Серебряный век (определение Бердяева) – в сравнении с золотым, пушкинским, - в истории русской культуры – это конец 19 – начало 20 столетия. До сих пор нет единого мнения о его хронологических рамках. Тем не менее его началом считают речь Достоевского на открытии памятника Пушкину в Москве (1880г.), а концом речь Блока «Он назначении поэта» (1921г.), тоже посвященную Пушкину.
Россия переживала тогда невероятно интенсивный интеллектуальный подъем, в первую очередь – философии и поэзии (русский культурный ренессанс)
Неповторимость Серебряного века видится прежде всего в «пограничности» сложившейся в России ситуации с мощнейшим конфликтом эпох, который
• Одним представлялся закатом европейской цивилизации, кризисом христианского сознания,
• Другим – выходом в обновленную жизнь и искусство, возможностью достичь заветных творческих высот.
Сорокалетний век – век поисков новых путей, духовная жизнь этого периода отличалась небывалой насыщенностью, продолжением прекрасных художественных традиций, желанием воскресить к новой жизни все образы и формы, выработанные человеческой культурой.
|
|
Художественный мир раскололся на два полярных сознания:
• Приверженность к духовному наследию прошлого
• Отрицание духовного наследия прошлого
Активный поиск новых форм привел к появлению
• Символизма
• Акмеизма
• Футуризма в литературе
• Кубизма и абстракционизма в живописи
• Символизма в музыке
Наряду с реализмом господствующим стилем и мировосприятием стал символизм – новая форма романтизма.
С особой силой в творчестве звучит чувство личности в человеке, его достоинства и ценности.
Серебряный век называют времени «великого синтеза», когда искусство мыслилось единым целым, с усилением тенденции к взаимопроникновению различных видов художественной деятельности.
Идеалом времени становится художник универсального типа, а идеалом слияния искусств – театр. Именно в театре, сфере, соединяющей многие виды творчества, можно достичь желаемого единства, синтеза искусства. Жизнь, искусство и театр смыкаются в представлении о мире как о вечной игре.
Преобразование реализма происходит на рубеже веков, начало его обновлению положили Толстой, Чехов, Куприн, Шмелев, Горький.
Соперники реализма – модернисты.
Особое место в философии и культуре Серебряного века заняла тема русской интеллигенции, тот трагический исторический тупик, в котором она оказалась.
Художественный уровень, открытия и находки в русской философской мысли, литературе и искусстве «серебряного века» дали творческий импульс в развитии русской и мировой культуры.
|
|
Представители: Бунин, Блок, Куприн, Гумилев, Есенин, Хлебников, Булгаков и др.
Век России как социокультурная эпоха.
Культура России 19 века - это пример невиданного взлета в своих вершинных достижениях. Ни в какое другое время в России не рождалось столько гениев мировой величины.
Это
• В литературе - Пушкин, Гогль, Тургенев, Некрасов, Толстой, Достоевский, Островский
• В музыке – Глинка, Мусоргский, Чайковский
• В живописи – Крамской, Репин
Это были яркие индивидуальности, не похожие друг на друга, хотя жили в одну эпоху, в одном государстве.
Все это позволяет назвать 19 век – Золотым веком русской культуры.
Особое место в культуре Золотого века занимает литература.
Классики русской литературы всегда тяготели к объемному многомерному мировосприятию, сохраняющему многозначность и образность.
Классическая литература 19 века стала синтетическим явлением культуры, универсальной формой общественного самосознания, выполняя миссию социальных наук.
Многие просвещенные люди строили свою жизнь, ориентируясь на высшие литературные образцы.
К середине 19 века русская культура проникает на Запад.
Лобачевский – строение вселенной, в Париже был поставлен «Ревизор» Гоголя.
Российская культура приобрела европейское и мировое значение.
Несмотря на все достижения культуры Золотого века, в России назревал культурный раскол. В 1897 г. было только 20% грамотных..
После 1881г. возобладали радикальные модернистские идеи в воем разрушительном виде. Золотому веку наступил конец.
Актуальные проблемы современной культуры.
Особенности формирования культуры 20в.:
1. 20в. – век противоречий, век войн, гонки вооружений, тоталитарных режимов, следоват.,человеческая жизнь обесценивается.
2. 20в – время интенсивного развития науки и техники, ускорение темпов времени, сокращение пространства
3. 20в. время формирования глобальных проблем – их появление обусловлено целостностью современного мира, возросшей мощью человека, неравномерностью развития отдельных стран.
Глобальные проблемы:
• гонка вооружений, угроза новой войны
• экологическая проблема – носит необратимый характер, т.к. влияет на генофонд человека
• проблема терроризма
• деградация культуры, дегуманизация, кризис личности
Во 2-й половине 20 века создается ряд международных организаций с целью решения глобальных проблем современности, в частности, Римский клуб (1968г.) – организация объединяла представителей более 30 стран мира, ее основоположник А.Печчея.
Выделяется 2 направления деятельности:
1. социальный пессимизм - Медоус «Человечество у поворотного пункта»
2. социальный оптимизм – Несбит «Мегатенденции, год 2000й»
Считает, что человечество осознало глобальные проблемы.
21 век – век экономического и духовного возрождения.