Механизмы взаимопонимания в процессе общения

Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается другим человеком – партнером по общению – также как личность. На основе внешней стороны поведения мы как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом. Играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, потому, что, познавая другого, формируется и сам познающий индивид. Во-вторых, потому, что от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Связь эта двоякая: с одной стороны, богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке, с другой стороны, чем более полно раскрывается другой человек (в большем количестве и более глубоких характеристик), тем более полным становиться и представление о самом себе. Этот вопрос в свое время на философском уровне был поставлен Марксом, когда он писал: «Человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку».

Если применить это рассуждение к конкретной ситуации общения, то можно сказать, что представление о себе через представление о другом формируется обязательно при условии, что этот «другой» дан не абстрактно, а в рамках достаточно широкой социальной деятельности, в которую включено взаимодействие с ним. Индивид «соотносит» себя с другим не вообще, а прежде всего преломляя это соотнесение в разработке совместных решений. В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять строй его поступков, и основанная на этом стратегия изменения его поведения, и построение стратегии своего собственного поведения.

Однако в эти процессы включены как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходиться принимать в расчет не только потребности, мотивы. Установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки

Эмоциональность коллективной деятельности.

В структуре социально-трудовой направленности коллективного субъекта деятельности наряду с мотивационным выделяют эмоционально-волевой компонент. Проблема эмоциональных характеристик направленности рассматривается в социальной психологии в связи с поиском психологических факторов результативности деятельности. Ведь именно эмоционально-ценностный аспект мотивации первичен в детерминации поведения и деятельности.

Эмоции отражают общую мотивационно-динамическую ориентировку в возможных событиях и мотивационно-динамическую настройку в виде желательности или нежелательности, вероятности или невероятности тех или иных событий, в виде готовности к тем или иным функционально-энергетическим затратам для превращения этих событий в действительность.

Благодаря эмоциям субъект деятельности адекватно формирует динамическую сферу, как отдельного побуждения, так и всей мотивационной системы. Без эмоционально-динамической характеристики субъект не может разобраться в событиях окружающей жизни и адекватно реагировать на них. «Пристрастное» заинтересованное отношение субъекта к действительности создает как бы напряженное эмоциональное поле, в пределах которого и осуществляется активный процесс деятельности.

Касаясь природы положительно-отрицательного строения эмоций, С.Л. Рубинштейн (1946) подчеркивал, что эмоциональные процессы приобретают положительный или отрицательный характер в зависимости от того, находится ли действие, которому подвергается субъект, в положительном или отрицательном отношении к его потребностям, интересам, установкам.

Эмоциональный компонент направленности включает все то, что связано с состояниями коллективного субъекта: положительные и отрицательные эмоциональные состояния, конфликтность состояний (внутриличностную, межличностную), эмоциональную чувствительность, удовлетворенность собой, партнером, работой и т. п.

Впервые эмоциональный компонент в структуре социальных установок субъекта был выделен М. Смитом, который рассматривал его как психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла, социального объекта.

Западные психологи связывают источники движения группового поведения не с областью реальных общественных сил, а с динамикой якобы изначально присущих группе энергетических сил. Ведущими механизмами внутригрупповой активности признаются «притяжение», «отталкивание», «равновесие», характеризующие, прежде всего структуру эмоциональных отношений. При этом эмоциональность оценивается с точки зрения удовлетворения субъектом наиболее важных своих потребностей. Такой подход может быть положен в основу изучения эмоциональности коллективной деятельности.

Особенности эмоциональности коллективной деятельности позволяют выделить два основных эффекта, образующих феномен коллективной эмоции. Во-первых, это эффект собственно эмоций, в которых заложена возможность общей активации организма человека, отражающейся в его социальном поведении, в отношениях с окружающей средой. Во-вторых, это эффект публичности, образующей «коллективную прибавку» к действиям отдельной личности. Коллективное эмоциональное явление создается не только за счет одновременности переживаний людьми близких по тональности эмоциональных состояний, вызванных значимыми для данной группы или коллектива событиями окружающей жизни.

Эмоциональные потенциалы коллектива обладают общими, характерными для любого контактного коллектива качествами, способными служить источниками появления активности членов коллектива.

Особенности коллективных эмоциональных состояний представляют собой результат целостного психологического феномена, который в социальной психологии обозначается как «эмоциональное состояние группы», «психологическое поле», «психологическая атмосфера» и, наконец, «психологический климат» в самых разных его определениях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: