История бюджета в России

Бюджетного права в России не существовало длительное время. В Средние века государственные доходы и расходы не отделялись от доходов и расходов великого князя, царя, главы государства, причем доходы поступали как в натуральной, так и в денежной форме. 

Серьезные преобразования всей финансовой системы связаны с именем Петра I. Именно при нем расширяются мануфактурное производство, торговля, развиваются города, ведутся войны и расширение и укрепление границ империи. Для этого необходимы существенные средства, поэтому укрепляются товарно-денежные отношения, основанные уже не на натуральной форме, а на денежной налоговой системе, усиливается прямое налогообложение, развиваются и косвенные налоги.

Денежные налоги в эпоху Петра I резко возросли, особенно для народов Поволжья и Приуралья: на них было возложено 72 налога. С именем Екатерины II  связано появление Министерства финансов России.

В Росси составление бюджета как государственной росписи или сметы доходов и расходов началось с 1863 г., в период реформ после Крымской войны с учреждением специальной комиссии под руководством В. А. Татаринова, который внедрил в российскую практику рациональные основы бюджета, разработанные на Западе. Бюджетная реформа 1862 г. положила начало развитию российского бюджетного законодательства, а введение Конституции и учреждение Государственной думы дали этим процессам сильнейший импульс.

Вместе с тем в России порядок составления государственной росписи или сметы доходов и расходов государства ведет свое начало с 1863 г. До бюджетной реформы 1862 г. государственные доходы сосредотачивались в руках отдельных управлений, которыми они распоряжались, по существу, бесконтрольно. Остатки от сметных назначений не вносились в сметы будущего года, поэтому Министерство финансов не имело полных данных о бюджетных финансовых потоках. С изданием в 1906 г. Правил о порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов России возникает бюджетное право и государственный бюджет принимает окончательное оформление.

Большую роль в истории финансов Росси сыграли реформы С. Ю. Витте — одного из наиболее известных русских финансистов конца XIX - начала XX в.

С. Ю. Витте возглавлял Министерство финансов России в течение 11 лет (с 1892 по 1903 г.). Самыми знаменитыми его успехами стали следующие.

· Денежная реформа, суть которой состояла во введении свободного обмена бумажных (кредитных) денег на золотую валюту. В феврале 1895 г. С. Витте в докладе царю предложил ввести золотое денежное обращение. Кредитный рубль приравнивался к 66,7 коп. золотом, и при этом на треть снижался вес золотого рубля, поэтому девальвация носила скрытый характер, прошла безболезненно, не вызвав изменения цен на товары. Система налогов и таможенных пошлин нацелена на поощрение экспорта. Использовались и административные ограничения внутреннего потребления некоторых продуктов, например сахара. Лозунг «Недоедим, а вывезем» стал знаменит по всей стане.

· Введение винной монополии (производство спирта оставалось в частных руках, но по заказу и при строгом наблюдении государственного акцизного надзора, а вот продажа стала исключительно государственной монополией).

· Изменение источников доходной базы бюджета. Вершинами многоугольника, положенного в основание денежной реформы, стали интенсивное строительство железных дорог (российские железные дороги во времена Витте считались лучшими в мире, а по отношению к Великой Транссибирской магистрали впервые были применены расхожие потом слова «русское чудо»), разработка основ земельной реформы, введение винной монополии и меры по расширению технического образования.

В бытность Витте министром финансов сеть железных дорог России удвоилась, промышленное производство утроилось. Темпы прироста ВВП стали у нас в то время одними из самых высоких в мире – 12%.С 1865 по 1890г. добыча угля возросла в 42 раза, выплавка чугуна – 10 раз, грузооборот – в 14. раз. При С. Витте не только широко развернулось железнодорожное строительство, но в руках государства сосредоточились и дороги, отчего казна получала большие доходы, а также организация государственных кредитных учреждений, широкая система казенных заказов и субсидий производителя. На государственную поддержку опирался мощный подъем промышленности.

Баланс между импортом и экспортом оказался самым высоким. А обслуживание внешнего долга не было столь обременительным для отечественной экономики.

Такая финансовая политика привела к огромному притоку иностранных капиталов в экономику России. Если в 1890 г. в нее было вложено 214,7 млн. руб. иностранного капитала, то в 1900 г. – 911 млн. руб. В результате такой финансовой политики в Росси к началу XX в. была достигнута определенная финансовая стабилизация.

Анализ доходов российского бюджета 1906 г. (табл. 1) показывает, что доля чистых налогов составляла 25%, а если добавить доходы фискальных монополий, она повысится до 65%. Для сравнения – в бюджете Италии за 1925/26 гг. из общей суммы обыкновенных доходов бюджета 16,97 млрд. лир налоги вместе с фискальными монополиями составили 85% всей суммы доходов. В США в 1984 г. налоговые поступления составили 93,8% от общей суммы.

После революции 1917 г. в России бюджет и бюджетное право претерпели существенные изменения.

В январе 1918 г. был издан первый акт советского бюджетного права – Правила составления, рассмотрения и утверждения смет на первое полугодие 1918 г.; первый советский бюджет в соответствии с Правилами был полугодовым, однако в 1920–1921 гг. вернулись к составлению годовых бюджетов.

Таблица 1

Государственные доходы России в 1906 г. (млн. руб.)

Государственные доходы Россия
1. Обыкновенные доходы В том числе: доход от винной операции сбор с пива, водочных изделий 2271,2   697,5 39,1
Всего 736 (треть всего бюджета)
2. Казенные железные дороги 491
3. Таможенные обложения 243
4. Обложение табака 60
5. Обложение торговли и промышленности 82
6. Почта, телеграф, телефон 74
7. Обложение спичек 15
8. Акциз на керосин 30
9. Обложение денежных капиталов 20
10. Лесной доход 58
11. Налог поземельный, с недвижимых имуществ и подати 60,5
12. Капиталы, принадлежащие казне, операции госбанка 17,5
13. Гербовые, судебно-канцелярские пошлины 54
Пошлины и налоги – всего 458
Доходы от фискальных монополий (регалий) 741

 

В российской финансовой энциклопедии 1924 г. бюджет определяется как «утвержденное в законодательном порядке общее предположительное исчисление в принятой денежной единице предстоящих в определенном периоде времени государственных расходов и ожидаемых для покрытия их доходов, с подведением баланса».

В советский период союзный бюджет становится важным элементом финансовой системы страны. Государственное имущественное и лично страхование, социальное страхование и обеспечение, кредитная система хотя теоретически и считались самостоятельными звеньями общегосударственных финансов, на практике выступали вспомогательными звеньями, подчиненными бюджетной политике. Финансы предприятий и отраслей народного хозяйства также были лишь относительно самостоятельными – сфера их финансовых прав ограничивалась практически лишь распределением той части прибыли, которую государство оставляло предприятиям для их нужд. Порядок распределения прибыли организация финансовых отношений жестко регламентировались государством, т.е. преобладали не рыночные, а административные методы изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов в бюджет.

В советский период несколько раз предпринимались попытки реформирования финансов с целью роста их эффективности и адаптации к реалиям рыночных отношений в большинстве развитых стран.

Так, в 1965 г. Россия по уровню развития промышленности становится одним из крупнейших государств мира. В 1967 г. число отраслей промышленности возрастает с 80–87 до 300, что требует децентрализации в управлении экономикой. Целью реформы становится оптимизация централизованного планирования и управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий как основных субъектов хозяйствования и плательщиков налогов.

Перестраиваются финансовые отношения, связанные с распределением прибыли, – первоочередными становятся платежи в бюджет в виде платы за основные фонды и оборотные средства, а также платежи банку процентов за кредит. Оставшаяся часть прибыли по установленным нормативам направлялась в децентрализованные фонды предприятия (фонд материального поощрения социально-культурных мероприятий и жилищного строительства и фонд развития производства).

Однако с поставленными задачами в ходе реформы справиться не удалось – если в начале 1930-х годов, в период жесткой централизации, государство оставляло в распоряжении предприятий 19% прибыли, то на этапе децентрализации управления – не более 40%, что снижало заинтересованность хозяйствующих субъектов в эффективной деятельности.

В конце 1950-х годов стала наблюдаться несбалансированность бюджета в связи с направлением огромных дотаций убыточному сельскому хозяйству, а также ростом расходов на оборону. Впервые дефицит бюджета был признан в 1988 г. За 1985–1989 гг. дефицит государственного бюджета СССР вырос с 2,4 до 8,5% ВВП. Его основными причинами академик Н.Я.Петраков назвал неэффективность государственных расходов за последние двадцать лет, расходы, связанные с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС, землетрясения в Армении, падение мировых цен на нефть, войну в Афганистане, снижение налоговых поступлений в бюджет. Если в 1985 г. внешний долг составлял 26 млрд. долл. США, то к 1991 – 80 млрд. долл., при этом 75–80% займов уходило на его обслуживание и не позволяло улучшить состояние внутреннего рынка.

Заключение

Таким образом, в самом общем виде государственный бюджет представляет собой план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона. В любой стране государственный бюджет  — ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии. Являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда.

Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей. Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства.

При переходе к рыночной экономике государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Но методы его воздействия на общественное производство и сферу социальных отношений изменяются.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: