Обработка результатов и их интерпретация

Социологическое исследование особенностей влияния средств массовой информации на социализацию молодежи

Актуальность темы исследования

 

Современная Россия находится в периоде кардинальной трансформации социального, культурного, информационного устройства общественно-политических отношений. Под влиянием глобализации, системной открытости возникают новые ценности и приоритеты, меняются стандарты поведения, исторически используемые обществом в повседневной деятельности. Наиболее динамичной средой и мобильной частью социума, которая быстро реагирует на все происходящие изменения, является молодежь.

Важнейшими условиями, основаниями и одновременно механизмами реального роста-развития подростков, юношества и вписывания их в мир взрослых являются процессы индивидуализации, социализации и идентификации растущего человека в онтогенезе, развития его самости как важнейшей образующей базовых оснований становления и развития человека.

Политический и духовный мир молодого поколения, вступающего в жизнь в условиях межгенерационного разрыва, формируется как продукт противоборства конкурирующих социальных и политических институтов, важнейшими из которых являются семья (система и среда воспитания), школа (образовательная система и среда), государство (политическая система и среда), средства массовой информации (медиасистема и среда).

В настоящее время в российском обществе происходит процесс омоложения участников общественных и политических процессов, смена целеполагающих социально-политических установок по поводу политической социализации подрастающего поколения, согласование статусов и функций субъектов этого процесса - одна из концептуальных задач государства в области работы с молодежью как стратегическим национально-государственным ресурсом, которая может решиться как через информационную политику в целом, так и через обеспечение информационной безопасности от информационных угроз, инспирированных СМИ.

В последнее время очевиден рост внимания исследователей к проблемам социализации личности в целом и молодежи в частности. Это связано с происходящими трансформационными изменениями современного российского общества, реформированием его политической и социально-экономической составляющих и как следствие - модификацией мировоззрения и сознания россиян.

Данное социологическое исследование, на мой взгляд, не только позволит ответить на вопросы о восприятии молодежью Липецкой области существующей информационной среды, даст качественную и количественную характеристику СМИ с точки зрения их воздействия на сознание молодежной аудитории, но также может быть положено в основу выработки рекомендаций региональным образовательным, молодежным и информационным структурам по изменению ситуации и принятию управленческих решений.

 

Цель исследования, задачи, гипотеза. Обоснование методов

 

Мною было проведено собственное социологическое исследование.

Объект исследования: молодежь.

Предмет исследования: принципы и механизмы влияния средств массовой информации на сознание и поведение молодежи.

Целью социологического исследования является изучение влияния средств массовой информации Липецкой области на молодежь.

Задачи социологического исследования:

1) Составление анкеты в соответствии с целью социологического исследования.

2) Инструкция опрашиваемых по заполнению анкет и проведение анкетирования.

3) Обработка результатов и их интерпретация.

4) Выявление особенностей влияния средств массовой информации Липецкой области на молодежь, выводы по проведенному социологическому исследованию.

Генеральная совокупность составила молодежь города Липецка, возрастом от 16 до 23 лет, учащиеся училища № 26 города Липецка и Российского Государственного Гуманитарного Университета города Липецка. Для расчета ошибок выборки мы применяли формулы для бесповторного отбора, средняя ошибка выборки для средней величины составляет 5% от численности генеральной совокупности. Коэффициент доверия  принимался в зависимости от уровня доверительной вероятности и числа степеней свободы, определялся по таблице Стьюдента. Предельная ошибка для средней величины t = 0,5.

Выборочная совокупность – 100 человек, выборка формировалась стихийно.

Методы сбора информации – анкетирование.

В ходе исследования опрошенным давались анкеты, где необходимо было отметить фамилию, имя, отчество опрашиваемых и ответить на вопросы, определяющие влияние средств массовой информации на их социализацию.

 

Сроки проведения исследования

 

Исследование проводилось в г. Якутске, 2011г.. Исследование проводилось среди учащихся финансово-экономического института, а так же среди студентов БГУЭП.

В исследовании приняло участие 57% девушек и 43 % мужчин.

Анкета представлена в Приложении.

 

 

 

Обработка результатов и их интерпретация

 

Обработка заполненных анкет опрошенных показала следующие результаты.

Таблица 1.

Частота употребления информации, передаваемой по каналам СМИ (в процентном соотношении)

Варианты ответов ФЭИ БГУЭП Общее количество респондентов
1.Ежедневно 33,3 50,9 48
2. Довольно часто 27,3 35,5 39,4
3. Редко 34,3 10,1 9,2
4. Не испытываю такой потребности 5,1 1,2 3,4

 

По данным опроса, почти половина респондентов (48%) ежедневно получают информацию по каналам СМИ, более трети (39,4%) – довольно часто и 3,4% никогда не испытывают такой потребности.

Наибольший показатель тех, кто вообще не интересуется информацией СМИ наблюдается у учащихся ФЭИ, он составляет 5,1%. И 34,3% этой аудитории редко обращаются к СМИ как источнику информации.

Таблица 2.

Отличительные особенности показателей частоты употребления информации в зависимости от пола опрашиваемых (в процентном соотношении)

Варианты ответов Юноши Девушки
1.Ежедневно 41 45
2. Довольно часто 30 38
3. Редко 23 14
4. Не испытываю такой потребности 5 2

 

Отличительные особенности показателей частоты употребления информации в зависимости от пола опрашиваемых позволяют выявить, что у девушек более устойчивая привычка ежедневно получать информацию из разных источников (45%), по сравнению с юношами (41%).

Таблица 3

Предпочитаемые источники информации (в процентном соотношении)

Варианты ответов ФЭИ БГУЭП Общее количество респондентов
1. ТВ 74,8 79,3 79,1
2. Интернет 33,3 49,7 35,2
3. Радио 28,3 40,2 27,6
4. печатные СМИ 12,1 36,7 20,5
5. Другое общение, книги, слухи, музыка, на улице 2,0 2,4 2,1

 

В целом в молодежной среде как источник информации с большим преимуществом лидирует телевидение (79,1%). Наименьший интерес представляют печатные СМИ (20,5%), радио – 27,6%: на второе место по популярности, потеснив традиционные средства массовой информации, вышел интернет (35,2%).

 

Таблица 4.

Отличительные особенности показателей предпочитаемых источников информации в зависимости от пола респондентов (в процентном соотношении)

Варианты ответов Юноши Девушки
1. ТВ 76 82
2. Интернет 44 34
3. Радио 22 37
4. печатные СМИ 16 30
5. Другое общение, книги, слухи, музыка, на улице 1   1  

 

Отличительные особенности показателей предпочитаемых источников информации в зависимости от пола респондентов показывают, что девушки чаще, чем юноши смотрят телевидение (82% и 76% соответственно), они также чаще листают газеты и журналы (30% и 16% соответственно). Однако в Интернете больше пропадают юноши, чем девушки (44% и 34% соответственно).

Некоторые респонденты в графе «другое» как источник информации называют общение на улице, слухи.

Наименее доступным видом СМИ для молодежной аудитории г. Якутска (Таблица 5) является интернет (30,7%), либо они не представляют его как источник информации. Даже среди студентов вузов есть 16,6% тех, кто никогда не использует Интернет как источник информации.

Таблица 5.

Показатели наименее предпочитаемых источников информации респондентами (в процентном соотношении)

Варианты ответов ФЭИ БГУЭП Общее количество респондентов
Интернет 39,4 16,6 30,7
Печатные СМИ 35,4 19 27,7
Радио 22,2 24,3 21,9
ТВ 6,1 4,1 3,8
Другое незнакомые люди, слухи, сплетни, листовки 7,1   10,1   17,5

Таблица 6.

Показатели наименее предпочитаемых источников информации респондентами в зависимости от пола (в процентном соотношении)

Варианты ответов Юноши Девушки
Интернет 23 31
Печатные СМИ 34 17
Радио 30 25
ТВ 6 1
Другое незнакомые люди, слухи, сплетни, листовки 4   3  

 

Данные таблиц 5 и 6 показывают, что более четверти опрошенных (27,7%) никогда не используют как источники информации печатные СМИ, 21,9% - радио и только 3,8% не рассматривают как источник информации телевидение. Большинство опрошенных девушек заявляют о трудностях доступа для них сети Интернет (31 %), для юношей наиболее недоступными источниками информации являются печатные СМИ (34%) и радио (30%)

 

 

Таблица 7.

Ранжирование качественных показателей, которыми по мнению респондентов должны обладать современные СМИ (в процентном соотношении)

Варианты ответов ФЭИ БГУЭП Общие показатели Юноши Девушки
Достоверность 41,4 11,1 27 19 33
Объективность 26,6 1,0 10,6 9 13
Информативность 12,4 4,0 8,7 8 10
Доступность 14,2 1,0 7,2 5 9
Интерес 8,3 3,0 6,5 3 10
Актуальность 14,2 0 5,6 4 7
Оперативность 7,7 3,0 5,1 5 2
Независимость 7,1 0 4,5 3 2
Позитив 2,37 3,0 2,3 2 3
Грамотность 1,2 0 1,1 1 1
Другое 16,0 16,2 16,1 14 13
не ответили 12,6 46 37,2 6 32

 

Анализ таблицы показывает, что среди приоритетных качеств по отношению к современным СМИ молодежь выделяет достоверность – 27%, объективность – 10,6% и информативность – 8,7%. Более других респонденты отметили такое качество СМИ, как доступность: БГУЭП – 14,2%, ФЭИ– 1,0%.

Настораживает высокий процент ответов «Достоверность» (27%), тогда как по мнению социологов (Федотова Л.Н., Топилина Е.С.) 10-15 лет назад такой вариант ответа вообще мог не встретиться.

Особенно важный для современных СМИ показатель – интерес – оказался в целом для всех групп респондентов на пятом месте (6,5%). Замыкают перечень актуальных качеств для СМИ позитив – 2,3% и грамотность – 1,1%. При этом 12,6% студентов БГУЭП и 46% учащихся  ФЭИ вообще не ответили на этот вопрос.

 

 

Таблица 8.

Ранжирование качественных показателей, которыми по мнению респондентов не должны обладать современные СМИ (в процентном соотношении)

Варианты ответов ФЭИ БГУЭП Общее количество респондентов Юноши Девушки
Недостоверность/ложь 10,1 21,3 13,9 11 17
Насилие 4,0 9,5 7,9 4 11
Субъективизм 0 14,8 5 5 6
Ангажированность 1,0 9,5 4,5 4 4
Много рекламы 2,0 2,4 2,2 6 1
Скучными 0 5,3 2,1 1 2
Другое 5,01 20,1 13 9 11

 

Более всего не приемлют молодые в современных СМИ ложь – 13,9%, что соотносится в предыдущем вопросе с «достоверностью», насилие – 7,9% и субъективизм – 5,0%. Из других качеств, как неприемлемых, респонденты выделяют: вторжение в личную жизнь, скандальность, наглость, халтура, пропаганда западного образа жизни, аморальность, желтизна.

Схематически полученные результаты исследования можно представить следующим образом:

Предпочтения в выборе источников информации с разбивкой по социальным группам

 

 

Показатели частоты анализа молодежью информации, полученной через СМИ (в процентном отношении)

 

Показатели реакции молодежи на восприятие ненормативной лексики (в процентном соотношении)

 

 

Структура опрошенных по вопросу – «Привлекают ли Вас сцены насилия на экране?»

 

 

Ранжирование качественных показателей, которыми по мнению респондентов должны обладать современные СМИ

 

Ранжирование качественных показателей, которыми по мнению респондентов не должны обладать современные СМИ (в процентном соотношении)

 

 

Показатели общей оценки влияния телевидения на современную молодежь (в процентном соотношении)

 

      

 

Показатели общей оценки влияния телевидения на современную молодежь (в процентном соотношении)

 

 

Сравнительные особенности показателей оценки влияния телевидения на современную молодежь в зависимости от пола респондентов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: