Информационные потоки в логистике

В основе процесса управления материальными потоками лежит обработка информации, циркулирующей в логистических системах. В связи с этим одним из ключевых понятий логистики является понятие информационного потока.

Информационный поток — это совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Информационный поток может существовать в виде бумажных и электронных доку­ментов.

В логистике выделяют следующие виды информационных потоков.

— в зависимости от вида связываемых потоком систем: горизонтальный и вертикальный;

— в зависимости от места прохождения: внешний и внутренний;

— в зависимости от направления по отношению к логистической системе: входной и выходной.

Информационный поток может опережать материальный, следовать одновременно с ним или после него. При этом информационный поток может быть направлен как в одну сторону с материальным, так и в противоположную:

— опережающий информационный поток во встречном направлении содержит, как правило, сведения о заказе;

— опережающий информационный поток в прямом направлении — это предварительные сообщения о предстоящем прибытии груза;

— одновременно с материальным потоком идет информация в прямом направлении о количественных и качественных параметрах материального потока;

— вслед за материальным потоком во встречном направлении может проходить информация о результатах приемки груза по количеству или по качеству, разнообразные претензии, подтверждения.

Информационный поток характеризуется следующими показателями:

— источник возникновения;

— направление движения потока;

— скорость передачи и приема;

— интенсивность потока и др.

Управлять информационным потоком можно следующим образом:

— изменяя направление потока;

— ограничивая скорость передачи до соответствующей ско­рости приема;

— ограничивая объем потока до величины пропускной способности отдельного узла или участка пути.

Значимым элементом любой логистической системы является подсистема, обеспечивающая прохождение и обработку информации, которая при ближайшем рассмотрении сама разворачивается в сложную информационную систему, состоящую из различных подсистем.

Информационная система — это определенным образом организованная совокупность взаимосвязанных средств вычислительной техники, различных спра­вочников и необходимых средств программирование, обеспечивающая решение тех или иных функциональных задач (в логистике — задач по управлению материальными потоками).

Информационные системы в логистике могут создаваться с целью управления материальными потоками на уровне отдельного предприятия, а, могут способствовать организации логистических процессов на территории регионов, стран и даже группы стран.

На уровне отдельного предприятия информационные системы, в свою очередь, подразделяют на три группы:

— плановые;

— диспозитивные (или диспетчерские);

— исполнительные (или оперативные).

Плановые информационные системы. Эти системы создаются на административном уровне управления и служат для принятия долгосрочных решений стратегического характера. Среди решаемых задач могут быть следующие:

 создание и оптимизация звеньев логистической цепи;

— управление условно-постоянными, т. е. малоизменяющимися, данными;

— планирование производства;

— общее управление запасами;

— управление резервами и другие задачи.

Диспозитивные информационные системы. Эти системы создаются на уровне управления складом или цехом и служат для обеспечения отлаженной работы логистических систем. Здесь могут решаться следующие задачи:

— детальное управление запасами (местами складирования);

— распоряжение внутрискладским (или внутризаводским) транспортом;

— отбор грузов по заказам и их комплектование, учет отправляемых грузов и другие задачи.

Исполнительные информационные системы создаются на уровне административного или оперативного управления. Обработка информации в этих системах производится в темпе, определяемом скоростью ее поступления в ЭВМ. Это так называемый режим работы в реальном масштабе времени, который позволяет получать необходимую информацию о движении грузов в текущий момент времени и своевременно выдавать соответствующие административные и управляющие воздействия на объект управления. Этими системами могут решаться разнообразные задачи, связанные с контролем материальных потоков, оперативным управлением обслуживания производства, управлением перемещениями и т. п.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: