Прозрачность и управляемость потребительского потенциала товарного рынка имеет ключевое значение при определении качественных ориентиров экономического роста

 Потребительский потенциал в научной и практической литературе рассматривается как возможность и способность рынка потреблять или приобретать товары. С нашей точки зрения, данный подход нивелирует действительное экономическое значение потребительского потенциала, отстраняется от его источников, движущих сил, социальной природы.

Потребительский потенциал товарного рынка может быть определен как способность субъектов рынка материализовать индивидуальные интересы в сфере потребления.

В основе потребительского потенциала лежит фундаментальная категория современного экономического развития — поведение потребителей как процесс выбора форм и способов удовлетворения потребностей.

Согласно данным отчетов сервисного отдела, основные жалобы от клиентов компании поступают в связи следующими причинами:

1) Несвоевременная установка и поставка оборудования;

2) Несвоевременное информирование клиентов о свежих предложениях и новинках.

Для компании ООО ТД "Кранснаб" предлагаются следующие мероприятия по совершенствованию системы сервиса:

· Доработка имеющейся CRM-базы. Обучения персонала работе с CRM-базой. Ведение обязательно поздравления клиентов с праздниками.

· Решение вопроса об оптимизации работ по поставке и установке промышленного оборудования.

Также имеет место быть лишь частичное ведение клиенской базы (не заполняется полностью информация о клиенте менеджерами отдела продаж). Для решение этой проблемы необходимо пересмотреть систему мотивации менеджеров к заполнению базы данный по клиентам.

Под доработкой CRM-базы подразумевается структуризация и упорядочивание имеющихся о клиентах данных, упрощение системы добавления информации о клиенте, подготовку рекламных материалов (фирменных конвертов и открыток) для клиентов, настройка автоматической электронной рассылки.

Сервисное обслуживание в компании стоится на следующих позициях:

а) доставка продукции до строительной площадки клиента;

б) таможенная очистка;

в) монтаж и обучение персонала;

 г) получение разрешения на применение в Ростехнадзоре РФ;

 д) гарантийное и постгарантийное обслуживание;

 е) поставка комплектующих и запасных частей.

 Согласно данным отчетности отдела маркетинга, а также данным проведенного маркетингового исследования в целом клиенты компаний-поставщиков спецтехники, считают, что уровень сервисного обслуживания на рынке средний. Слабыми сторонами являются сроки выполнения заказа, уровень оповещения клиентов о новинках, услугах и прочих изменениях, уровень подготовки кадров к работе с оборудованием. Последние имеет массу нареканий. Низкий уровень сервиса по данной позиции связан с тем, что специалистов, способных обучить работе с оборудованием, немного. Тогда как стоимость специалиста для предприятия ООО ТД «Кранснаб» и других компаний – достаточно высокий. Поэтому компании используют данный ресурс По-минимуму, и как следствие снижают уровень лояльности клиентов. Эти данные мы получили из расчетов определяя производственный потенциал предприятия. Таким образом, под производственным потенциалом предприятия следует понимать отношения, возникающие на предприятии по поводу достижения максимально возможного производственного результата при наиболее эффективном использовании:

· интеллектуального капитала предприятия для поиска передовых форм организации производства;

· имеющейся техники в целях получения наиболее высокого уровня технологий;

· материальных ресурсов для обеспечения максимальной экономии и оборачиваемости.

Характер этих отношений определяется трансформациями внутренней и внешней среды предприятия, при которых роль ППП заключается в поиске и реализации внутренних источников саморазвития в целях обеспечения стабильной работы предприятия.

Методика определения уровня ППП включает в себя следующие этапы:

Подготовительный этап:

1. Определение уровней ППП и их характеристика.

Характеристика уровней производственного потенциала

Уровень ППП Обозначение Краткая характеристика
Высокий уровень ППП А Предприятие находится в состоянии абсолютного равновесия по всем составляющим в соответствии со всеми критериями оценки
Средний уровень ППП В Предприятие успешно существует в бизнесе, имеются трудности, которые преодолеваются, т.к. работают механизмы адаптации
Низкий уровень ППП С Наличие хронических нарушений большинства параметров всех функциональных составляющих: проблемы с обеспечением предприятие ОПФ, сырьем, материалами, трудовыми ресурсами, неэффективное их использование

2. Разработка обобщающих и частных показателей оценки эффективности использования ППП по видам (основные и оборотные фонды, трудовые ресурсы).

3. Определение пороговых значений показателей, определенных в п.2. с учетом уровней ППП, определенных в п.1. Например, для экспресс-оценки уровня ППП были выбраны следующие показатели и экспертным путем определены их пороговые значения:

Оценка состояния производственной составляющей:

· износ основных фондов. В определенной степени значение данного показателя свидетельствует о наличии или отсутствии проблем, свя­занных с накопленным износом основных производственных фондов. В этом смысле именно накопленный износ, его величина – своего ро­да показатель успеха или неудачи на рынке средств труда. Данный показатель определяется отношением суммы износа основных фондов к их первоначальной стоимости. Уровень этого показателя для оценки ППП имеет следующую шкалу:

o Уровень ППП А – менее 50% – умеренный;

o Уровень ППП В – 51-69 % – требующий обновления;

o Уровень ППП С – 70 % и более – значительный.

· соотношение коэффициентов обновления и выбытия основных фондов. Коэффициент обновления рассчитывается как отношение стоимости поступивших основных фондов к стоимости основных фондов на конец года. Коэффициент выбытия рассчитывается как отношение стоимости выбывших основных фондов к стоимости основных фондов на начало года. Если обновление основ­ных производственных фондов опережает выбытие, то идет процесс «опережения», т.е. следует предполагать, что основные фонды не только поддерживаются в работоспособном состоянии, но и происходят процессы существенного обновления или расширения про­изводственной базы. Соотношение компенсации свидетельствует о том, что предприятие может лишь поддерживать основные производ­ственные фонды на достигнутом уровне. Соотношение отставания свидетельствует о том, что предприятие «теряет» основ­ные производственные фонды. Уровень этого показателя для оценки ППП имеет следующую шкалу:

o Уровень ППП А – і 1;

o Уровень ППП В – 0,5 - 1;

o Уровень ППП С – < 0,5.

· фондоотдача. Данный показатель определяется отношением выручки от реализации продукции к среднегодовой стоимости основных средств. Рост фондоотдачи является одним из факторов интенсивного роста объема выпуска продукции. Уровень этого показателя для оценки ППП имеет следующую шкалу:

o Уровень ППП А – > 1;

o Уровень ППП В – = 1;

o Уровень ППП С – < 1.

Оценка состояния материальной составляющей:

· доля переменных затрат в себестоимости продукции. Оценивая данный показатель, несомненно, нужно иметь в виду, что структура себестоимости имеет ярко вы­раженные отраслевые особенности. Уровень этого показателя для оценки ППП имеет следующую шкалу:

o Уровень ППП А – 80 % и более;

o Уровень ППП В – 50 % – 79 %;

o Уровень ППП С – < 50 %.

· соотношение изменения цен на сырье, материалы и изменения цен на продукцию. В случае если значение данного соотношения более единицы – это соотношение называется «диктат поставщика». Поставщик, в силу раз­личных причин (дефицитность продукции, монопольное положение) имеет возможность диктовать цену на свое сырье, а производитель продукции – предприятие, по разным причинам (жесткая конку­ренция, низкий покупательский спрос и т.п.) не имеет возможности соответственно повышать цены на готовую продукцию. Если значение показателя равно единице – это «соотношение равнодействия». То есть предприятие – производитель продукции как бы передает «повышение» цен на сырье, материалы на цены на готовую продукцию. Если же значение данного соотношения менее единицы – это уже «диктат производителя». Означает это следующее - сы­рье, материалы покупаются по низким ценам, а готовая продукция пользуется повышенным спросом; либо предприятие занимает очень выгодную рыночную позицию и имеет возможность «диктовать це­ны». Уровень этого показателя для оценки ППП имеет следующую шкалу:

o Уровень ППП А – < 1;

o Уровень ППП В – = 1;

o Уровень ППП С – > 1.

· материалоотдача. Данный показатель определяется как отношение выручки от реализации продукции к материальным и приравненным к ним затратам в себестоимости продукции. Уровень этого показателя для оценки ППП имеет следующую шкалу:

o Уровень ППП А – і 1,5;

o Уровень ППП В – 1 – 1,5;

o Уровень ППП С – < 1.

Оценка состояния кадровой составляющей:

· соотношение коэффициента оборота по приему и коэффициента оборота по выбытию. Коэффициент оборота по приему определяется отношением числа принятых за определенный период времени к среднесписочной численности в течение рассматриваемого периода. Коэффициента оборота по выбытию определяется отношением числа уволенных за определенный период времени к среднесписочной численности в течение рассматриваемого периода. Со­ответствующее значение полученного соотношения, в первую очередь соотношение компенсации, будет говорить о сбалансированности, динамическом равновесии в формировании трудовых ресурсов пред­приятия. Уровень этого показателя для оценки ППП имеет следующую шкалу:

o Уровень ППП А – і 1;

o Уровень ППП В – 0,5 - 1;

o Уровень ППП С – < 0,5.

· профессиональный состав кадров. Присвоение указанной качественной характеристики осуществляется на основе экспертной оценки. Уровень этого показателя для оценки ППП имеет следующую шкалу:

o Уровень ППП А – соответствует потребности;

o Уровень ППП В – необходимо обучение и обновление персонала;

o Уровень ППП С – не соответствует потребностям, необходимо радикальное обновление персонала.

· изменение выработки на одного работающего. Выработка определяется отношением объема произведенной продукции к среднесписочной численности работающих. Затем рассчитывается изменение выработки как отношение выработки текущего периода к выработке предыдущего периода. Уровень этого показателя для оценки ППП имеет следующую шкалу:

o Уровень ППП А – >10 %;

o Уровень ППП В – 0 – 10 %;

o Уровень ППП С – < 0.

4. Присвоение каждому значению показателя, попавшему в интервал, определенный в п.3., бальной характеристики. Наибольший балл должен соответствовать самому благоприятному интервалу, наименьший балл – самому критическому интервалу.

5. Определение минимального и максимального значения бальной шкалы в пределах используемой группы показателей.

Для нашего примера шкала значений будет выглядеть следующим образом:

· Коэффициенты уровня ППП А – 10 баллов;

· Коэффициенты уровня ППП В – 6 баллов;

· Коэффициенты уровня ППП С – 2 балла.

Максимальное значение шкалы - 30 баллов (10*3), где 10 – максимальный балл по рассчитанным коэффициентам каждой структурной группы; 3 – количество показателей, характеризующих каждую из составляющих ППП.

Минимальное значение шкалы - 6 баллов (2*3), где 2 – минимальный балл по рассчитанным коэффициентам каждой структурной группы; 3 – количество показателей, характеризующих каждую из составляющих ППП.

6. Присвоение интервалам, определенным в п.3, бальных значений. Рекомендуется проводить данную градацию, используя метод экспертной оценки.

Например, рассматриваемое предприятие можно отнести в разряд с высоким уровнем производственного потенциала при следующих значениях рассчитываемых коэффициентов:

· все три коэффициента – коэффициенты уровня ППП А;

· два коэффициента - коэффициенты уровня ППП А, один коэффициент - коэффициент уровня ППП В.

Предприятие можно отнести в разряд со средним уровнем производственного потенциала при следующих значениях рассчитываемых коэффициентов:

· два коэффициента - коэффициенты уровня ППП А, один коэффициент - коэффициент уровня ППП С;

· один коэффициент - коэффициент уровня ППП А, один коэффициент - коэффициент уровня ППП В, один коэффициент - коэффициент уровня ППП С;

· два коэффициента - коэффициенты уровня ППП В, один коэффициент - коэффициент уровня ППП А;

· все три коэффициента – коэффициенты уровня ППП В;

· два коэффициента - коэффициенты уровня ППП В, один коэффициент - коэффициент уровня ППП С.

Предприятие можно отнести в разряд с низким уровнем производственного потенциала при следующих значениях рассчитываемых коэффициентов:

· два коэффициента - коэффициенты уровня ППП С, один коэффициент - коэффициент уровня ППП А;

· два коэффициента - коэффициенты уровня ППП С, один коэффициент - коэффициент уровня ППП В;

· все три коэффициента – коэффициенты уровня ППП С.

На основе данных рассуждений были определены пороговые значения бальной шкалы:

· Уровень ППП А – 26 – 30 баллов;

· Уровень ППП В – 14 – 22 балла;

· Уровень ППП С – 6 – 14 баллов.

7. Определение экспертным путем значимости каждой составляющей в зависимости от региональной или отраслевой принадлежности предприятия в целях определения итогового уровня ППП хозяйствующего субъекта.

И на конец расчетный этапвключает в себя следующие действия:

1. На основе исходных данных определяются значения коэффициентов по составляющим ППП в целях присвоения соответствующих баллов;

2. Суммируются баллы по составляющим ППП;

3. Определяется характеристика ППП предприятия в зависимости от полученных баллов и значимости составляющей ППП.

Расчетный этап для рассматриваемого предприятия приведен в таблице 4.

Таблица 4. Значения коэффициентов по каждой группе, характеризующей ППП

Наименование показателя Значение Балл (обозначение) Обозначение

Производственная составляющая

Износ основных фондов 83 % 2 (С)  
Соотношение обновление/выбытие основных фондов 0,66 6 (В)  
Фондоотдача 8,67 10 (А)  
ИТОГО   18 В

Материальная составляющая

Доля прямых переменных затрат в себестоимости продукции 79 % 6 (В)  
Соотношение изменение цен на сырье, материалы / изменение цен на продукцию 0,52 10 (А)  
Материалоотдача 1,34 6 (В)  
ИТОГО   22 В

Кадровая составляющая

Соотношение коэффициент оборота по приему / коэффициент оборота по выбытию 1,31 2 (С)  
Профессиональный состав кадров Необходимо обучение и обновление персонала 6 (В)  
Изменение выработки на одного работающего -5 % 2 (С)  
ИТОГО   10 С
ВСЕГО   50 В

На рассматриваемом предприятии особую значимость имеет материальная составляющая ППП, так как о высоком уровне производственного потенциала будет свидетельствовать своевременность поставок сырья, его высокое качество, максимальная оборачиваемость и т.д.

Таким образом, предприятию ООО ТД «Кранснаб» можно присвоить средний уровень производственного потенциала (В) – предприятие успешно существует в бизнесе, имеются трудности, которые преодолеваются, т.к. работают механизмы адаптации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: