Ролевая концепция личности

Происходящие в нашем обществе процессы невозможно правильно оценить и понять без изучения обширного научного наследия в об-ласти социологии личности,

Одной из известнейших социологических теорий личности явля-ется ролевая концепция, возникшая в американской социальной пси-хологии в 30х годах XX века и получившая широкое распространение в различных социологических течениях, особенно в структурно-функ-циональном анализе.

Основоположником ролевой концепции личности считают Дж.Мида. Выше мы уже говорили об этом исследователе как об основателе тео-ретических построений символического интеракционизма. Идеи Мида, не пользовавшиеся популярностью долгие годы, в 80-х годах получи-ли широкий резонанс благодаря осознанию того факта, что ученый сумел опередить свое время, поставив и решая проблема, сформулиро-ванные в социологии лишь на исходе XX века. Ныне Мид воспринимает-ся как классик, как фигура в значительной степени определившая со-держание современного этапа развития зарубежной социологии.

Каково место теоретической системы Мида в социологии? Какова роль его идей для современной социологии? Конечно, мы не можем в настоящем раз-деле исчерпывающе рассмотреть эти вопросы, но попытаемся обрисовать некоторые основные черты социально-психологической теории Мида, вы-явить ее основную теоретико-мировоззренческую ориентацию.

Центральное в социальной психологии Мида - понятие межиндиви-дуального взаимодействия. Совокупность процессов взаимодействия по Миду, конституирует общество и социального индивида. Анализ про-цесса формирования индивидуального сознания в ходе взаимодействия Мид начинает с понятия “жест”. Жест как индивидуальное действие служит начальной фазой взаимодействия и выступает в качестве стимула, на который реагируют другие участники. Жест предполагает наличие некоего референта, “идеи” соотнесенность с некоторыми элементами опыта индивида и вызывает в сознании совершающего жест тот же отклик, что и в сознании воспринимающего. Важнейшим из жестов-симво-лов является, по мнению Мида, слово (“голосовой жест”). Язык опре-деляется как конституирующий фактор сознания. Ионии Л.Г. Понимающая социология. Историко-критический анализ.-М.:Наука,1979,с.68-69.

В любой культуре с жестом и языком всегда связано какое-то их значение. Это значение ученый усматривал в “практических последст-виях”, т.е. тех реакциях, которые вызывают данные символы. “Значе-ние - отмечал Мид, - это не состояние сознания... Значение жеста рав-но ответу данного индивида на жест другого в определенном акте со-циального действия, этот ответ также служит основой возникновения другого жеста или нового содержания для нового жеста. Поэтому в данном случае жест является началом социального акта, порождающего ряд коммуникаций” Антонович И,И. Социология США: проблемы и поиски решений.-Мн.,1976..

Одной из важнейших частей социологического учения Мида явилась его концепция “межиндивидуального взаимодействия”, утверждавшая, что общение людей и установки индивида на объекты (на “других” и на са-мого себя) порождаются и поддерживаются определенной совокупностью социальных факторов. То, как индивид воспринимает окружающую соци-альную действительность, обуславливается его опытом общения с дру-гими, особенно собственной способностью воспринимать мир и себя так, как этот мир видят другие и как это выражено соответствующи-ми символами (жестами или словами). В связи с этим поведение индивида в группе, считая Мид, является результатом принятия дан-ным индивидом установок других по отношению к себе и последующей кристаллизации всех этих частных установок в единую установку или точку зрения, которая может быть названа установкой “обобщенного другого”.

Этот процесс принятия роли других людей (“обобщенного друго-го”) особенно рельефно проявляется в ходе формирования человеческого “Я”, происхождение и структура которого, по Миду, отражают единст-во и структуру социального процесса.

Таким образом, стадии принятия роли другого, других, “обобщен-ного другого” - стадии превращения физиологического организма в рефлексивное социальное Я. Главная характеристика Я - способность становиться объектом для себя самого, что отличает его от неодушев-ленных предметов и живых организмов. Богатство и своеобразие зало-женных в том или ином индивидуальном Я реакций, способов действия, символических содержаний зависит от разнообразия и широты систем взаимодействия, в которых Я участвует.

В целом, согласно концепции Мида, поведение человека обуслов-лено структурой его личности, его социальной ролью и восприятием установок “обобщенного другого”.

Разработанная Мидом ролевая концепция личности имела существен-ное значение. Благодаря ей многомерное поведение человека можно представить (и проанализировать) в виде определенного набора со-циально-типичных, устойчивых шаблонов его поведения - “ролей”, ко-торые человек играет в обществе. Причем, анализ “ролей” человека дает достаточные основания для суждения не только о его поведении, но и его личности, поскольку ее внутренняя импульсивная и норматив-ная противоречивость выражается в любых поведенческих актах.

Американский ученый-социолог А. Халлер в дополнение к теории Дж. Мида разработал концепцию "значимого другого". "Значимый другой" - это та личность, одобрения которой данный индивид добивается и чьи указания он принимает. Такие личности оказывают наибольшее влияние на установки индивидов и на формирование их собственного "Я". В качестве "значимых других" могут выступать родители, замечательные учителя, наставники, некоторые товарищи детских игр и, возможно, популярные личности. Индивид стремится принять их роли, подражать им и таким образом осуществлять процесс социализации через "значимого другого" Фролов С. С. Социология: Учебник. М.: 1999. С.187.

В последнее время наиболее крупные разработки в теории интеракционализма связываются с именем Э Гоффмана (1922-1982), чьи взгляды занимают промежуточное положение между чикагской школой и “ролевой” теорией. Свою концепцию он часто называет “драмматургическим подходом”, что выражается в следующей аналогии: роли - эксектации, которые другие имеют относительно нашего поведения в определенных ситуациях, рассматриваются им как пьесы, которые мы разыгрываем. Он уделял большое внимание тому, как мы их исполняем и какими способами мы осуществляем руководство нашим “представлением” Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретиче-ская социология. - СПб,1996. С.207.. Все аспекты жизни - от глубоко личных до общественных - описываются в театральных терминах: пьеса, сцена, актер, кулисы и т.п. Таким образом, Э.Гофман описывает процесс интерпретации “Представления своего “Я” другим”, исходя из мидовских построений о “Я” и “Мое”.

Итак, Теория ролей хорошо описывает адаптационную сторону процесса социализации личности. Но эту схему нельзя принять за единственно верную, поскольку она оставляет в тени активное, творческое нача-ло личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: