Основы правового статуса личности и общественных объединений

 

Основы правового статуса индийских граждан одинаковы, но оп­ределяются неравными по значению статьями Конституции. Социаль­но-экономические права формулируются, как правило, в качестве ру­ководящих принципов политики с вытекающими отсюда отмеченными выше особенностями их судебной защиты; другие права закреплены иными статьями Конституции. Фактическое осуществление всех этих прав, однако, в специфических условиях страны неодинаково и во многом зависит от сохранившихся пережитков кастовой системы, уровня развития этнических групп. Есть и некоторые правовые пре­имущества, предусмотренные законодательством для наименее разви­тых социальных слоев населения, зарегистрированных каст и племен. Основные права, согласно сложившейся доктрине, обеспечиваются конституционными гарантиями: при их нарушении гражданин может обращаться в любой суд, включая Верховный, и последний может при­нять принудительное решение (низовой суд не может объявить тот или иной закон неконституционным, он обеспечивает лишь осуществле­ние основных прав). Права, закрепленные в разделе о руководящих принципах политики, такими гарантиями не обеспечены.

Конституция устанавливает равноправие граждан перед законом, запрещает дискриминацию по мотивам религиозной, расовой, касто­вой принадлежности, пола и места рождения.

Среди социально-экономических прав — право на достаточные сред­ства к существованию, на труд, на защиту от экономической эксплуа­тации, на государственную помощь в случае болезни, безработицы, право на прожиточный минимум, право детей на обязательное бес­платное обучение (грамотность в Индии — 52%). В Конституции гово­рится о праве рабочих на участие в управлении производством.

Политические права включают свободу слова, печати, право на объединение и другие традиционные политические права и свободы.

Среди личных свобод Конституция называет неприкосновенность личности (хотя допускается широко использовавшееся в Индии при объявлении чрезвычайного положения длительное превентивное за­ключение под стражу без суда), свободу передвижения, неприкосно­венность жилища, тайну переписки и др. Конституция отменяет фео­дальные титулы, неприкасаемость (особенно униженное положение одной из каст).

В Конституции Индии зафиксированы также основные обязанности граждан (42-я поправка). К их числу относятся: соблюдение идеалов и институтов страны, уважение государственного флага и государствен­ного гимна, воинская обязанность, обязанность следовать идеалам на­ционально-освободительной борьбы, содействовать гармонии и духу общего братства среди всех индийцев, развивать научный подход, про­являть гуманизм, стремиться к совершенству во всех областях индиви­дуальной и коллективной деятельности и др. Как видно из изложенно­го, многие из этих обязанностей имеют не юридический, а моральный характер.

В соответствии с конституционным принципом свободы объеди­нения в Индии создано множество различных организаций. Они ха­рактеризуются большой пестротой, связанной с особенностями соста­ва населения страны. В стране насчитываются сотни партий (на выбо­рах в органы штатов участвуют иногда около 300 партий), хотя на деле общеиндийских партий не более десятка (насчитывается 39, но неко­торые из них малочисленны). Остальные действуют в масштабе штатов (нескольких штатов и на местном уровне), Долгое время в Индии дей­ствовала многопартийная система с одной доминирующей партией — Индийский национальный конгресс (ИНК), а после его раскола — ИНК(И) — партия сторонников Индиры Ганди (премьер-министра Индии в 1966—1977; 1980—1984 гг.). Эта система была нарушена в 1977—1979 гг., когда у власти стояла Джаната парти, и поколеблена вновь в 1989 г. Хотя ИНК(И) остается и теперь крупнейшей партией Индии, она теперь не имеет абсолютного большинства мест в нижней палате и формирует то правительство парламентского меньшинства, то коалиционное правительство (в 1998 г. партия ИНК(И) стояла во главе коалиции из 13 партийная сменившее его правительство во главе с Бхаратией Джаната парти — из 14).

Программной концепцией ИНК(И) является идея «общества социа­листического образца», в котором осуществляется сотрудничество раз­личных слоев населения при сохранении частной собственности и зна­чительной роли государственного сектора, при довольно высокой регу­лирующей роли государства во многих сферах общественной жизни. ИНК(И) выступает против религиозной и общинной розни, ведет борь­бу с бедностью, неграмотностью, кастовыми пережитками. В настоящее время это преимущественно центристская реформистская партия.

Бхаратия Джаната парти — правая партия, построенная на религи­озной общинной основе, стоящая на позициях индуистской обособ­ленности, национализма, кастовых перегородок. Эта партия ориенти­руется преимущественно на средних и мелких предпринимателей, тор­говцев, земледельцев. Она выступает за децентрализацию экономики, ограничение роли государственного сектора. Партия Джаната Дал занимает центристские позиции; большинст­во ее членов — выходцы из ИНК. Ее позиции близки к ИНК(И), но, будучи оппозиционной партией, она критикует правительство за вы­сокий уровень безработицы, коррупцию, злоупотребления чиновни­ков. Джаната Дал выступает за демократизацию общественной жизни, укрепление единства страны, списание долгов с крестьян и др.

Индийский национальный конгресс (С) (социалистический) воз­ник в результате раскола ИНК, но не столько по принципиальным со­ображениям, сколько в результате борьбы за руководство в партии, за министерские посты. Его позиции мало отличаются от позиций ИНК(И), но он широко использует социалистическую фразеологию.

В Индии существует около десятка партий, называющих себя ком­мунистическими. Определенным влиянием пользуется Коммунисти­ческая Партия Индии. Она руководит массовыми организациями, на­считывающими приблизительно 6 млн членов. Партия занимает орто­доксальные марксистско-ленинские позиции, мало изменившиеся после распада социалистической системы в мире. Она борется за по­вышение уровня жизни трудящихся, проведение земельной реформы, отстаивает демократические методы решения национальных, религи­озных и кастовых проблем, борется против усиления власти монопо­листического капитала. Коммунистическая партия Индии (марксист­ская) занимает более гибкие, реалистические позиции, приспосабли­вая марксизм к условиям Индии. Обе эти коммунистические партии представлены в Парламенте.

В Индии нет закона о политических партиях, их деятельность поч­ти не регулируется законодательством (кроме некоторых вопросов из­бирательного права и выборов). В Индии существует понятие национальной партии, имеющее юридическое значение (такая партия обладает названными выше преимуществами). Ею признается партия, получившая не менее 4% голосов на выборах в нижнюю палату Парламента в не менее чем четырех штатах. Таких партий не более десяти.

Конституционное право Индии не знает института референдума. Ни на общегосударственном, ни на местном уровне референдумы не проводились. Им препятствует, в частности, высокий уровень негра­мотности взрослого населения. Не известны Индии и народная зако­нодательная инициатива, право отзыва депутатов избирателями. На общегосударственном и местном уровнях к числу институтов непо­средственной демократии относятся лишь выборы, а на местах — также определенные элементы панчаятской системы. [2]

После образования независимого государства в Индии были отме­нены имущественный и образовательный цензы, женщины получили равные избирательные права с мужчинами, на общегосударственном уровне упразднена куриальная система (однако она действует при вы­борах легислатур штатов), но все же на бытовом уровне некоторые ог­раничения в избирательном праве сохраняются.

Конституция устанавливает всеобщее избирательное право по вы­борам в нижнюю палату Парламента (Народную палату) и в законода­тельные собрания штатов (нижние палаты легислатур штатов или од­нопалатные легислатуры в некоторых штатах). Активным избиратель­ным правом пользуются граждане, достигшие 18 лет и проживающие в избирательном округе не менее шести месяцев. Не имеют избиратель­ных прав душевнобольные, лица, совершившие уголовные преступле­ния или иные незаконные деяния в период выборов.

Выборы в нижнюю палату Парламента, в нижние палаты легисла­тур штатов, в панчаяты деревень являются прямыми, но многие другие выборы — верхней палаты Парламента, Президента, верхних палат в штатах и др. — носят характер косвенных выборов.

Принцип равенства используется при выборах нижней палаты Парламента (избиратель имеет один голос, одномандатные округа в принципе равны, а немногие многомандатные пропорциональны чис­ленности населения), но там, где применяется куриальная система (при выборах верхних палат легислатур в штатах и др.), принцип ра­венства не соблюдается. Кроме того, выборность в некоторых случаях сочетается с назначением определенного (небольшого) числа членов некоторых представительных органов. Например, в верхнюю палату Парламента и легислатуры штатов резервируются места для женщин и недостаточно развитых групп населения (зарегистрированных каст и племен), которые получают преимущественное представительство.

Пассивным избирательным правом при выборах Народной палаты обладают граждане, достигшие 25 лет. Исключение составляют лица, занимающие оплачиваемые государственные должности (кроме ми­нистров), осужденные на срок не менее двух лет, объявленные судом умалишенными, банкроты, дисквалифицированные законом. Канди­дат в депутаты должен проживать в том избирательном округе, от кото­рого он баллотируется.

Требования для активного и пассивного избирательного права по выборам в нижние палаты легислатур штатов такие же, как и для На­родной палаты.

При составлении списков избирателей в Индии применяется сис­тема обязательной регистрации. Большинство избирательных округов в Индии одномандатные. Их границы регулярно пересматриваются. Члены ее работают на постоянной основе, являясь оплачиваемыми го­сударственными служащими. Комиссия осуществляет также руково­дство проведением всех выборов и контроль за ними. Кандидат в депутаты может быть предложен одним избирателем и поддержан другим (в письменной форме), но два избирателя практиче­ски не могут провести в нижнюю палату Парламента независимого кандидата. На деле выдвижение и поддержка кандидатур, в том числе и на местном уровне, осуществляются политическими партиями, хотя и оформляются как индивидуальные действия избирателей. Кандидат в депутаты обязан внести избирательный залог в размере 500 рупий (около 50 долл. США). Залог не возвращается, если кандидат наберет менее 1/8 части голосов в своем округе.

Голосование по выборам, в том числе косвенным, является тай­ным, но, как и в Великобритании, производится нумерация бюллете­ней, что при желании позволяет установить, за кого голосовал избира­тель. При подсчете голосов используется мажоритарная система отно­сительного большинства. Если по одномандатному округу выдвинут только один кандидат, он объявляется избранным без голосования — так называемые бесспорные выборы (это делается до голосования, но после завершения срока регистрации кандидатов). За последние годы из-за распада правительственных коалиций новые выборы в Парла­мент проводились в среднем почти ежегодно.

Панчаятская система рассматривается как один из важнейших традиционных демократических институтов в Индии, но она приме­няется только на местном уровне (ниже штатов).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: