Особенности формирования культуры древнего Рима

 

Римская культура сложилась под влиянием культур многих народов, прежде всего этрусков и греков. Используя иноземные достижения, римляне во многих областях превзошли своих учителей, подняв общий уровень собственного развития до небывалых высот. В свою очередь, римская культура в пору своего расцвета оказала огромное влияние на соседние народы и на последующее развитие Европы.
Римляне, переняв у греков их сельскохозяйственные орудия, существенно их усовершенствовали. Они добавили к плугу колеса, резец и отвальную доску, изобрели жатку, стали использовать молотильные цепи и серпы современной формы. Рим — родина оконного стекла. В Помпеях найдены бронзовые рамы с остатками стекла размером 100 х 70 см.
Римские мастера усовершенствовали колесный транспорт: повозку дополнили поворотный передок и оглобли.
В искусстве ведущую роль играла архитектура. Главенствующий принцип целесообразности, четкость и смелость инженерного мышления давали возможность удовлетворять и бытовые потребности многочисленного населения, и изощренный эстетический вкус аристократов (их виллы с парками и дворцы имели баснословную стоимость). Этрусские традиции в архитектуре и изобретение бетона позволили римлянам перейти от простых балочных перекрытий к аркам, сводам и куполам.
Римляне вошли в историю как выдающиеся строители. Они возводили монументальные сооружения, даже развалины которых до сих пор поражают воображение. К ним относятся амфитеатры, цирки, стадионы, термы (общественные бани), дворцы императоров и знати. В Риме строили многоквартирные дома — инсулы — в 3—6, а порой и в 8 этажей.
  Римские строители широко использовали бетон. Почти целиком из бетона построен храм Пантеон (II в.), купол которого диаметром 43 м сохранялся неповрежденным до середины XIX в. Из бетона был сооружен фундамент Колизея (I в.) глубиной в 5 м. Из бетона строили крепости, мосты, акведуки, портовые молы, дороги и т. д.
В начале нашей эры римляне изобрели водяные мельницы с колесом, которое в течение многих веков, вплоть до нового времени, оставалось основой энергетики.
Бытовая утварь была более разнообразна, чем в Греции. Кроме глиняной, широко использовалась бронзовая и стеклянная посуда. Были специальные приспособления для подогрева воды и отапливания помещений, принципом действия напоминающие самовар. Одежда, как и в Греции, была несшитая (у мужчин — туника и тога, у женщин — туника и стола); широкое распространение получили разнообразные плащи.
Достижения римской материальной культуры стали основой технического развития Западной Европы в эпоху средневековья.
   Пересечение сводов породило знаменитую крестово-купольную систему с четырьмя столбами в центре; возникает полукупол, опирающийся на полуцилиндрический выступ стены — апсида: так родились основные элементы будущих христианских храмов.
Поскольку в римских постройках несущим элементом является стена, колонны и их украшения выполняют лишь декоративную функцию. Чаще всего использовался коринфский ордер, а также тосканский — гладкие колонны на основании. В императорский период возникают комбинации различных капителей. Древнейший тип римского храма - круглый.
Во время правления Августа (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.) Рим стал мировой столицей. Начался небывалый расцвет искусства и строительства. Здания украшались портиками и рельефами. Поражают своими размерами частично сохранившиеся дворцы Юлиев, Флавиев, Северов. Колонны и триумфальные арки возводились даже в провинции.
На основе греческой традиции создавались различные по стилю стенные росписи, которые открыли раскопки г. Помпеи.
Достижением римской скульптуры является портрет. Начало этому жанру в Европе положили этрусски, у которых изображение головы покойного прикрывало урну с прахом; в этой традиции - не только стремление сохранить память об облике человека, но и отношение к великой личности как социально значимому идеалу.
Начало римской литературе положили греки своими переводами на латынь "Одиссеи" и других произведений классики (Ливии Андроник, Луцилий). Первым действительно выдающимся литератором (комедиографом) стал Тит Макций Плавт. Он заражал зрителей буйной веселостью, используя прием упрощения характеров до гротеска, создавая классические сюжеты комедии положений. Более психологичны характеры и сюжеты в комедиях Публия Теренция Афра. Его "серьезная" комедия представляет собой переработку греческой (например, Менандра).
Полноценное формирование личностного сознания на римской почве началось лишь в период разложения республики. Как мы убедились на примере греческой культуры, признаком этого процесса является появление лирики, которая свидетельствует, что в обществе проснулся интерес к внутреннему миру человека. (В Риме таким признаком стало и появление портрета.) Авторы римской лирики были уже далеки от песенной народной традиции, и свои духовные переживания они облекали в готовые эллинистические формы.
В течение последующих лет расцвет литературы был связан с именами Вергилия, Горация, Овидия, Сенеки, Петрония. Тяготение к формализму и легкость сменяются углублением содержания и обращением к классической гармонии. Интерес к литературе возрос, т. к. политическая борьба, поглощавшая ранее все духовные интересы общества, потеряла всякий смысл. Август стремился управлять литературным процессом, заставить литературу выполнять социальные функции по своему собственному заказу.
Воспитатель императора Нерона, знаменитый философ Сенека, внес значительный вклад в развитие трагедийного жанра. Именно эту античную трагедию драматурги Нового времени избрали в качестве образца для подражания. Трагедии Сенеки написаны в духе "нового стиля": затянутые патетические монологи, громоздкие метафоры и сравнения предназначены скорее для читателя, чем для зрителя.
Развитие искусства красноречия, стремление его сохранить содействовали развитию прозы. Плодотворным итогом софистической практики явилось возникновение малых прозаических форм - писем (художественных и псевдоисторических), описаний. И в Греции, и в Риме появился роман. Исторические повествования, ставшие весьма распространенными в Риме, были призваны компенсировать отсутствие собственной мифологии. Вершиной античной прозы можно назвать роман сатирический, роман-пародию (Лукиана, Апулея, Петрония).
Сознание политически активных слоев общества, особенно в эпоху республики, непосредственно участвовавших в борьбе за власть, не только было эклектичным само по себе, но придерживалось эклектики как доктрины. Фактически политические деятели готовы были использовать любую теоретическую установку в процессе ораторской практики. Такую позицию можно оценить и как крайне субъективистскую. Вполне закономерно эклектизм сомкнулся со скептицизмом, особенно в эпоху империи, когда политическая борьба потеряла былую остроту. Смыкался с субъективизмом и упрощенный материализм, оправдывающий погоню за удовольствиями в личной жизни и пассивность, покорность судьбе в жизни общественной (эпикуреизм). Впрочем, как среди патрициев можно было встретить воинствующую нравственность (Цицерон), так и среди псевдоэпикурейцев скрывался подлинный материализм (Лукреций). Существование строго материалистического мировоззрения было необходимо для поддержания закона и законности, культ которой не угасал, вернее, не угасало стремление соблюсти ее видимость.
В эпоху империи все больше распространялись различные учения мистического характера — неопифагореизм, неоплатонизм, которые постепенно приближали рациональную философию к религии. Весьма популярными были религии Востока, египетские культы. Поисками единственно необходимой религии была занята большая часть населения огромной империи.

 





















Список используемой литературы

1. Малюга Ю.Я. Культурология. М: Инфра-М, 1999

2. Драч Г.В. Культурология, «Феникс», 1996

3. Интернет-ресурсы http://www.countries.ru/library/ant/rimcult.htm

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: