Серебряный век» русской культуры

Серебряный век (определение Бердяева) – в сравнении с золотым, пушкинским, - в истории русской культуры – это конец 19 – начало 20 столетия. До сих пор нет единого мнения о его хронологических рамках. Тем не менее его началом считают речь Достоевского на открытии памятника Пушкину в Москве (1880г.), а концом речь Блока «Он назначении поэта» (1921г.), тоже посвященную Пушкину.

Россия переживала тогда невероятно интенсивный интеллектуальный подъем, в первую очередь – философии и поэзии (русский культурный ренессанс)

Неповторимость Серебряного века видится прежде всего в «пограничности» сложившейся в России ситуации с мощнейшим конфликтом эпох, который

•         Одним представлялся закатом европейской цивилизации, кризисом христианского сознания,

•         Другим – выходом в обновленную жизнь и искусство, возможностью достичь заветных творческих высот.

Сорокалетний век – век поисков новых путей, духовная жизнь этого периода отличалась небывалой насыщенностью, продолжением прекрасных художественных традиций, желанием воскресить к новой жизни все образы и формы, выработанные человеческой культурой.

Художественный мир раскололся на два полярных сознания:

•         Приверженность к духовному наследию прошлого

•         Отрицание духовного наследия прошлого

Активный поиск новых форм привел к появлению

•         Символизма

•         Акмеизма

•         Футуризма в литературе

•         Кубизма и абстракционизма в живописи

•         Символизма в музыке

Наряду с реализмом господствующим стилем и мировосприятием стал символизм – новая форма романтизма.

С особой силой в творчестве звучит чувство личности в человеке, его достоинства и ценности.

Серебряный век называют времени «великого синтеза», когда искусство мыслилось единым целым, с усилением тенденции к взаимопроникновению различных видов художественной деятельности.

Идеалом времени становится художник универсального типа, а идеалом слияния искусств – театр. Именно в театре, сфере, соединяющей многие виды творчества, можно достичь желаемого единства, синтеза искусства. Жизнь, искусство и театр смыкаются в представлении о мире как о вечной игре.

Преобразование реализма происходит на рубеже веков, начало его обновлению положили Толстой, Чехов, Куприн, Шмелев, Горький.

Соперники реализма – модернисты.

Особое место в философии и культуре Серебряного века заняла тема русской интеллигенции, тот трагический исторический тупик, в котором она оказалась. 

Художественный уровень, открытия и находки в русской философской мысли, литературе и искусстве «серебряного века» дали творческий импульс в развитии русской и мировой культуры.

Представители: Бунин, Блок, Куприн, Гумилев, Есенин, Хлебников, Булгаков и др.



Век России как социокультурная эпоха.

Культура России 19 века - это пример невиданного взлета в своих вершинных достижениях. Ни в какое другое время в России не рождалось столько гениев мировой величины.

Это

•         В литературе - Пушкин, Гогль, Тургенев, Некрасов, Толстой, Достоевский, Островский

•         В музыке – Глинка, Мусоргский, Чайковский

•         В живописи – Крамской, Репин

Это были яркие индивидуальности, не похожие друг на друга, хотя жили в одну эпоху, в одном государстве.

Все это позволяет назвать 19 век – Золотым веком русской культуры.

Особое место в культуре Золотого века занимает литература.

Классики русской литературы всегда тяготели к объемному многомерному мировосприятию, сохраняющему многозначность и образность.

 Классическая литература 19 века стала синтетическим явлением культуры, универсальной формой общественного самосознания, выполняя миссию социальных наук.

Многие просвещенные люди строили свою жизнь, ориентируясь на высшие литературные образцы.

К середине 19 века русская культура проникает на Запад.

 Лобачевский – строение вселенной, в Париже был поставлен «Ревизор» Гоголя.

Российская культура приобрела европейское и мировое значение.

Несмотря на все достижения культуры Золотого века, в России назревал культурный раскол. В 1897 г. было только 20% грамотных..

После 1881г. возобладали радикальные модернистские идеи в воем разрушительном виде. Золотому веку наступил конец.



Актуальные проблемы современной культуры.

Особенности формирования культуры 20в.:

1.       20в. – век противоречий, век войн, гонки вооружений, тоталитарных режимов, следоват.,человеческая жизнь обесценивается.

2.       20в – время интенсивного развития науки и техники, ускорение темпов времени, сокращение пространства

3.       20в. время формирования глобальных проблем – их появление обусловлено целостностью современного мира, возросшей мощью человека, неравномерностью развития отдельных стран.

Глобальные проблемы:

•         гонка вооружений, угроза новой войны

•         экологическая проблема – носит необратимый характер, т.к. влияет на генофонд человека

•         проблема терроризма

•         деградация культуры, дегуманизация, кризис личности

Во 2-й половине 20 века создается ряд международных организаций с целью решения глобальных проблем современности, в частности, Римский клуб (1968г.) – организация объединяла представителей более 30 стран мира, ее основоположник А.Печчея.

Выделяется 2 направления деятельности:

1.       социальный пессимизм - Медоус «Человечество у поворотного пункта»

2.       социальный оптимизм – Несбит «Мегатенденции, год 2000й»

Считает, что человечество осознало глобальные проблемы.

21 век – век экономического и духовного возрождения.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: