Анализ стратегий вербального и невербального поведения ведущего, на примере программ с Ренатой Литвиновой

1. Детали (Литвинова, Михалков)с канала СТС, 25 декабря 2007 г.

Ведущая (Рината Литвинова) Гость (Никита Михалков)

Начало беседы

Открывается как в вербальном, так и в невербальном общении. Часто использует открытые ладони, жесты от груди, не выходит из «зоны общения» (прямоугольник, длинной которого является область от макушки до середины живота, а шириной зона от одного плеча до другова), иногда сутулится, что позволяет ее собеседнику почувствовать превосходство над собой. Употребляет жесты заигрывания (отводит взгляд вверх, часто хлопает глазами, прикрывая открытый рот растопыренными пальцам). При словах: «сейчас я соберусь с мыслями» Р. Литвинова закрывает себя (руки на груди крестом, нога на ногу).   Поза «величия» (нога на ногу, корпус расслаблен, руки в замке в области низа живота, голова приподнята). Невербальная и вербальная коммуникация совпадает. Никита Михалков явно чувствует свое преобладание, выстраивая своеобразный барьер. Относится к собеседнику не серьезно.

Развитие беседы

Снимает барьер превосходства над собой. Задает ряд вопросов, сопровождаемых активной жестикуляцией (открытые ладони, заигрывание, иногда замыкает руки, что не дает возможности ее перебить). Чувствует себя свободно, на равных, но иногда уступает (сводит плечи вперед). С течением разговора теряет равноправие, преобладают жесты внимания (широко открыты глаза, корпус повернут на собеседника; корпус наклонен к собеседнику, глаза прищурены), уступает. К некоторым словам относится недоверчиво (при ответе Н. Михалкова на некоторые вопросы отводит взгляд, рукой почесывает губы). Иногда жестами останавливает (рука вытянута вперед ладонь раскрыта), плавно переводя тему.  Отдается на провокацию, открывается из позы «величия» переходит в свободное общение на равных (корпус расслаблен, откинулся на спинку дивана, одна рука на сидении, вторая на спинки, улыбается). Над вопросами задумывается (уводит взгляд вверх в право), отвечает искренне.  Вновь берет превосходство, часто употребляет жесты доказательств, убеждения, акцента на чем-либо (указательный палец вверх, рука вытянута, пальцы согнуты). Относится иронично, часто искренне улыбается, смеется. Всегда обдуманно отвечает на вопросы, пропуская через себя (открытая ладонь к себе).   

Вывод: в ербальная и невербальная стратегии ведущего совпадают. На протяжении всей беседы Рената выбрала позицию «ученицы» (корпус прямой направлен на говорящего, глаза широко открыты, руки на коленях, ноги вместе). Часто употребляет открытые ладони, жесты рук от сердца, от груд, позволяет собеседнику чувствовать себя на ступень выше, позволяет расслабиться.  

2. "Сто вопросов к взрослому" С Ренатой Литвиновой (ТВ-Центр от 10 марта 2007 г.)

Начало передачи.
 С первых вопросов видно волнение (часто потирает лоб, поправляет прическу, перебирает пальцами). Первые ответы сопровождаются оборонительной жестикуляцией (рука вытянута не полностью ладонь вверх, вторая ладонью вниз согнута в полукулак). Закрытая позиция (ноги накрест или сжаты, руки на коленях, часто тоже накрест или кисти в замке). Принимает позу «величия» превосходства. Затруднение в ответах на некоторые вопросы (закусывание нижней губы). Ожидание некорректного вопроса или попытки обидеть (щурится, корпус вперед руки в замке либо держит что- либо).  На некоторые вопросы отвечает открытостью (ладони открыты). Смысл слов, сказанных ее телом и речью, не всегда совпадает. Интонация оборонительная, но не грубая, в голосе нет волнения, все ответы очень лаконичные сжаты и содержательные, когда как жестикуляция говорит о явном волнении и настороженности.     
Снятие напряжения
Происходит после того как парень из зала дарит Ренате цветы. Сразу видно как она расслабляется, в чем – то соглашается с ребятами, кокетничает (при ответе на вопрос «о звездной» болезни, слегка поправляет прическу акцентировав внимание на молодом человеке, задавшем вопрос), часто улыбается.   Иногда что-то не досказывает(трогает угол губы). На некоторые вопросы отвечает искренне, употребляет жесты открытости (рукой производит движение от сердца к публике). На протяжении всей передачи наблюдается настороженность и волнение.

 

Вывод: Яркость вербальной коммуникации преобладает над невербальной. Есть конкретная поза превосходства, в которой Рената Литвинова находится на протяжении всей программы. Мимика жесты выдают ее волнение, когда как речь и голос абсолютно спокойны.  

Анализ индивидуальных жестов:   внимательно изучив поведение Ренаты Литвиновой в нескольких передачах, я заметила, что она очень часто употребляет жест рукой от сердца к аудитории – это говорит о такой черте характера, как доверчивость. В то же время полусогнутый кулак, движущийся посредине груди в вертикальном направлении, говорит о нежелании человека разглашать личную информацию, связанную с семьей и т.д.  

 

 

Вывод:

После проделанной мной работы, я овладела языком телодвижений. Научилась его читать и выделять индивидуальные жесты, а так же в какой-то мере пользоваться им. Узнала о тонкостях чтения. Изучила основы создания имиджа героя.  

 

 

Список использованной литературы:

1. Дэвид Ламберт «Язык тела» АСТ, Астрель 2001г.

 

2.  «Имиджелогия. Как нравиться людям» В.М. Шепель. М.: Народное образование 2002.

 

3. Шарма Винай «Новейший язык телодвижений. Самое полное руководство по языку тела» издательство ООО Прайм-ЕВРОЗНАК 2008г.

 

4. http://www.peterlife.ru/funoffice/tattoo/fuck-off/index.html

 


[1] Дэвид Ламберт «Язык тела»

 

[2] «Имиджелогия. Как нравиться людям» В.М. Шепель. М.: Народное образование, 2002.

 

[3] Шарма Винай «Новейший язык телодвижений. Самое полное руководство по языку тела»

 

[4] «Имиджелогия. Как нравиться людям» В.М. Шепель. М.: Народное образование, 2002.

 

[5] Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow