Развитие психологии в период с Нового времени по середину XIX века

XVII век - новая эпоха в развитии психологического знания. Она определяется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы. Позволю сказать, что психология, как и на начальных этапах развития античной эпохи, здесь еще больше укрепила себя с философией. Это объяснялось тем, что, оставаясь в рамках науки о душе (своего собственного предмета), психологии сложнее было избавиться от схоластических догм, отделиться от богословия. К сожалению, опираясь на философию, психология теряла свой предмет изучения, рассматривая общие закономерности развития психики человека, а не живого мира в целом. И развитие естествознания еще не могло дать возможности выстроить полноценную концепцию психического на его основе.

Область деятельности психологии понималась, прежде всего, как исследование путей становления у человека картины окружающего мира и себя самого. Причем эта картина, как представлялось, должна была быть осознанной. В осознанности души, в разуме, вслед за психологами Средневековья, ученым виделось отличие человека от других живых существ. Так уточнялся предмет психологии, которая становилась наукой о сознании. При этом из нескольких вопросов, исследовавшихся психологией античности, - о познании, о движущих силах и закономерностях психики, о механизмах регуляции поведения - на первый план выходили именно проблемы познания.

 

Выделение сознания как критерия психики

 

Р. Декарт (1596-1650) делает вывод о кардинальном различии, существующем между душой человека и его телом: то есть тело можно разделить, в то время как дух – невозможно, он целостный и неделимый. Однако душа может дать телу движение. Это противоречивое дуалистическое учение породило проблему, названную психофизической: в чем связь между телесными и психическими процессами в человеке? Декарт заложил основы детерминистской (причинностной) концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение. [определение из интернета]

В одном из своих произведений Р. Декарт рассуждает о том, как лучше всего добраться до истины. Он считает, что человек с детства питает в себе много заблуждений, и верит в разные идеи «на слово». Значит, если у меня в целях найти истину, то я должна подвергнуть сомнению все. В таком случае, я смогу усомниться в своих ощущениях, соответственно, в верности моих рассуждений и мыслей, так как господь не сделал совершенным и идеальным ни одного человека, то все могут ошибаться.

Таким образом, можно усомниться во всем, даже в нашем теле. Но суть в том, что остается сомнение. А раз есть сомнение, значит, мы мыслим. Так как мы мыслим, мы – существуем «...мысля, нелепо предполагать несуществующим то, что мыслит».

«Мыслю, следовательно, существую» - «cogito ergo sum»

Декарт задается вопросом о том, что же есть мысль. В его понимании, это есть «все то, что происходит в нас». И то, что мы воспринимаем само собой.

Можно сделать вывод и о том, что мыслить – не только понимать, но и «желать», «воображать», «чувствовать».

Декарт считал, что первое, что человек в себе обнаруживает есть его сознание.

Из этого смысла стала исходить психология конца 19 века. Существование сознания – неопровержимый факт. А задачей психологии является анализ состояния сознания и его содержание. Отсюда, психология и сделала своим предметом изучения – сознание.

Новое решение проблем, выдвинутых Декартом, дал голландский философ–материалист Б. Спиноза (1632 – 1677).

Попытку построить психологическое учение о человеке как целостном существе запечатлел главный труд Спинозы “Этика”. В нем он поставил задачу прояснить все многообразие чувств (аффектов) как побудительных сил человеческого поведения. Необходимо, писал он, не смеяться и плакать, а понимать.

Спиноза выделил три главные силы, которые правят людьми и из которых можно вывести все многообразие чувств: влечение, радость и печаль. Он доказывал, что из этого выходит любое эмоциональное состояние, важно отметить его мнение о том, что радость увеличивает способность тела к действию, тогда как печаль ее уменьшает.

Он связывает эмоции и волю. Свобода состоит не в том, чтобы следовать своим аффектам, а в познании необходимости и в подчинении этой необходимости. Противопоставляя свободу принуждению, Спиноза дал свое определение свободы как изученной нужды, открывая новую страницу в психологических исследованиях волевой активности человека. Учения Декарта и Спинозы составили рациональную линию в трактовке сознания. [А.Н.Ждан]

Душа и тело – едины, так как тело – объект души.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: