Показатели деловой активности

 

Деловая активность предприятия рассматривается как некоторая характеристика масштаба деятельности предприятия и его способности генерировать в процессе деятельности устойчивый поток доходов безотносительно сопутствующим расходам.

Оценка деловой активности предприятия включает оценку оборачиваемости средств (активов и источников их формирования) и продолжительности производственно-сбытового цикла. Обобщающие показатели оценки эффективности использования ресурсов предприятия и динамичности его развития представлены в таблице 4.3.

 

Таблица 4.3 — Основные показатели оценки деловой активности и формулы их расчета

Наименование показателя Методика расчета Примечания
1. Фондоотдача Выручка от продаж (ф.2)::Средняя стоимость основных средств (ф.1) Расчет средней стоимости основных средств: (с.120н.п. + С.120к.п.): 2 (ф.1)
2. Оборачиваемость средств в расчетах (в оборотах) Выручка от продаж (ф.2): : Средняя дебиторская задолженность (ф.1) Расчет средней дебиторской задолженности: (с. 240н.п. + с. 240к.п.): 2 (ф. l)
3. Период оборачиваемости средств в расчетах (продолжительность оборота в днях) 360 дней: Оборачиваемость средств в расчетах (в оборотах) 360: п. 3.2.
4. Оборачиваемость запасов (в оборотах) Себестоимость реализации:: Средняя за период величина запасов Расчет средней величины запасов: (с. 210н.п. + С. 220н.п. + С. 210к.п. + С. 220к.п.): 2 (ф. 1)
5. Период оборачиваемости запасов 360 дней: Оборачиваемость запасов (в оборотах) З60: п. 3.4
6. Период оборачиваемости кредиторской задолженности Средняя кредиторская задолженность (ф. l): (Себестоимость реализации: 360 дней) Расчет средней кредиторской задолженности: (с. 620н.п. + + с. 620к.п): 2
7. Продолжительность операционного цикла (в днях) Оборачиваемость запасов (дн.) + Оборачиваемость дебиторской задолженности (дн.) п. 3.3+ п. 3.5
8. Продолжительность финансового цикла (в днях) Продолжительность операционного цикла (в днях) - Оборачиваемость кредиторской задолженности (в днях) п. 3.7-  п. 3.6
9. Коэффициент оборачиваемости собственного капитала Выручка от продаж (ф. 2): Средняя величина собственного капитала (ф.1) с. 010 (ф. 2): [(с. 490н.п.+ с. 490к.п.): 2]
10. Коэффициент оборачиваемости активов Выручка от продаж (ф. 2): Средняя величина активов (ф. l) С. 010 (ф. 2): [(с. З00н.п.+ с. 300к.п.): 2]

 

Дополнительно рассчитывают оборачиваемость дебиторской задолженности (в оборотах за период и в днях), оборачиваемость кредиторской задолженности (в оборотах за период и в днях), проверяют соотношение дебиторской и кредиторской задолженности

 

Темпы темпов роста прибыли, темпов роста выручки,, фондоотдачи, производительности труда, показатели длительности оборота оборотных средств (в том числе в поэлементном разрезе), коэффициент оборачиваемости оборотных средств, период оборота запасов, период оборота дебиторской задолженности, период оборота кредиторской задолженности, длительность операционного цикла, длительность финансового цикла. Приведем только некоторые показатели (Все студенты должны знать все перечисленные показатели из курсов экономического анализа, экономики предприятия)

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности:

 

К обор.д.з. = .

 

Длительность оборота дебиторской задолженности:

Ддз =

 

Срок давности кредиторской задолженности:

Дкз =

Коэффициент оборачиваемости запасов:

Коб.з. =

 

 

 Показатели рентабельности

Результативность и экономическая целесообразность функционирования предприятия измеряются абсолютными и относительными показателями. Различают показатели экономического эффекта и экономической эффективности.

Экономический эффект — абсолютный, объемный показатель, характеризующий результат деятельности, который может быть просуммирован в пространстве и времени. Экономическая эффективность — относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с расходами или ресурсами, использованными для достижения этого эффекта.

Экономический смысл показателей оценки рентабельности заключается в подсчете: сколько денежных единиц прибыли приходится на одну денежную единицу капитала (выручки, расходов). Коэффициенты рентабельности показывают, насколько прибыльна деятельность предприятия.

Рост рентабельности является положительной тенденцией в финансово-хозяйственной деятельности предприятия. При этом следует помнить, что коэффициенты рентабельности не всегда учитывают особенности деятельности предприятия. Это возможно в трех ситуациях, когда:

- предприятие может быть высокорентабельным за счет осуществления рискованных проектов, что в итоге может привести к потере финансовой устойчивости;

- долгосрочные инвестиции, как правило, влияют на коэффициенты рентабельности в сторону их снижения;

- расчет рентабельности капитала основывается на учетных, а не рыночных оценках стоимости фирмы и, следовательно, дает неточный результат.

Значения коэффициентов рентабельности не имеют норм. Чем выше их величина, тем эффективнее работает предприятие. К основным показателям относятся следующие (Таблица 4.4):

 

Таблица 4.4 — Основные показатели оценки рентабельности и формулы их расчета

Наименование показателя Методика расчета Примечания
1.Рентабельность продаж Чистая прибыль (ф. 2): Выручка от продаж (ф. 2)
2. Рентабельность основной деятельности Чистая прибыль (ф. 2): Расходы на производство и сбыт (ф. 2)
3. Рентабельность активов Чистая прибыль (ф. 2): Средняя величина акти­вов (ф. l) Расчет средней величины активов: (с.З00н.п. + с. 300к.п.): 2
4. Рентабельность внеоборотных активов Чистая прибыль (ф. 2): Средняя величина внеоборотных активов (ф.l) Расчет средней величины внеоборотных активов:: (с. 190н.п. + с. 190к.п.): 2
5. Рентабельность собственного капитала Чистая прибыль (ф. 2): Средняя величина капитала и резервов (ф. 1) Расчет средней величины капитала и резервов: (с. 490н.п. + с. 490к.п.): 2
6. Период окупаемости собственного капитала Средняя величина капитала и резервов (ф.1): Чистая прибыль(ф. 2)

Анализ рентабельности. Показатели этой группы предназначены для оценки общей эффективности вложения средств в данное предприятие. В отличие от показателей второй группы здесь абстрагируются от конкретных видов активов, а анализируют рентабельность капитала в целом. Основными показателями поэтому являются рентабельность авансированного капитала и рентабельность собственного капитала.

Рентабельность продаж:

 Rп =

Коэффициент чистой прибыли, рентабельность продыж по чистой прибыли:

R чп =

Рентабельность инвестиций:

R и =

 

Рентабельность активов:

R а =

 

Коэффициент оборачиваемости активов:

К об. а. =

 

Анализ положения предприятия и деятельности на рынке ценных бумаг. В рамках этого анализа выполняются пространственно-временные сопоставления показателей, характеризующих положение предприятия на рынке ценных бумаг: дивидендный выход, доход на акцию, ценность акции и др. Этот фрагмент анализа выполняется, главным образом, в компаниях, зарегистрированных на фондовых биржах и реализующих там свои акции. Любое предприятие, имеющее временно свободные денежные средства и желающее вложить их в ценные бумаги, также ориентируется на показатели данной группы

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow