

 · Распознавание сложившейся ситуации, ее анализ, постановка диагноза и формулирование ближайших целей для возвращения на желаемую траекторию развития предприятия;

 · Построение путей достижения сформулированных целей с учетом резервов предприятия;

 · Пополнение Базы Знаний;

 · Обеспечение дружественного интерфейса.

 

Отличительной особенностью экспертных систем для принятия решений является присутствие дополнительных модулей: модуль проведения расчетов с учетом сложившейся ситуации; База Данных; модуль ввода и корректировки данных. В базе данных находятся плановые, фактические, расчетные отчетные и другие постоянные или оперативные показатели. Если в автоматизированной системе есть блок учета, то надобность в блоке ввода и корректировки данных отпадает. Блок логических выводов и диагноза является главным, так как помогает наметить пути выхода из сложившейся ситуации с помощью фактического анализа показателей. Блок приобретения знаний снимает проблему самообучения системы.

 

Список использованной литературы:

Трофимов В.В. Книга - Информационные технологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: