Организация работы Комиссии

Комиссия размещается в специально выделенных и оборудованных помещениях, позволяющих ограничить доступ посторонних лиц и обеспечить соблюдение режима информационной безопасности и надлежащих условий хранения документации.

Срок работы Комиссии составляет не более 3-х дней со дня проведения экзамена. Даты проведения экзамена устанавливает министерство образования науки РФ.

Организационно - технологическое сопровождение проверки экзаменационных работ обеспечивает РЦОКО.

Контроль работы Комиссии осуществляют уполномоченные представители РЭК.

Комиссия оформляет и передает в РЭК:

· аналитический отчет о результатах работы Комиссии,

· анализ типичных ошибок, затруднений обучающихся;

· рекомендации о мерах по совершенствованию преподавания химии на следующий учебный год.

Комиссия оформляет и передает в РЦОКО протоколы результатов проверки работ обучающихся общеобразовательных учреждений, освоивших образовательные программы общего образования.

Общие подходы к оценке выполнения заданий с развернутым ответом

В ходе проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений (в новой форме) используются единые по структуре и содержанию контрольные измерительные материалы – варианты экзаменационной работы.

Объективность оценивания уровня подготовки выпускников основной школы по химии обеспечивается в значительной мере включением в вариант заданий с развернутым ответом. Эти задания, прежде всего, ориентированы на выявление выпускников основной школы, имеющих прочные знания по химии и умеющих применить их в новой ситуации. Данным обстоятельством обусловлены определенная особенность содержания этих заданий и высокий уровень их сложности.

Проверка выполнения таких заданий может быть осуществлена путем независимой экспертизы и на основе системы оценивания, позволяющей свести до минимума расхождения во мнениях экспертов при оценке выполнения одной и той же работы.

Создание такой системы оценивания заданий с развернутым ответом в рамках новой формы аттестации учащихся предполагает:

· определение основных требований к заданиям данного типа;

· выявление типологии основных элементов содержания и учебной деятельности, проверяемых этими заданиями;

· определение критериев и шкал для оценки выполнения заданий данного типа;

· разработку методики подготовки экспертов для проверки выполнения заданий открытого типа.

В каждый экзаменационный вариант 2011 года включается 3 задания с развернутым ответом, которые могут быть максимально оценены 4 и 3 баллами. Их обозначение в экзаменационной работе С1, С2 и С3.

Задания с развернутым ответом наиболее сложные в экзаменационной работе. Эти задания проверяют усвоение следующих элементов содержания:

· способы получения и химические свойства различных классов неорганических соединений,

· реакции ионного обмена,

· взаимосвязь веществ различных классов,

· количество вещества,

· молярный объем и молярная масса вещества,

· массовая доля растворенного вещества.

Выполнение заданий этого вида предполагает наличие у учащихся комплексных умений:

· объяснять обусловленность свойств и способов получения веществ их составом и строением; взаимосвязь неорганических веществ;

· проводитькомбинированные расчеты по химическим уравнениям.

Всего в работе три задания с развернутым ответом.

При выполнении первого задания необходимо составить уравнения реакций, отражающих взаимосвязь между веществами, принадлежащими к различным классам (группам) неорганических веществ, записать сокращенное ионное уравнение одной из реакций.

Второе задание представляет собою комбинированную задачу, в основе которой два типа расчетов: вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе и вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.

Третье задание предусматривает проверку умения учащихся составлять уравнение реакции по описанию процессов, происходящих с веществами, по признакам протекания химических реакций.

При оценивании каждого из трех заданий Части 3эксперт выявляет в ответе учащегося элементы, каждый из которых оценивается 1 баллом. Таким образом, максимальная оценка за верно выполненное задание С1 составляет 4 балла, а за задания С2 и С3 – по 3 балла.

Проверка заданий Части 3осуществляется на основе сравнения ответа выпускника с поэлементным анализом приведенного образца ответа.

Задания с развернутым ответом могут быть выполнены учащимися разными способами. Поэтому ответы, приведенные в критериях оценивания выполнения заданий с развернутым ответом, следует рассматривать лишь как один из возможных вариантов. Это относится, прежде всего, к способам решения расчетных задач.

Полученные учащимся баллы за выполнение всех заданий суммируются.

Таким образом, за выполнение заданий третьей части экзаменуемый максимально набирает 10 баллов, что составляет 30,3% от максимального числа баллов за всю работу.

Итоговая оценка выпускника основной школы определяется по 5-балльной шкале.

Для унификации подходов к оцениванию заданий данного типа были разработаны критерии оценивания, предусматривающие начисление одного балла за каждый верно выполненный элемент ответа.

Проверку экзаменационных работ (заданий с развернутым ответом) осуществляют члены предметной комиссии, прошедшие специальную подготовку.

Для осуществления проверки заданий части С членам Комиссии необходимо познакомиться с рекомендациями ФИПИ по оцениванию экзаменационной работы по химии и критериями оценивания выполнения заданий с развернутым ответом, опубликованных в Демо-2011 года.

Заданий С1

Дана схема превращений:

                               t°

Cu → Cu(NO3)2 → X → CuO

Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения. Для второго превращения составьте сокращенное ионное уравнение реакции.

Элементы ответа

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Написаны уравнения реакций, соответствующие схеме превращений:

1) Cu + 4HNO3 = Cu(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O

2) Cu(NO3)2 + 2NaOH = Cu(OH)2 + 2NaNO3

                 t°

3) Cu(OH)2 = CuO + H2O

4) Составлено сокращенное ионное уравнение для второго превращения:

2OH - + Cu2+ = Cu(OH)2

Критерии оценивания Баллы
Ответ правильный и полный, включает все названные элементы 4
Правильно записаны три уравнения реакций 3
Правильно записаны два уравнения реакций 2
Правильно записано одно уравнение реакций 1
Все элементы ответа записаны неверно 0
Максимальный балл 4

 

Задание С2

После пропускания через раствор гидроксида калия 1,12 л углекислого газа

(н.у.) получили 138 г раствора карбоната калия. Вычислите массовую долю

соли в полученном растворе.

Элементы ответа

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Написаны уравнения реакций, соответствующие схеме превращений:

1) Составлено уравнение реакции:

СО2 + 2КOH = К2CO3 + H2O

2) Рассчитано количество вещества карбоната калия, полученного в результате реакции:

n (СО2) = V (СО2)/ Vm = 1,12: 22,4 = 0,05 моль

по уравнению реакции n(К2СО3) = n(СО2) = 0,05 моль

3) Определена массовая доля карбоната натрия в растворе:

m (К2СО3) = n (К2СО3) · M(К2СО3) = 0,05 · 138 = 6,9 г

ω (К2СО3)= m (К2СО3) · 100: m (р-ра К2СО3) = 6,9 · 100:138 = 5%

Критерии оценивания Баллы
Ответ правильный и полный, включает все названные элементы 3
Правильно записаны два элемента из названных выше 2
Правильно записан один из названных выше элементов (первый или второй) 1
Все элементы ответа записаны неверно 0
Максимальный балл 3

 

Задание С3

На занятиях химического кружка учащиеся исследовали кристаллическое вещество белого цвета.

В результате добавления к нему гидроксида калия выделился газ с резким специфическим запахом, при горении которого на воздухе образуется азот.

После растворения исследуемого вещества в воде и приливания к нему раствора нитрата серебра образовался осадок белого цвета, не растворимый в

кислотах.

Запишите 3 уравнения реакций, которые были проведены учащимися в

процессе распознавания неизвестного вещества.

Элементы ответа

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Составлены уравнения реакций, проведенных учащимися в процессе

исследования неизвестного вещества:

1) NH4Cl + КOH = КCl + NH3 + H2O

2) 4NH3 + 3O2 = 2N2 + 6H2O

3) NH4Cl + AgNO3 = AgCl + NH4NO3

Критерии оценивания Баллы
Ответ правильный и полный, включает все названные элементы 3
Правильно записаны два уравнения реакций 2
Правильно записаны одно уравнение реакций 1
Все элементы ответа записаны неверно 0
Максимальный балл 3

 

После утверждения директором Федерального института педагогических измерений демонстрационной версии, специалистами Федерального института педагогических измерений будут подготовлены федеральные методические рекомендации для организации подготовки экспертов территориальных предметных комиссий, подкомиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом в 2011 году.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: